Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71
День открытых дверей, являясь достаточно
распространенной формой работы, дает
возможность познакомить
Групповые собрания проводятся раз
в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса
(один вопрос готовит воспитатель, по
другим можно предложить выступить
родителям или кому-то из специалистов).
Ежегодно одно собрание целесообразно
посвящать обсуждению семейного
опыта воспитания детей. Выбирается
тема, злободневная для данной группы,
например, "Почему наши дети не любят
трудиться?", "Как воспитать у детей
интерес к книге", "Телевизор - друг
или враг в воспитании детей?". Родительские
конференции. Основная цель конференции - обмен опытом
семейного воспитания. Родители заранее
готовят сообщение, педагог при необходимости
оказывает помощь в выборе темы, оформлении
выступления. На конференции может выступить
специалист. Его выступление дается "для
затравки", чтобы вызвать обсуждение,
а если получится, то и дискуссию. Конференция
может проходить в рамках одного дошкольного
учреждения, но практикуются и конференции
городского, районного масштабов. Важно
определить актуальную тему конференции
("Забота о здоровье детей", "Приобщение
детей к национальной культуре", "Роль
семьи в воспитании ребенка"). К конференции
готовятся выставка детских работ, педагогической
литературы, материалов, отражающих работу
дошкольных учреждений. Завершить конференцию
можно совместным концертом детей, сотрудников
дошкольного учреждения, членов семей. В
настоящее время, в связи с перестройкой
системы дошкольного воспитания, практические
работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные
формы работы с родителями, основанные
на сотрудничестве и взаимодействии педагогов
и родителей. Приведем примеры некоторых
из них[19].
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний,
в основе которых назидательно-поучительная
форма общения, клуб строит отношения
с семьей на принципах добровольности,
личной заинтересованности. В таком клубе
людей объединяет общая проблема и совместные
поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Тематика встреч формулируется и запрашивается
родителями. Семейные клубы - динамичные
структуры. Они могут сливаться в один
большой клуб или дробиться на более мелкие,
- все зависит от тематики встречи и замысла
устроителей. Значительным подспорьем
в работе клубов является библиотека специальной
литературы по проблемам воспитания, обучения
и развития детей. Педагоги следят за своевременным
обменом, подбором необходимых книг, составляют
аннотации новинок. Учитывая занятость
родителей, используются и такие нетрадиционные
формы общения с семьей, как "Родительская
почта" и "Телефон доверия". Любой
член семьи имеет возможность в короткой
записке высказать сомнения по поводу
методов воспитания своего ребенка, обратиться
за помощью к конкретному специалисту
и т.п. Телефон доверия помогает родителям
анонимно выяснить какие-либо значимые
для них проблемы, предупредить педагогов
о замеченных необычных проявлениях детей. Нетрадиционной
формой взаимодействия с семьей является
и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого,
это вынуждает родителей общаться с ребенком.
Если традиция совместных домашних игр
прививается, в библиотеке появляются
новые игры, придуманные взрослыми вместе
с детьми. Бабушек привлекает кружок "Очумелые
ручки". Современная суета и спешка,
а также теснота или, наоборот, излишняя
роскошь современных квартир почти исключили
из жизни ребенка возможность заниматься
рукоделием, изготовлением поделок. В
помещении, где работает кружок, дети и
взрослые могут найти все необходимое
для художественного творчества: бумагу,
картон, бросовые материалы. Сотрудничество
психолога, воспитателей и семьи помогает
не только выявить проблему, ставшую причиной
сложных взаимоотношений родителей с
ребенком, но и показать возможности ее
решения. При этом необходимо стремиться
к установлению равноправных отношений
между педагогом-психологом, воспитателем
и родителями. Они характеризуются тем,
что у родителей формируется установка
на контакт, возникают доверительные отношения
к специалистам, которые, однако, не означают
полного согласия, оставляя право на собственную
точку зрения. Взаимоотношения протекают
в духе равноправия партнеров. Родители
не пассивно выслушивают рекомендации
специалистов, а сами участвуют в составлении
плана работы с ребенком дома. Вечера вопросов и ответов. Представляют
собой концентрированную педагогическую
информацию по самым разнообразным вопросам,
которые зачастую носят дискуссионный
характер, и ответы на них нередко переходят
в горячее, заинтересованное обсуждение.
Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении
родителей педагогическими знаниями состоит
не только в самих ответах, что само по
себе очень важно, но также и в форме проведения
этих вечеров. Они должны проходить как
непринужденное, равноправное общение
родителей и педагогов, как уроки педагогических
раздумий. Родителям не позднее, чем за
месяц объявляется о проведении этого
вечера. В течение этого времени методисты,
воспитатели, социальные педагоги должны
к нему готовиться: собирать вопросы, группировать,
распределять их в педагогическом коллективе
для подготовки ответов. На вечере вопросов
и ответов желательно присутствие большинства
членов педагогического коллектива, а
также специалистов - медиков, юристов,
социальных педагогов, психологов, в зависимости
от содержания вопросов. Обычно методисты
и воспитатели используют родительские
собрания, анкеты, всевозможные опросники.
На родительских собраниях сообщают время
проведения вечера вопросов и ответов,
предоставляют возможность продумать
вопросы и зафиксировать из на бумаге,
также у родителей есть возможность продумать
вопросы дома и вручить педагогу позже[29].
Вывод по первой главе
Педагогика начала советского периода
признавала роль семьи в воспитании
дошкольников, но это вело не к признанию
необходимости сотрудничества дошкольного
учреждения с семьей, а скорее к
взглядам на семью, как на такой социальный
институт, который противостоит обществу
в целом и дошкольному
В 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. В 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание
начинает уделяться взаимодействию
детского сада и семьи. Практические
работники ищут новые, нетрадиционные
формы сотрудничества с родителями.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой
способ организации совместной деятельности,
которая осуществляется на основании
социальной перцепции и с помощью
общения. Перейти к новым формам
отношений родителей и
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1.
Изучение состояния работы с
родителями на этапе
Поисковая работа по выявлению оптимальных форм сотрудничества и взаимодействия ДОУ с родителями была проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения МА ДОУ детский сад « Росинка» г. Нягань ХМАО. В исследовании приняло участие 20 родителей старшей группы «Цветик – семицветик». Для проведения поисковой работы нами были выделены две группы родителей - экспериментальная и контрольная - по 10 родителей в каждой группе.
В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2011 года по декабрь этого же года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Выяснялся понятийный аппарат исследования, формулировался аппарат исследования.
Поисковую работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали перспективный план по использованию нетрадиционных форм работы с родителями в старшей группе на год (Приложение № 1) и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
С родителями был проведен тест, который дополнил представление родителей о себе как о родителях, помог сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей (Приложение № 2).
Затем мы провели анкетирование родителей (Приложение № 3). Содержание анкеты и результаты анкетирования родителей контрольной и экспериментальной групп (Таблица №2. 1., № 2.2. ).
Ответы родителей
Вопросы и варианты ответов |
Число ответов |
1. Какие вопросы воспитания |
|
Взаимоотношения между детьми |
1 |
Взаимоотношения между детьми и родителями |
6 |
Организация здорового образа жизни ребенка |
2 |
Приобщение к культурным ценностям |
1 |
Другие (назовите) |
0 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? |
|
Читаю регулярно |
1 |
Читаю иногда |
4 |
Не читаю |
5 |
3. Читаете ли Вы газеты и |
|
Читаю регулярно |
1 |
Читаю иногда |
6 |
Не читаю |
3 |
4. В каких формах вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей? |
|
На родительских собраниях |
6 |
На родительских конференциях |
0 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
3 |
На занятиях, в игровой форме |
1 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы? |
|
Да |
1 |
Нет |
9 |
6. Какой кружок вы могли бы вести в группе? |
|
«Изонить» |
0 |
«Лепка из соленого теста» |
0 |
«Оригами» |
0 |
«Вязание крючком» |
0 |
«Вязание крючком» |
0 |
«Умелые ручки» |
0 |
«Юный спортсмен» |
1 |
Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями)
Вопросы и варианты ответов |
Число ответов |
1. Какие вопросы воспитания |
|
Взаимоотношения между детьми |
0 |
Взаимоотношения между детьми и родителями |
7 |
Организация здорового образа жизни ребенка |
2 |
Приобщение к культурным ценностям |
1 |
Другие (назовите) |
0 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? |
|
Читаю регулярно |
0 |
Читаю иногда |
6 |
Не читаю |
4 |
3. Читаете ли Вы газеты и |
|
Читаю регулярно |
1 |
Читаю иногда |
4 |
Не читаю |
5 |
4. В каких формах вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей? |
|
На родительских собраниях |
5 |
На родительских конференциях |
0 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
5 |
На занятиях, в игровой форме |
0 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы? |
|
Да |
2 |
Нет |
8 |
6. Какой кружок вы могли бы вести в группе? |
|
«Изонить» |
0 |
«Лепка из соленого теста» |
0 |
«Оригами» |
0 |
«Вязание крючком» |
0 |
«Вязание крючком» |
0 |
«Умелые ручки» |
1 |
«Юный спортсмен» |
0 |