Работа с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Ганина Лиля ВКР..docx

— 153.48 Кб (Скачать документ)

 

 

Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

1. На вопрос "Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?" большинство родителей экспериментальной (60%) и контрольной (70%) групп ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?" 50% родителей экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы не читают педагогическую литературу. 30% родителей экспериментальной и 50% родителей контрольной группы не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.

2. Подавляющее большинство родителей  экспериментальной и контрольной  групп занимают пассивную позицию  в вопросе взаимодействия с  ДОУ. Так, 60% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 90% родителей экспериментальной группы и 80% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду изъявили желание только по одному родителю в каждой исследуемой нами группе.

По результатам анкетирования  нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной  группы:

• установить партнерские отношения  с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в  собственных педагогических возможностях.

Решение этих задач связано с  осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений  с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - "обращение назад").

Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок  и стереотипов. В понятие "педагогическая рефлексия" нами было включено умение родителей анализировать собственную  воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так  и просчетов, выбирать методы воздействия  на ребенка, соответствующие его  особенностям и конкретной ситуации.

Прежде чем мы приступили к работе, воспитателями были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями:

  • Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
  • Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  • Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
  • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
  • Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
  • С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
  • Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
  • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Авторитарные методы "воспитания»  родителей исключаются. Следует  заинтересованно и с любовью  к ребенку сотрудничать и взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.

 

Целью следующего этапа стало внедрение  нетрадиционных форм работы с родителями в практику работы, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

2.2. Формирующий этап работы с  родителями по проведению нетрадиционных  форм взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения с  семьей

 

 

Второй, формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2011 г. по апрель 2012 г. Мы внедряли нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику ДОУ.

С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы мы напоминали: чтобы наши дети выросли нравственно  здоровыми, необходим тесный контакт  родителей с воспитателями. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с  анкеты, которую заполняют родители. В анкету были включены следующие вопросы (Приложение № 5).

Проанализировав эти анкеты, мы узнали о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и  обязанностях по дому, о методах  воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Анкета для родителей позволила нам сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье мы узнали из рисунков детей. На данном этапе проведения педагогического эксперимента нами было проведено заседание: "Семейного досуга". Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему "Вечер в моей семье". Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию.

Рисунки детей заставили родителей  посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми. На вопрос: "Что вам  не разрешают делать родители?" ответы детей сводились в основном к  следующему: нельзя зажигать газ, открывать  незнакомым людям дверь, разжигать костер. Некоторые дети говорили так: "Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно". Вот с такой установкой - можно все! - дети обычно приходят в детский сад: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вести себя во время обеда. Принцип воспитания многих родите лей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему не обходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя.

Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка с взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они:

  • Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
  • Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
  • Покажи ребенку хороший пример.

Совместно с родителями мы решили создать клуб "Счастливая семья". Его работу строим под девизом "Моя  семья - моя радость". Наша общая  цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и  близких, быть милосердным к людям.

Первое заседание клуба посвящено  оно было знакомству с семьями  детей. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком "Вот мы какие!", где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показали свои таланты и дети, и родители, и бабушки.

Второе заседание клуба посвящено  оно было традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни  и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами.

Интересно прошел праздник "Деревенские  посиделки". В исполнении бабушек  звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали  старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек  и прабабушек. Был проведен практикум « Семья на пороге школьной жизни» (Приложение № 6). Немного позже мы провели марафон "Моя дружная семейка". В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое "мир семьи". В итоге получилось, что "мир семьи" - это:

• родной дом, уют, тепло;

• взаимопонимание, любовь, уважение;

• праздники, традиции.

Взрослые постарались объяснить  детям: чтобы в семье царили мир  и дружба, надо запомнить три важных правила:

• уважай старших и люби их;

• позаботься о младших;

• помни, что ты в семье помощник.

А на вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким  настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители. В конце марафона каждая семья получила в подарок альбом-пособие "Моя родословная" (автор-составитель В. С. Василевская).

Народная мудрость гласит: "Без  корня и полынь не растет", поэтому  у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной  семьи.

С помощью альбома-пособия, где  имеются задания для детей  и родителей, приступили к выполнению первого задания. Дети знакомились  с происхождением имен и фамилий, в словарях и справочниках искали материалы. Выполняя задания, дети писали о себе, своих родителях, братьях  и сестрах, о своих любимых  бабушках и дедушках.

Узнав много интересного о своих  родственниках, выяснив их звания и  титулы, дети вместе с родителями начали изготовлять Коллаж «Моя родословная»  - древо жизни каждой семьи.

Составив свою родословную, изготовив свой коллаж, научились сочинять свои фамильные гербы и девизы. На поле щита рисовали то, что больше всего подходит к их семье: кто-то изобразил свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень вода не течет". Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками. Вся эта работа помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела. Для начала необходимо было оформить специальное приложение в альбоме, которое называется "Календарь дней рождения и семейных праздников", и, самое главное, регулярно заглядывать в этот календарь, не забывая вовремя поздравить своих близких. Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник "Тепло родного очага", который прошел под девизом:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О. Фокина

Праздник прошел на большом эмоциональном  подъеме. Каждый момент этого праздника  воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем. На празднике дети рассказали о своих  далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекли  изумительный хлеб. А сколько интересного узнали дети о своих фамилиях, именах, которые пришли к нам из далекой старины. Много интересных реликвий было представлено на выставке: старинные вазы, рушники, подсвечники, старинные деньги. Детям удивительно было не только увидеть, но и услышать звучание патефона, который показался детям чем-то сказочным, нереальным. Оказалось, что в некоторых семьях есть свои символы счастья, которые приносят удачу. В одной семье - это шляпа рыболова, которая всегда приносит владельцу большой улов.

Часто мы задаем себе вопрос: почему наши дети не такие, какими мы хотели бы их видеть? А ответ очень прост: посмотри свою родословную. Замечательное стихотворение  сочинила одна бабушка про свою внучку:

Информация о работе Работа с родителями