Работа с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Ганина Лиля ВКР..docx

— 153.48 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

 

 

 

 

«Оптимизация сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ  с родителями» 

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки  050703 Дошкольная педагогика и психология

                    

 

 

Исполнитель:

Ганина Лилия Юрьевна   

студентка 5 курса заочного отделения

 

Допущена к защите            Научный руководитель:

Протокол № _________  Рецензент:

 кандидат  педагогических  наук, профессор

 Ган Наталья Юрьевна         

 «___» ________20__г.                 

Зав. кафедрой ________  

 

 

Шадринск, 2013 год

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6

1.2. Современные  подходы к организации взаимодействия  семьи и дошкольного образовательного  учреждения...................................................17

1.3. Направления работы воспитателей  дошкольного образовательного учреждения  с родителями…………………………………….........................24

1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30

ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ  ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41

2.1. Изучение  состояния работы с родителями  на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41

2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47    2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно[24].

Роль семьи в воспитании и  развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного  воспитания признается особый эмоциональный  микроклимат, благодаря которому у  ребенка формируется отношение  к себе, что определяет его чувство  самоценности. Другая важная роль семейного  воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка  в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного  учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего  то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее  время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере [30].

В то же время, поскольку  сотрудничества и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: «Оптимизация сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества и взаимодействия  педагогов ДОУ с родителями, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Поэтому многие ученые (Арнаутова Т.В., Данилина Т.А., Голубева Л.В., Куликова Т.А., Зверева О.Л.,) в один голос утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. Но, к нашему большому сожалению, единого подхода и методических разработок к организации эффективного взаимодействия на сегодняшний день нет. Именно поэтому, определяющим проблемы нашего исследования, стал выбор методики эффективного взаимодействия ДОУ и семьи и организация целесообразных педагогических условий для ее реализации [22].                                                                                                                 

Все вышеотмеченное позволило  обнаружить противоречие в современных условиях сотрудничества и взаимодействия  педагогов ДОУ с родителями.         

Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации педагогических возможностей развития сотрудничества  и взаимодействия педагогов  как условия их успешности в работе с родителями.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему исследования  
и выявить уровень удовлетворенности сотрудничеством и взаимодействием  
дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Объект исследования:  сотрудничество и  взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.

Предмет исследования: нетрадиционные формы сотрудничество и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Задачи исследования:

1). Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

2). Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

3). Создать структурно - функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.

Гипотеза исследования:  заключается в том, что процесс оптимизации сотрудничества педагогов ДОУ с родителями будет эффективным, если:

- определено содержания понятий  «оптимизация», «сотрудничество»,

«взаимодействие»;                                                                                                         

- если нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

- если в работе будут преобладать  формы, направленные на привлечение  родителей к воспитанию своих детей

Практическая  база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в МА ДОУ МО детский сад «Росинка» г. Нягань ХМАО в исследовании приняли участие 20 родителей старшей группы «Цветик–семицветик».                                                                                       

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении сведений о работе с родителями как средства  оптимизации  сотрудничества и взаимодействия педагогов.    

Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса оптимизации сотрудничества и взаимодействия педагогов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных общеобразовательных учреждений.                                                                           

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей

 

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья  или общественное воспитание (детский  сад, школа, другие образовательные  учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А.Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [5].

В противоположность им, социалист-утопист  Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно  общественного воспитания ребенка  с ранних лет активно воплощалась  в нашей стране с одновременным  низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая  роль общественного воспитания в  формировании личности ребенка. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции "свободного воспитания", согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со "свободным воспитанием", а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со "старой семьей", которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания [3].

Так, оценивая воспитательные возможности  школы, А. В. Луначарский подчеркивал, что она "как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку  жизнь". Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении  усилий школы, общественности и семьи  при направляющей роли школы и ее влияния на семью [4].

Дальнейшее развитие подобного  рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может  воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница  государственного воспитания. Школа  должна руководить семьей". Макаренко  призывал педагогические коллективы изучать  жизнь детей в семье с целью  улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества" [7].

Информация о работе Работа с родителями