Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71
Проанализировав ответы родителей экспериментальной группы, мы пришли к следующим выводам:
1.
Большинство родителей начали
целенаправленно заниматься
2.
Все родители
3. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%).
4.
Получать информацию о
5.
Родители изъявили желание
Ответы
родителей экспериментальной
Вопросы и варианты ответов |
Число ответов |
1. Какие вопросы воспитания |
|
Взаимоотношения между детьми |
0 |
Взаимоотношения между детьми и родителями |
0 |
Организация здорового образа жизни ребенка |
3 |
Приобщение к культурным ценностям |
3 |
Другие (назовите) |
4 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? |
|
Читаю регулярно |
4 |
Читаю иногда |
6 |
Не читаю |
0 |
3. Читаете ли Вы газеты и |
|
Читаю регулярно |
6 |
Читаю иногда |
4 |
Не читаю |
0 |
4. В каких формах вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей? |
|
На родительских собраниях |
2 |
На родительских конференциях |
3 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
1 |
На занятиях, в игровой форме |
4 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы? |
|
Да |
8 |
Нет |
2 |
6. Какой кружок вы могли бы вести в группе? |
|
«Изонить» |
0 |
«Лепка из соленого теста» |
1 |
«Оригами» |
1 |
«Вязание крючком» |
1 |
«Вязание крючком» |
1 |
«Умелые ручки» |
1 |
Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)
Вопросы и варианты ответов |
Число ответов |
1. Какие вопросы воспитания |
|
Взаимоотношения между детьми |
0 |
Взаимоотношения между детьми и родителями |
4 |
Организация здорового образа жизни ребенка |
3 |
Приобщение к культурным ценностям |
2 |
Другие (назовите) |
1 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? |
|
Читаю регулярно |
0 |
Читаю иногда |
6 |
Не читаю |
4 |
3. Читаете ли Вы газеты и |
|
Читаю регулярно |
1 |
Читаю иногда |
7 |
Не читаю |
2 |
4. В каких формах вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей? |
|
На родительских собраниях |
4 |
На родительских конференциях |
0 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
4 |
На занятиях, в игровой форме |
2 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы? |
|
Да |
4 |
Нет |
6 |
6. Какой кружок вы могли бы вести в группе? |
|
«Изонить» |
0 |
«Лепка из соленого теста» |
0 |
«Оригами» |
0 |
«Вязание крючком» |
0 |
«Вязание крючком» |
0 |
«Умелые ручки» |
1 |
«Юный техник» |
1 |
Другое |
0 |
Ответы родителей контрольной
группы во многом отличаются от ответов
родителей экспериментальной
1. Некоторые родители начали
проявлять больший интерес к
проблемам воспитания своих
2. Отношение к педагогической
литературе не изменилось, но
периодические издания по
3. В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 40% родителей - немного больше, чем на констатирующем этапе (20%), но намного меньше, чем родители экспериментальной группы (80%).
4. Получать информацию о
Выводы
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками ).
Основная цель всех форм и видов
взаимодействия ДОУ с семьей - установление
доверительных отношений между
детьми, родителями и педагогами, воспитание
потребности делиться друг с другом
своими проблемами и совместно их
решать. Этому способствуют нетрадиционные
формы взаимодействия с семьей. Очень
эффективны различные методы развития
у родителей рефлексии
Использование структурно-функциональной
модели взаимодействия дошкольных образовательных
учреждений и семьи по вопросам развития
ребенка, состоящей из информационно-аналитического,
практического и контрольно-
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании на тему нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость
общественного дошкольного
Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%). Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10% регулярно. После проведения мероприятий с родителями в ходе формирующего этапа большинство (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%). Родители изъявили желание проводить кружки: "Оригами", "Лепка из соленого теста", "Вязание крючком", "Юный техник", "Умелые руки", "Юный спортсмен" - 60%. До формирующего этапа - всего 10%.
Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности оптимизации сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ