Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

    

   Как видно из таблицы, качественный уровень  у Маши И., Ульяны С., Ильи М. составил от 0,5 до 0,9 баллов, а у Вячеслава М, Саши Р., Максима Г. – от 0,1 до 0,3 баллов, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.

     Таким образом, можно сделать  следующие выводы.

   Если  на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей раннего возраста  проходит более успешно.

   При целенаправленном, систематичном, поэтапном  обучении у детей улучшаются показатели  проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

   В семьях исследуемых детей, а также  в дошкольном учреждении созданы  хорошие условия для развития детской изобразительной деятельности.

   Для развития детской изобразительной деятельности имеет большое значение ряд условий, среди которых: создание условий для развития художественного творчества ребенка в семье и детском саду; заинтересованность в развитии детского изобразительного творчества и согласованная планируемая деятельность педагогов детского сада по формированию творческой личности ребенка; интерес самого ребенка к изобразительной деятельности и др. 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

     Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами  с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические  изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

     Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.

     При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.

     Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего  возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют  правильно держать карандаш и  кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

     Поэтому рекомендуется начинать занятия  рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно  карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

     При обучении навыкам рисования не следует  забывать, что рисование для детей  – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

     Помимо  обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения  к изобразительной деятельности, по сюжетному рисованию развивают  речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

     Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать  следующие выводы:

  1. Изучив теоретические исследования по проблеме формирования умения и навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости учета возрастных особенностей обучаемых.
  2. Необходимо учитывать уровень сформированности изобразительных умений при подборе серии занятий, направленных на обучение изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
  3. Если учитывать характеристики особенностей обучения   детей раннего возраста и использовать правильно подобранную серию занятий, направленных на обучение изобразительной деятельности, то качественный уровень сформированности изобразительных умений у детей 2 – 3 возрастает, что подтверждает эффективность проведенной опытно – экспериментальной работы.
 

    Также, на основе проведенного исследования, была подобрана серия занятий, направленных на обучение изодеятельности детей 2 – 3 лет. Применение данной серии занятий с учетом изобразительных умений у детей раннего возраста можно определить как эффективную.

     На  контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в развитии изобразительной деятельности детей экспериментальной группы. Мы считаем, что полученные в ходе нашего исследования результаты имеют значение и для практики работы дошкольного учреждения. На базе детского сада должна проводиться работа по развитию изобразительной деятельности у детей. Возможно и не только изобразительного, но и других видов творчества.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алексеевская Н. Озорной карандаш. М., – 1999.
  2. Ашикова С. Подружиться с карандашом. Работаем с детьми 2, 3 лет. // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – с.88.
 
  1.  Берсенева  Л., Третьякрва Н. Научите детей  рисовать. // Дошкольное воспитание. – 2004. - №2. – с.70.
  2. Варки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – с.24.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., – 1997.
  4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., - 1995.
  5. Гмошинская М. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №2. – с.30.
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., - 1992.
  7. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. С-П., – 2003.
  8. Жукова О., Чистякова М. Как у наших у ворот. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №2. – с.21.
  9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., - 1985.
  10. Казакова Т. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – с.107.
  11. Кокоткина О., Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством. // Дошкольное воспитание. – 2004. - №2. – с.35.
  12. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., - 1991.
  13. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – с.80.
  14. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., - 1985.
  15. Максимов Ю.В. Родник творчества. М., - 1988.
  16. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1973.
  17. Швайко Г.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., – 2003.
  18. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. М., - 2005.
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1 

Тема  занятия «Дождик» 

Программное содержание:

  • учить детей правильно держать в руке карандаш;
  • рисовать  вертикальные линии;
  • формировать интерес к рисованию.
 

Техника: дорисовывание деталей. 

 Перед началом занятия подготовить:

  • достаточное количество наточенных карандашей;
  • листы формата А4 с заранее нарисованными тучами.
 
 

Ход занятия: 

Воспитатель: - Здравствуйте, дети!

Дети:- Здравствуйте!

Воспитатель: - Ой, какой вчера сильный дождь был! Вы видели дождь?

Дети: - Да! Дождик!

Машенька: - Сильный дождик был!

Воспитатель: - Да, Машенька. Дождь был сильный, сильный. А хотите я расскажу вам стихотворение про дождик?

Дети: – Да.

     Начинаю читать стихотворение и при этом все фразы сопровождаю жестами.

Воспитатель:

     - Дождик, дождик, веселей! (Поднимаю лицо и руки вверх.)

          Капай, капай, воду лей.

          На цветок, на листок, (Показываю рукой на воображаемые цветок и

                                                 Листок.)

          Кап, кап, кап!        (Поднимаю руку вверх и опускаю ее вниз, в такт

                                                к каждому слову, показывая, как падает дождик.)

         На дорожку на лужок, (Показываю рукой на воображаемые дорожку и

                                                лужок.) 

         Кап, кап, кап!               (Поднимаю руку вверх, и опускаю ее вниз, в такт     

                                                 к каждому слову, показывая,  как падает дождик.) 

         Тучка в небе синяя –   (Меняю голос на более низкий. Поднимаю руки 

                                                 вверх и развожу их в стороны,  таким образом  

                                                 показывая, какая туча большая.)

         Капай, дождик сильный!

         Кап, кап, кап …         (Поднимаю руку вверх и опускаю ее вниз, в такт     

                                               к каждому слову, показывая,  как падает дождик.) 

Воспитатель: – Понравилось вам стихотворение?

Дети: – Да.

Воспитатель: – А давайте повторим его еще раз, но уже вместе. Повторяйте за мной.

     Повторяю  все стихотворение заново, сопровождая  его теми же жестами. Во время звучания стихотворения детки стараются  подражать воспитателю. Они показывают ручками, как капает дождик, разводят ручки в стороны – показывая, какая тучка большая, указывают на воображаемые цветочки, листики, дорожки, лужки. Большинство из детей повторяют такие слова из стихотворения как «Кап! Кап! Кап!» Некоторые повторяли еще и слова. По окончании чтения стихотворения все улыбаются. Некоторые дети продолжают показывать, как капает дождик.

Воспитатель: – Дети, о чем рассказывалось в стихотворении?

Дети: – О дождике! Кап! Кап! Дождик капает!

Воспитатель: – А смотрите, что а я вам сегодня принесла!

     Достаю  листок формата А4, на нем заранее  нарисована синяя туча. Поднимаю листок повыше, на уровень груди, и показываю рисунок детям. Воспитатель:- Догадайтесь, что здесь нарисовано.

Ульяна: – Туча!

Воспитатель: – Правильно, Улечка. Здесь нарисована туча. А какая это туча, Славочка?

     Слава не отвечает, молчит.

Воспитатель: – Это большая туча. Правильно, Славочка?

Слава: – Да! Большая туча. (Другие дети тоже выкрикивают, что туча большая.)

Прикрепляю  рисунок к доске магнитом.

Воспитатель:  - Правильно, это туча. А из тучи у нас капает дождик – говорю я, поворачиваясь к рисунку. - А где же дождик? Ой, не нарисовала. Давайте нарисуем его вместе.

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования