Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Кафедра теории и методики дошкольного образования
«Оптимизация сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 050703 Дошкольная педагогика и психология
Исполнитель:
Ганина Лилия Юрьевна
студентка 5 курса заочного отделения
Допущена к защите Научный руководитель:
Протокол № _________ Рецензент:
кандидат педагогических наук, профессор
Ган Наталья Юрьевна
«___» ________20__г.
Зав. кафедрой ________
Шадринск, 2013 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……......................
1.2. Современные
подходы к организации
1.3. Направления
работы воспитателей дошкольного образовательного
учреждения с родителями……………………………………......
1.4. Формы взаимодействия
семьи и дошкольного образовательного
учреждения....................
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ
ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ……………………………………
2.1. Изучение
состояния работы с родителями
на этапе констатирующего
2.2.Формирующий
этап работы с родителями по проведению
нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семей……………………………………...........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно[24].
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере [30].
В то же время, поскольку сотрудничества и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: «Оптимизация сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Приведенный анализ подтверждает
необходимость сотрудничества и взаимодействия
педагогов ДОУ с родителями, взаимодополняющего,
взаимообогащающего влияния семейного
и общественного воспитания. Поэтому многие
ученые (Арнаутова Т.В., Данилина Т.А., Голубева
Л.В., Куликова Т.А., Зверева О.Л.,) в один
голос утверждают о целесообразности
совместного участия, взаимодействия
этих двух систем в воспитании подрастающего
поколения. На сегодняшний день вопросы
взаимодействия дошкольного и семейного
воспитания актуальны, и находятся на
первом месте. Но, к нашему большому сожалению,
единого подхода и методических разработок
к организации эффективного взаимодействия
на сегодняшний день нет. Именно поэтому,
определяющим проблемы нашего исследования,
стал выбор методики эффективного взаимодействия
ДОУ и семьи и организация целесообразных
педагогических условий для ее реализации [22].
Все вышеотмеченное позволило обнаружить противоречие в современных условиях сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации педагогических возможностей развития сотрудничества и взаимодействия педагогов как условия их успешности в работе с родителями.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему
исследования
и выявить уровень удовлетворенности
сотрудничеством и взаимодействием
дошкольного образовательного учреждения
и семьи.
Объект исследования: сотрудничество и взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы сотрудничество и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Задачи исследования:
1). Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
2). Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
3). Создать структурно - функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.
Гипотеза исследования: заключается в том, что процесс оптимизации сотрудничества педагогов ДОУ с родителями будет эффективным, если:
- определено содержания понятий
«оптимизация», «
«взаимодействие»;
- если нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут
Практическая
база исследования. Опытно-поисковая
работа осуществлялась в МА ДОУ МО детский
сад «Росинка» г. Нягань ХМАО в исследовании
приняли участие 20 родителей старшей группы
«Цветик–семицветик».
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении сведений о работе с родителями как средства оптимизации сотрудничества и взаимодействия педагогов.
Практическая
значимость исследования заключается
в том, что разработанные в нем теоретические
положения дают возможность повысить
эффективность и результативность процесса
оптимизации сотрудничества и взаимодействия
педагогов. Полученные в исследовании
результаты могут быть использованы в
воспитательной практике дошкольных общеобразовательных
учреждений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А.Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [5].
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции "свободного воспитания", согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со "свободным воспитанием", а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со "старой семьей", которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания [3].
Так, оценивая воспитательные возможности
школы, А. В. Луначарский подчеркивал,
что она "как государственно-
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества" [7].