Работа с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:35, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ…………………………………………………....6 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей……....................................................................6
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения...................................................17
1.3. Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями…………………………………….........................24
1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.........................................................................................................30
ГЛАВА II. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………………....41
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….41
2.2.Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семей…………………………………….....................................47 2.3.Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей....................................................................................................................59ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....68
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Ганина Лиля ВКР..docx

— 153.48 Кб (Скачать документ)

У нас в семье растет ребенок,

Бойцовский нрав у нее с пеленок.

Все девочки играют в куклы -

Ей пистолет дай, стрелы с луком.

Кроссовки, майку и штаны.

Ну, что ж, держитесь, пацаны!

Я удивлялась: "Что за внучка!

Что за девчонка - сорванец,

В короткой юбочке боец!"

Мы долго спорили, потом

Ответ нам подсказал альбом.

Да как же тут не удивиться,

Ведь с фотографий смотрят лица

Дедов и прадедов.

И каждый имеет вид и взгляд отважный...

Все прадеды прошли войну,

Наград имеют не одну,

За Родину, за нас с тобой

Не раз они вступали в бой.

Сын мой был тоже на войне,

И за него не стыдно мне.

За Родину, семью и мать

Всегда он сможет постоять.

Так и чему ж тут удивляться,

За шишки, синяки ругаться,

Что в бой с мальчишками вступает?

Ведь это предков кровь играет!

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с  родителями, опираясь на помощь и поддержку. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Каждая наша встреча с родителями дает повод  к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время  мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и  педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

Каждый родитель воспитывает своих  детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и  нужно ли? Стоит ли ломать эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать. А чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в рамках клуба "Счастливая семья" мы провели цикл бесед за круглым столом. Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания.

Так, рассуждая о взаимоотношениях матери и ребенка, мы пришли к выводу, что материнская любовь многолика. Главное - любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего "я". И это, оказывается, гораздо труднее, чем  удовлетворить насущные потребности  ребенка. Далеко не каждая мать способна на такие самоограничения и самопожертвования.

Одним из главных показателей материнской  любви является понимание своего ребенка. Только постигая его сущность, мать в состоянии ответить на его  чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность  в себе. Понимание со стороны матери вызывает детей на откровенность. Поняв  ребенка, можно уберечь его от негативных влияний. "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами  не увидишь" - эти слова из "Маленького принца" Сент-Экзюпери, на мой взгляд, выражают сущность материнской любви. Готовясь к родительскому собранию на тему: "Воспитание культуры поведения  старших дошкольников", мы ставили  перед собой цель: помочь родителям  увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения.

А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.

Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок  вид ежедневно в семье, то он обязательно  пере несет во взрослую жизнь. Родителям  мы читали замечательное стихотворение  средневеково поэта Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит…

За то время, что работает "Счастливая семья". За это время бы проведено  много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму  сотрудничества воспитателя, родителей и детей мы  считаем очень эффективной, время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.

Далее нами решалась одна из основных задач эксперимента: разработка методов  развития у родителей рефлексии  собственных воспитательных приемов. Для этого мы использовали: обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение  проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.

Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный  залог благополучия ребенка - в незаурядной  силе воли, крепком здоровье или  в ярких умственных способностях?

Решение проблемных задач семейного  воспитания побуждает родителей  к поиску наиболее подходящей формы  поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического  такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что  он не виноват. Как вы поступите и  почему именно так? Или: ваша шестилетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог  предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам  в налаживании отношений с  сыном или дочерью?" Или: "Был  ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений  и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные  удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях  другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей  и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Перечисленные методы предоставляют  родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой  обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить  под сомнение свое прежнее представление  о проблеме. Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина  в том, что, стараясь представить  себя в наилучшем свете, мамы и  папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.

Родитель, вовлекаемый в игровой  тренинг, начинает заново открывать  для себя радость общения с  ребенком. Многие в результате участия  в игровых тренингах открывали  такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь. Нами была разработана структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.

В ходе проведенного нами психолого-педагогического  эксперимента нами была составлена структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи  по вопросам развития ребенка, которая  состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

1). Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление - просвещение  родителей, передача им необходимой  информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для  родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).

Второе направление - организация  продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен  мыслями, идеями, чувствами. С этой целью  планируются и проводятся такие  мероприятия, которые включают родителей  и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в общение. (Заметим  в скобках: традиционное общение  родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к  вопросам типа "что ел, почему штаны  грязные" и т.п.).

Основной задачей педагогического  коллектива является создание условий  для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.). Для решения  данной задачи выбираются соответствующие  формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение  домашних читательских дневников и  многое другое.

2). Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный.

3). Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Работа с данной моделью позволяет  структурировать деятельность педагогического  коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, эта  модель является для руководителей  ДОУ отправной точкой организации  работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива - с  семьей

 

 

2.3. Контрольный этап работы с  родителями по проведению нетрадиционных  форм взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения с  семьей

 

 

На последнем контрольном этапе, который проходил в период с апреля по май 2012 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы. По результатам поисковой работы оптимальных форм сотрудничества и взаимодействия ДОУ с родителями было проведено повторное анкетирование родителей (Таблица № 2.3, № 2.4).

Информация о работе Работа с родителями