Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71
Приложение № 3
Анкета для родителей
(Встреча с родителями и
Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиенических навыках и режиме дня.
Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.
Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.
Соблюдение правил личной гигиены- непременное условие здорового образа жизни.
Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.
1-я родительница . Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей- это еженедельная баня.
(Коротко рассказывает о том, как она обучала гигиеническим навыкам свою дочь).
Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.
2-я родительница. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви. (Делится своим опытом, задаёт вопросы детям.)
Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.
3-я родительница. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы. (Задаёт детям вопросы и беседует с ними.)
Воспитатель . Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день- утром и перед сном. (Беседует с детьми, задаёт им вопросы.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Дрозд" (или в любую другую). Цель этой игры- снять у детей напряжённость. Усталость. Создать радостное настроение. В игре участвуют родители.
Появляется девочка, грязная, неопрятная .
1-й ребёнок.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки,
На локтях- дорожки.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
Вот они и загорели.
2-й ребёнок.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный, будто закопчённый.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
3-й ребёнок.
Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала.
Не девочка, а зебра,
Ноги- как у негра.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Пятки к верху держала.
Вот они и загорели.
4-й ребёнок.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло!
Мы её ототрём.
Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? ( мыло )
5-й ребенок
(загадывает загадку)
Мыльной пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дет и отвечают ) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.
6-й ребенок. (загадывает загадку)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И, пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
Дети. Губка
Дети моют девочку.
7-й ребенок.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало.
Царапалась, как кошка.
Девочка.
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые!
8-й ребёнок.
А ладошки-то отмылись.
Оттирались губкой нос-
Разобиделась до слёз.
Девочка.
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый!
Воспитатель.
А нос отмылся.
9-й ребёнок.
Отмывали полосы-
Кричала громким голосом!
Девочка.
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые:
Они же загорелые!
Дети.
А пятки тоже отмылись.
10-й ребёнок.
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Воспитатель. Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите на волосы: какие они растрёпанные! Что нужно сделать?
Дети . Причесать.
Воспитатель (загадывает загадку ).
Частый, зубастый
Вцепился в чуб вихрастый.
Дети . Гребешок, расчёска.
Мама девочки.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся-
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель . Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, и с красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайте проведём конкурс причёсок.
Родители делают своим детям причёски.
Воспитатель . А теперь давайте все вместе споём песню. ( поют песню )
Благодарим всех гостей, родителей и детей за участие и подготовку нашей встречи. Просим всех к самовару!
Приложение № 5
1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?
2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
4. Доставляет
ли Вам удовольствие при
5. Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?
6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?
7. Как он выполняет свои обязанности по дому?
8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
9. Кто из
членов Вашей семьи проводит
больше всего времени с
(конспект практикума для
Цель: Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Подготовка.
Педагоги готовят задания для родителей.
Задание № 1.
На карточках написано:
Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.
На столах лежат цветные полоски:
- черная означает сильное волнение;
- синяя умеренное волнение;
- красная радость, уверенность.
Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.
Задание № 2.
На демонстрационном стенде написано:
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со
4. Выносливость и
5. Умение считать и писать.
6. Аккуратность и
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.
Задание № 3.
На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предложения.
-Вот пойдешь в школу там тебе:
-Ты, наверное будешь двоечником? (могут вызывать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу.)
-Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (родительские притязания основаны на не реальных возможностях сына или дочери, а неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).
-Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживание". На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо". Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза).
-Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана).
-Попробуй мне только сделать ошибки в диктанте! (у ребенка которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и д.р.)
Ход практикума
Ведущий начинает встречу с вопроса
"В чем каждый из
Ведущий. Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор
Обращает внимание родителей на демонстративный стенд, предлагает выполнить задания № 2.
Для выполнения задания желательно пригласить и нескольких родителей, дети которых уже учатся в школе. По итогам выполненного задания проводится короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителей школы.
Ведущий. Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребёнка к школе, говорят о "психогенной школьной дезадаптации", которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.
Послушайте небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика (см.: Каган Е. В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии.-1984.-№ 4. -С. 93): "только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет. Он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо верил, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из калии на столько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью: К пятеркам сын уже не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он вовсе теряет веру в себя: Заговорим с ним о школе - тускнеет:"
К школьным неврозам могут приводить
на первый взгляд безобидные стереотипы
родительского поведения ( пред
Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе в них говорится:
Корзина малины
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,