Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3  

Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет. …………………………………………………………..……….. 6  

1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6

 

1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков  у детей 2 – 3 лет……………………....34   

2.1. Показатели  и уровень сформированности изобразительных  умений у детей 2-3 лет……………………………………………………………………. 

2.2. Формирование  изобразительных умений у детей  2-3 лет, экспериментальная проверка  эффективности проведенной работы………..

 

Заключение ………………………………………………………………... ……43  

Список использованной литературы ………………………………..…........... 45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время основным приоритетом  образования выступает личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее, и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

     Формирование  творческой личности начинается уже  в дошкольном возрасте. Игнорирование  или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач дошкольной педагогики.

     Рисование является важнейшем средством в  формировании личности ребенка, эта  изобразительная деятельность дарит  детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих  рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

     Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в  квалифицированном руководстве. Для того,чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть  необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

     Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоционально-творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение.

     С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений - психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

     За  рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).

     Первым  автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Риччи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

     Работа русских авторов было в том, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций - с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств (Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.).

     В 1910 г. была представлена работа В.М. Бехтерева  «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении»  не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бехтерев рассматривал детское  рисование в самый ранний период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

     Изучая  характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что  ребенок очень рано проявляет  стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей среде, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

     В.М. Бехтерев признавал необходимым  обучение детей технике рисования; разумное подражание взрослым, по его  мнению, не может мешать ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности ребенка.

       Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчества при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований - выявление закономерностей детского творчества.

     Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина  и др.) доказали, что творческие способности  детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения. Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности.

     Проблема  соотношения личности и творчества представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Н. Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.

     В 60-70-х годах и по настоящее время  проблемой целенаправленного и  активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей у детей раннего возраста занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (в области лепки), Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская (в выделении этапов формирования детского художественного творчества в области рисунка).

     Актуальность  выбранной нами темы обусловлена тем, что именно изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную "школу творческого развития". 

Цель  исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей  раннего возраста. 

Объект  исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.   

Предмет исследования: особенности  обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста. 

Гипотеза:  обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:

  • учитывать особенности обучения детей;
  • использовать разнообразные методы и приемы обучения;
  • учитывать уровень развития изобразительных умений;
  • процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.
 

Задачи  исследования:

  1. Дать характеристику особенностям обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
  2. Выявить уровень изобразительных умений у детей раннего возраста.
  3. Подобрать серию занятий, направленных на обучение изодеятельности детей 2 – 3 лет.
  4. Определить эффективность проведенной экспериментальной работы.
 
 

     В работе использовались следующие методы:

1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2. наблюдение;

3. анализ, сравнение;

4. беседа;

5. анкетирование. 

     Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе Государственного детского дошкольного образовательного учреждения №2707 г. Зеленоград в ноябре 2010 - апреле 2011 года.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы  обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет. 
 

1.1. Характеристика  возрастных особенностей детей раннего возраста. 

     Какой детский возраст требует наибольшего  внимания к себе в плане предоставляемых  возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возрастные особенности ребенка раннего возраста представляют собой следующую картину: 

 Общая моторика, моторика рук:

 Учится  бегать, ходить на носках, сохранять  равновесие на одной ноге. Сидит  на  корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его  содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.  Красит пальцем. Нанизывает бусы. 

Зрительно-моторная координация:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые  формы. Режет ножницами. 

Восприятие  и предметно-игровая деятельность:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины  колец. Выделяет парную картинку по образцу. 

Психическое развитие:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов  (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает  понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы.  Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше,  полный-пустой). 

Понимание речи:

 Происходит  быстрое увеличение словарного  запаса. Понимает сложноподчиненные   предложения типа: "Когда мы  придем домой, я буду...". Понимает  вопросы типа:  "Что у тебя  в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет  двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем  обедать". 

     В настоящее время накоплен большой  положительный опыт организации  приема  детей  в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д.

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования