Работа с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Ганина Лиля ВКР..docx

— 153.48 Кб (Скачать документ)

Проанализировав ответы родителей  экспериментальной группы, мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство родителей начали  целенаправленно заниматься проблемами  воспитания дошкольников. Теперь  их интересуют проблемы, о которых  они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое  воспитание детей, их культура  поведения, приобщение детей к  культурным ценностям. Как показали  результаты анкетирования, эти  проблемы интересуют 70% родителей  экспериментальной группы (до формирующего  этапа - 10%).

2. Все родители экспериментальной  группы читают педагогическую  литературу (40% - регулярно) и периодику,  посвященную проблемам воспитания  дошкольников (60% - регулярно). До формирующего  этапа - по 10%.

3. Многие родители (80%) с большим  интересом хотели бы принимать  участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%).

4. Получать информацию о воспитании  своих детей в игровой форме  хотят 40% родителей, на родительских  конференциях - 30%. До формирующего  этапа - всего 10%.

5. Родители изъявили желание проводить  кружки: "Оригами", "Лепка из  соленого теста", "Вязание крючком", "Юный техник", "Умелые руки", "Юный спортсмен" - 60%. До формирующего  этапа - 10%.

                                                                                                           Таблица №2.3.

Ответы  родителей экспериментальной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие вопросы воспитания остаются  для Вас менее изученными?

 

Взаимоотношения между детьми

0

Взаимоотношения между детьми и родителями

0

Организация здорового образа жизни  ребенка

3

Приобщение к культурным ценностям

3

Другие (назовите)

4

2. Читаете ли Вы педагогическую  литературу?

 

Читаю регулярно

4

Читаю иногда

6

Не читаю

0

3. Читаете ли Вы газеты и журналы,  посвященные проблемам воспитания  дошкольников?

 

Читаю регулярно

6

Читаю иногда

4

Не читаю

0

4. В каких формах вы хотели  бы получать в детском саду  информацию о воспитании своих  детей?

 

На родительских собраниях

2

На родительских конференциях

3

В индивидуальных беседах со специалистами

1

На занятиях, в игровой форме

4

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли Вы участвовать  в работе с детьми Вашей  группы?

 

Да

8

Нет

2

6. Какой кружок вы могли бы  вести в группе?

 

«Изонить»

0

«Лепка из соленого теста»

1

«Оригами»

1

«Вязание крючком»

1

«Вязание крючком»

1

«Умелые ручки»

1


 

 

                                                                                                Таблица № 2.4

Ответы родителей контрольной  группы на вопросы анкеты (контрольный  этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие вопросы воспитания остаются  для Вас менее изученными?

 

Взаимоотношения между детьми

0

Взаимоотношения между детьми и родителями

4

Организация здорового образа жизни  ребенка

3

Приобщение к культурным ценностям

2

Другие (назовите)

1

2. Читаете ли Вы педагогическую  литературу?

 

Читаю регулярно

0

Читаю иногда

6

Не читаю

4

3. Читаете ли Вы газеты и журналы,  посвященные проблемам воспитания  дошкольников?

 

Читаю регулярно

1

Читаю иногда

7

Не читаю

2

4. В каких формах вы хотели  бы получать в детском саду  информацию о воспитании своих  детей?

 

На родительских собраниях

4

На родительских конференциях

0

В индивидуальных беседах со специалистами

4

На занятиях, в игровой форме

2

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли Вы участвовать  в работе с детьми Вашей  группы?

 

Да

4

Нет

6

6. Какой кружок вы могли бы  вести в группе?

 

«Изонить»

0

«Лепка из соленого теста»

0

«Оригами»

0

«Вязание крючком»

0

«Вязание крючком»

0

«Умелые ручки»

1

«Юный техник»

1

Другое

0


 

Ответы родителей контрольной  группы во многом отличаются от ответов  родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с  этими родителями не проводилась  активная работа по их педагогическому  обучению и привлечению к сотрудничеству с ДОУ. Анализ ответов родителей  контрольной группы показал следующее.

1. Некоторые родители начали  проявлять больший интерес к  проблемам воспитания своих детей.  Если раньше их волновал в  основном вопрос взаимоотношения  с детьми, то теперь они стали  интересоваться проблемами физического  воспитания и здорового образа  жизни ребенка, культуры поведения  и приобщения детей к культурным  ценностям - всего 60% против 30% на  констатирующем этапе. По всей  вероятности, это связано с  тем, что родители экспериментальной  группы делились своими впечатлениями  от занятий в ДОУ с родителями  контрольной группы.

2. Отношение к педагогической  литературе не изменилось, но  периодические издания по вопросам  воспитания детей начали читать 80% родителей (регулярно - лишь 10%).

3. В совместной работе с детьми  изъявили желание участвовать  40% родителей - немного больше, чем  на констатирующем этапе (20%), но  намного меньше, чем родители  экспериментальной группы (80%).

4. Получать информацию о воспитании  своих детей в игровой форме  хотят 20% родителей. Большинство  же предпочитают традиционные  формы - родительские собрания  и индивидуальную беседу - 80%.

  1. Родители контрольной группы не испытывают большого желания проводить кружки: лишь двое родителей были согласны это делать - "Юный техник", "Юный спортсмен", то есть 20%.

 

 

 

Выводы

 

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии  открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками ).

Основная цель всех форм и видов  взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между  детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Очень  эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных  воспитательных приемов.

Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных  учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы  взаимодействия ДОУ с семьей.

Опыт работы с родителями экспериментальной  группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В исследовании на тему нами были рассмотрены  вопросы о том, что семья и  детский сад в хронологическом  ряду связаны преемственностью, что  обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен  не принцип параллельности, а принцип  взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют  свои особые функции и не могут  заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между  семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что  особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка  и представляет собой институт вторичной  социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между  собой.

В настоящее время необходимость  общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В  последние годы к дошкольным учреждениям  предъявляются повышенные требования. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии  открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного  учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного  учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к  школе. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.

Основная цель всех форм и видов  взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между  детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Опыт работы с родителями экспериментальной  группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%). Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10% регулярно. После проведения мероприятий с родителями в ходе формирующего этапа большинство (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%). Родители изъявили желание проводить кружки: "Оригами", "Лепка из соленого теста", "Вязание крючком", "Юный техник", "Умелые руки", "Юный спортсмен" - 60%. До формирующего этапа - всего 10%.

Позиция же родителей контрольной  группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и  умения в области воспитания детей  дошкольного возраста, проявляют  мало активности во взаимодействии с  ДОУ по проблемам детского воспитания и развития.  Таким образом, использование  нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного  учреждения с семьей способствует повышению  эффективности оптимизации сотрудничества и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Амонашвили,  Ш. А. В школу с шести лет [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М., 2006. – 214 с.

2.Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2005. –  № 6. – 66 – 70 с.

Информация о работе Работа с родителями