Работа с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Ганина Лиля ВКР..docx

— 153.48 Кб (Скачать документ)

Как правило, больше ошибок совершают  молодые специалисты. В помощь молодым  педагогам можно предложить вопросники относительно различных видов деятельности ребенка в семье. Например, при  ознакомлении с игровой деятельностью  можно уделить внимание следующим  вопросам:

наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;

    • размещение игрушек, их состояние;
    • что побуждает родителей покупать игрушки;
    • любимые игрушки ребенка, какими игрушками  ребенок любит играть дома, и знают ли об этом родители;
    • решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
    • когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).

При выявлении характера трудового  воспитания педагог выясняет:

  • есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;
  • как дети выполняют эти обязанности;
  • какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
  • установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
  • учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
  • интерес ребенка к отдельным видам труда [14].

Такого типа вопросники можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов  родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей  в нужное русло, указав на ошибки. Но предложения семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно. Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы. Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в поведении  Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы  сталкиваетесь при воспитании  ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает  отклонение (если таковое есть) в  поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы  обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания по  улучшению работы детского сада?

Обобщение ответов помогает составить  общее представление о том, как  они понимают задачи воспитания, знают  ли своего ребенка, умеют ли анализировать  причины отклонений в его поведении и корректировать их [23].

Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания. В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций [6].

Тематический материал можно условно  разделить на четыре группы:

1. Содержание семейного воспитания  и вопросы повышения педагогической  культуры родителей в ДОУ.

2. Практические рекомендации воспитателям  относительно содержания, форм и  методов работы детского сада  с родителями:

а) изучение семей;

б) педагогические беседы и тематические консультации;

в) родительские собрания;

г) изучение, обобщение и распространение  опыта семейного воспитания;

д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

е) рекомендуемая тематика мероприятий  для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и  вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.

3. Повышение педагогических умений  воспитателей:

а) планирование работы с родителями;

б) педагогическое самообразование  педагогов;

в) педагогический опыт;

г) консультации и семинары с воспитателями.

Изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать  в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение  педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического  мастерства определяют уровень воспитанности  ребенка и отношение родителей  к выдвигаемым детским садом требованиям [10].

Можно предложить следующую методическую работу - это проведение методических недель по проблеме работы с кадрами.

1. Консультации на тему «Работе  с родителями - нетрадиционные подходы».

2. Просмотр и анализ конспектов  нетрадиционных встреч с родителями.

3. Составление конспектов встреч  с родителями в свете новых  подходов.

4.Составление перспективного плана  работы с родителями разных  возрастных групп на год совместно  с методистом, психологом, социальным  педагогом.

5. Педсоветы на тему «Работа  педагогического коллектива с  родителями» (нетрадиционные подходы), с приглашением родителей из  состава родительских комитетов.

Необходимо постоянно расширять  формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

 

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины  разные: одни семьи не хотят воспитывать  ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная  помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи [32].                  

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического  просвещения родителей, как и  уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка много  дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать  с родителями удобное для них  время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку  домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует  забыть о жалобах, замечаниях, не допускать  критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [25].

Педагогическая помощь родителям  должна основываться на тщательном и  всестороннем изучении каждой семьи, каждого  ребенка. Работа с родителями будет  иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и  взаимному интересу родителей и  воспитателей, если в ней будут  реализованы в единстве следующие  задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5.  Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье [18]. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: «Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», «Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье» и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность[21].                                                                                                         Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания. Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки[13].                                                                                

Наглядная пропаганда. Осуществляя  педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить  родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно  показать им воспитательно-образовательный  процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям  нужную педагогическую информацию. Можно  постоянно оформлять групповые  стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском  саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете  обсуждают годовой план работы. Затем  педагоги информируют о задачах  воспитания по определенному разделу  на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как  в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде.       В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.    Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения [15].

Открытые просмотры очень много  дают родителям: они получают возможность  наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его  поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у  педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.                                                                                                                                  О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения. Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.  Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Информация о работе Работа с родителями