Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)
ify">     В. А. Сухомлинский писал: "...твердо убежден, что есть качества души, без  которых  человек не может стать настоящим  воспитателем, и среди этих качеств на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребенка". Эти качества души в  полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь  поступившим  детям. Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо  знать  возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего,  надо  помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной  незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к  температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен  простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной  из главных задач детского учреждения. С состоянием здоровья ребенка тесно  связано  его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может  существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи. Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада - это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он  быстро может заболеть. Дети, которые привыкли к слишком высокой температуре  воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться.

     Изменения в развитии ребенка характеризуются  не только высокими темпами, но  и  определенной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от  гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. В овладении игровой деятельностью от манипулирования предметами к отдельным  действиям с предметами по назначению, от них к предметной деятельности, а  затем уже к ролевым и сюжетно-ролевым играм.

     Знание "зоны ближайшего развития" необходимо воспитателю при введении  ребенка  в группу, так как это поможет  четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит  сформировать.

     Процесс становления взаимоотношений ребенка  со сверстниками также длителен и  непрост. Начинается он с кратковременных  действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом  эти совместные действия становятся длительнее.

     Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются. С первых  дней жизни начинают развиваться навыки общения со взрослыми, в процессе которого ребенок приобретает социальный опыт, познает окружающий мир, у него  складываются привязанности к близким.

     Дети  второго-третьего года жизни при  правильном воспитании могут вступать в  контакты не только с близкими или знакомыми, но и с новыми для  них людьми,  как  взрослыми, так  и детьми. Когда ребенок овладевает речью, его общение  начинает опосредоваться словами. Он выполняет действия, называемые взрослыми ("открой",  "положи" и т.п.), и сам обращается к окружающим с высказываниями, просьбами  и  т. д.

     Дети  второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными  игрушками: разбирают и собирают пирамидку (сначала из 3 одноцветных колец,  затем с большим их количеством, наконец, с разноцветными кольцами),  матрешки, бочонки и др. Они любят возить разного рода каталки, при этом предпочитают такие, которые можно толкать перед собой. Они катают и подбрасывают мячи, с  интересом наблюдают за действиями заводного клоуна, передвижением заводных машин и др. Уже с начала второго года дети начинают овладевать действиями  подражательного характера: кормят кукол и плюшевых зверюшек, укладывают их  спать, позднее раздевают и одевают. Дети третьего года жизни действуют с  предметами более разнообразно. Они собирают 6 8-предметные пирамиды-башенки,  от кубиков переходят к игре с простыми конструкторами. В этом возрасте у детей  складываются навыки участия в простейших сюжетно-ролевых играх. Они чаще,  чем  младшие дети, во время игр вступают в контакты друг с другом: создают  постройки на полу, играют в "парикмахера", "врача", обмениваются  впечатлениями, делают указания друг другу, привлекают внимание к своим "достижениям" в постройке и т. п.

     Воспитатель должен знать потребности и возможности  детей в организации игровых  действий. Например, трехлетнего ребенка, если он расстроен, можно занять  инерционной игрушкой: играя с ней, он отвлечется от беспокоящей мысли об  отсутствующих родных. Однако, если такую машину предложить годовалому малышу, он станет стучать ею об пол или возьмет в рот, и она быстро ему наскучит. Девочка 2,5 - 3 лет с удовольствием включится в игру с посудой, будет  расставлять кастрюльки у игрушечной плиты, помешивать в них ложкой, а  полуторалетняя просто разбросает их или попробует на зуб. Дети второго-третьего года жизни труднее, чем старшие, приспосабливаются к  изменениям в укладе жизни, воспитательных мерах, связанных с поступлением в ясли, детский сад. Поэтому важно, чтобы взрослые по возможности смягчали  этот  переходный период. В первое время можно поддерживать привычки малыша, даже  если они совсем нежелательны, разрешать приносить с собой любимые игрушки,

 не  настаивать на том, чтобы малыш  съедал полностью непривычную  пищу, и т. п.

     Причиной  огорчений для малыша может стать  несвоевременное удовлетворение его  органических потребностей. Чем младше ребенок, тем больше влияют на его поведение потребности в пище, питье и др. Однако уже на втором-третьем году ребенок, заинтересованный сказочной инсценировкой, может не почувствовать,  например, наступившего голода.

     Потребности в общении, в познании окружающего, самостоятельной деятельности  с возрастом также расширяются. Если эти потребности не удовлетворяются, возникают отрицательные эмоциональные состояния. Малыш может плакать из-за того, что у него забрали интересующую его игрушку, резко прервали игру, оставили одного, без внимания взрослого.

     Дети  первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведет к различным  изменениям в их поведении: нарушаются сформированные умения, появляются  признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, проявляются отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание и т. п.). У ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, он может  заснуть за столом, но не заснуть в положенное время. Поэтому обязательным  условием предупреждения переутомления является организация режима дня.

  Рассмотрим процесс формирования умений и навыков у детей раннего возраста более подробно.

     Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

     Однако  осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.

     В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь  обладающие разными изобразительными возможностями. 

     Карандашом  создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть  за другой, добавляются различные  детали. Затем линейное изображение  раскрашивается. Такая оследовательность  создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

     В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. 

     Изобразительная деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

     О значении рисования для умственного  развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

     Развитие  наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной  показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в раннем возрасте при соответствующей воспитательной работе. 

     В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

     Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

     Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  связываемых чувств. Малыша привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как в оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко ребенок дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре.

     Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

     Заботясь  о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать  моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

     Нередко толчком к проявлению интереса к  изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.

     Процесс создания взрослыми ярких образов  в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

     Большое значение для рисования имеет  зрение. Для того, чтобы нарисовать, недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое, рисующий, может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

     В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности,  поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

     Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.

   Выявление способностей у детей и правильное их развитие одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

     Развитие  способностей у детей к изобразительному искусству только тогда приносит свои плоды, когда обучение рисованию  осуществляется педагогом  планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования