Работа с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Ганина Лиля ВКР..docx

— 153.48 Кб (Скачать документ)

В дальнейшем - в 40 - 60-е годы, проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так  остро, но основная тенденция - стремление подчинить семью влиянию дошкольного  учреждения - сохранялась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому  более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную  роль по отношению к дошкольному  учреждению. Семья, таким образом, как  и ранее, рассматривалась не как  субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения [9].

Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 г., говорилось: "Детский сад... должен служить  примером правильного воспитания детей  дошкольного возраста и оказывать  помощь родителям в воспитании ребенка  в семье", а во Временном положении  о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров  РСФСР 8 марта 1960 г., говорилось: "Дошкольное детское учреждение - ясли - сад - создается  в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста". Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем "каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь..." Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "школа – семья -общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г.И.Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "педагогическое просвещение", "педагогическая пропаганда", "органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей", "взаимодействие семейного и общественного воспитания". Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям. Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.  Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями. В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них [3]. Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания [см. в таблице № 1.1.]

                                                                                                           Таблица № 1.1.

Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой)

Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя  с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие  сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

Сравнительно "мягкие" отношения  между родителями и ребенком, эмоциональная  насыщенность отношений. Постоянство  и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы  воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны  для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и  возможностям дошкольников, понимание  их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения  детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность  играть и общаться с широким кругом сверстников.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений  у родителей о воспитании, использование  родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование  отдельных традиций и элементов  целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия  для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание  возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как  об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать  не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.


 

На основе приведенной таблицы  можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая  любовь и привязанность со стороны  ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая  в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным  к требованиям жизни социума, окружающей среды. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

  Как система пропаганды педагогических  знаний, в 70-80-е годы существовал  педагогический всеобуч для родителей.  Он представлял собой целостную  систему форм пропаганды педагогических  знаний с учетом различных  категорий родителей. Целью педагогического  всеобуча было повышение педагогической культуры родителей [20].

В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора  по научной работе НИИ дошкольного  воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А. Стародубова). Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе "Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками". Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам [22].

Психологи, специалисты по ораторскому  искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие  преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев). В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В.П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.

По мнению авторов, детский сад  только тогда удовлетворяет в  полной мере потребности семьи, когда  он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность  свободно, по своему усмотрению, в удобное  для них время знакомиться  с деятельностью ребенка в  детском саду, со стилем общения  воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают  детей в новой обстановке, они  и воспринимают их "другими глазами"[19].

Идеи взаимодействия семейного  и общественного воспитания развивались  в работах В. А. Сухомлинского, в  частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью  идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей  преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1].

Таким образом, исследования 70-80-х  годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического  просвещения родителей и позволили  выработать ценные рекомендации для  педагогов. Более глубокие изменения  во взаимодействии семьи и дошкольного  учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе  дошкольного воспитания. Изменение  государственной политики в области  образования повлекло за собой признание  положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам [31].

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости  сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или  реального союзника, а скорее как  некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться [13].

В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка  системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят  гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности [8].

 

 

    1. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

 

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность  родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «оптимизация» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит  привилегия указывать, контролировать, оценивать.                                                                                                        Оптимизация - это успешное и плодотворное взаимодействия педагогов и родителей.                                                                                                  

Взаимодействие представляет собой  способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании  социальной перцепции и с помощью  общения.

В словаре русского языка С. Ожегова  значение слова «Взаимодействие» объясняется  так:

Информация о работе Работа с родителями