Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71
5.Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
8.Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
9.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
10.Голицына, Н.С. Перспективное планирование в детском саду [Текст] / Н. С. Голицина. – М.: Скрипторий, 2010. – 40 с.
12.Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / А. А. Гуз. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. –
13. Гуров, В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] / В. Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
14.Давыдова, О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями ДОУ. Этнопедагогический подход [Текст] / О, И. Давыдова. – М.: ТЦ Сфера. 2006. –
19. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие [Текст] / В. П. Дуброва. – Минск, 1997. –74 с.
20.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 21.Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума / Авторы и составители: Колодяжная, Т.П. – Ростов – Н / Д, 2002. – 119 с. 22.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» [Текст] / О. Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
23.Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2006. – 160 с.
24.Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
25. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова, – М.: Академия, 2006. – 434 с.
26.Куликова. Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 232 с.
30.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей [Текст] / О. В. Солодянкина. – М., 2004. – 80 с.
31.Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина.— Белгород, 2004. — 177 с.
32.Чечет,
В. В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие
в интересах ребенка: пособие для педагогов
дошк. учреждений [Текст] / В.В.Чечет,
Т. М. Коростелева. – Минск: Университетское,
2000. – 158 с.
Перспективный план по использованию нетрадиционных форм работы с родителями в старшей группе на год
Дата |
Тематика |
Формы проведения |
Ответственный |
Сентябрь |
Познай себя как родителя (Какие мы родители) |
Родительское собрание 1.Тест "Я и мой ребенок" (приложение № 2) 2.Анкетирование (приложение № 3) 3.Показ видеофильма |
Воспитатель Психолог |
Октябрь |
Здоровый ребенок |
Семинар-практикум Система оздоровления. Закаливание. Точечный массаж. Чесночный настой. Заваривание чая лечебными травами. |
Воспитатель Родитель-врач |
Ноябрь |
Чистота - та же красота |
Встреча с родителями (приложение № 4) Выступление родителей Инсценирование детьми стихотворения А.Барто "Девочка-чумазая" Конкурс |
Воспитатель Психолог Родители |
Декабрь 1 неделя 3 неделя |
Моя семья - моя радость. |
Анкета для родителей (приложение № 5). Заседание "Семейного досуга" Рисунки детей "Вечер в моей семье" Беседа за круглым столом Организация клуба "Счастливая семья" Стенгазета "Вот мы какие!" Выставка семейных альбомов |
Воспитатель Психолог Родители |
Январь |
Традиции русской национальной культуры |
Праздник "Деревенские посиделки" Родительское собрание Заседание "Семейного досуга" |
Воспитатель Родители |
Февраль |
Общение родителей и детей |
Практикум "Семья на пороге школьной жизни" (приложение № 6) Марафон "Моя дружная семья" |
Воспитатель Родители |
Март |
Мы вместе с ребенком всей семьей |
Коллаж «Моя родословная» - совместная работа родителей и детей |
Воспитатель Родители |
Апрель |
"Храни огонь родного очага" |
Праздник "Тепло родного очага" |
Воспитатель Родители |
Май 1 неделя 3 неделя |
Наши успехи Итоги совместной работы за год и перспективы |
Родительское собрание Выступление родителей - рассказы о своих успехах за круглым столом с показом видеофильмов и фотографий. |
Воспитатель Родители |
Приложение № 2
Вопросы |
Ответы | ||
Можете ли вы |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
А |
Б |
В |
2. Посоветоваться с ребенком не взирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
А |
Б |
В |
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? |
А |
Б |
В |
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? |
А |
Б |
В |
6. Поставить себя на место ребенка? |
А |
Б |
В |
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? |
А |
Б |
В |
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства представляющий Вас в невыгодном свете? |
А |
Б |
В |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
А |
Б |
В |
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
В |
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться? |
Б |
В |
А |
12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка? |
А |
Б |
В |
13.Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть? |
А |
Б |
В |
Ключ к тесту
Ответ "А" оценивается в 3 очка, ответ "Б" - в 2 очка, ответ "В" - в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни.
Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке
для Вас вопрос первостепенной важности.
Вы обладаете способностями
Число очков - менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Вопросы и |
Варианты ответов |
1. Какие вопросы воспитания |
|
Взаимоотношения между детьми |
|
Взаимоотношения между детьми и родителями |
|
Организация здорового образа жизни ребенка |
|
Приобщение к культурным ценностям |
|
Другие (назовите) |
|
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? |
|
Читаю регулярно |
|
Читаю иногда |
|
Не читаю |
|
3. Читаете ли Вы газеты и |
|
Читаю регулярно |
|
Читаю иногда |
|
Не читаю |
|
4. В каких формах вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей? |
|
На родительских собраниях |
|
На родительских конференциях |
|
В индивидуальных беседах со специалистами |
|
На занятиях, в игровой форме |
|
Другие (назовите) |
|
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы? |
|
Да |
|
Нет |
|
6. Какой кружок вы могли бы вести в группе? |
|
«Изонить» |
|
«Лепка из соленого теста» |
|
«Оригами» |
|
«Вязание крючком» |
|
«Вязание крючком» |
|
«Умелые ручки» |
|
«Юный спортсмен» |