Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

     Часто воспитатели боятся рано давать краску маленьким детям, оправдывая свою осторожность тем, что дети не рисуют, « мажут краской весь лист, стол, а иногда и себя или соседа. Надо помнить, что ребенок замазывает краской лист не из упорства, а потому, что он наслаждается процессом рисования - все нарисовал, места на бумаге больше нет.

Рисование ленточек (краска). Дети рисуют ленточки. Это занятие, как и предыдущее, основывается на накопленных впечатлениях, доставивших детям удовольствие. Занятию рисованием предшествовал праздник в детском саду, на котором малыши танцевали с красными лентами. Воспитатель вначале занятия показывает красные шелковые ленты, дети весело кричат: «Праздник, праздник, ленты красные!» Вместе с детьми воспитатель вспоминает, как они танцевали на празднике с этими лентами. Затем кнопками прикрепляет ленты в вертикальном положении к большому листу белой бумаги (нельзя на черной доске, так как ленты должны выделяться на светлом фоне) и показывает, как взять кисть, набрать краску, отжать кисть о край чашечки и нести ее «за палочкой» сверху вниз (по ворсу). Целесообразно, чтобы дети показали сухой кистью, как они будут проводить сверху вниз, а затем поставить на столы чашечки с красками и предложить детям рисовать.

     В конце занятия собрать все  работы, расставить их рядом на доске  и полюбоваться. «Сколько красивых длинных красных лент! Совсем как было на празднике» - говорит воспитатель.

     Умения, приобретенные детьми на занятиях, надо закреплять, пока они не забылись, иначе обучение не достигнет результата: усвоенный навык после длительного перерыва воспринимается как новый — и все приходится начинать сначала, В этом причина неудач многих воспитателей.

     Для повторных упражнений детям предлагают рисовать точно такие же ленточки, но другого цвета. Полезно несколько усложнить тему: рисовать, например, ленточки короткие и длинные, теперь уже синего цвета.

     Кроме закрепления знакомого материала, на таком занятии дети приобретают навык произвольно останавливать руку на середине листа — «короткая ленточка» и ритмически чередовать короткие и длинные полосы. При этом дети сопровождают ритмичные движения словами, приговаривая: «Короткая, длинная, короткая, длинная». Ритм слова и ритм движения сливаются, и это помогает детям рисовать. Рука как бы танцует, нанося ровные линии то длинные, то короткие.

     Ритмичные согласованные движения руки очень важны при обучении рисованию. На них основана хорошая штриховка, мазки в декоративном рисунке и многое другое.

     В конце занятия следует показать наиболее ритмично сделанные работы и еще раз вместе с детьми повторить: «Короткая, длинная».

     Когда воспитатель убеждается, что дети легко и ритмично проводят вертикальные линии карандашом и красками и даже по собственному желанию присоединяют к этим линиям другие, создавая изображение различных предметов, можно научить детей проводить горизонтальные линии. Вначале детей затрудняет движение руки не к себе, а слева направо.

     Рисование ниток (карандаш) — одно из первых упражнений такого рода. Воспитатель приносит несколько мотков толстых ниток ярких цветов, которые дети уже знают. При детях на картон наматывают нитки: синюю, рядом желтую, потом красную и, наконец, зеленую, называя цвета. Когда четыре или пять картонок приготовлены, воспитатель говорит: «Вот смотала все нитки! Смотрите, как ровно лежат на картоне синие, желтые, красные, зеленые нитки».

     На  каждый стол воспитатель кладет по картонке с намотанными нитками и показывает детям, как можно эти нитки красиво и ровно нарисовать. Дети с удовольствием проделывают это упражнение. Проводя цветным карандашом слева направо от края до края бумаги, приговаривают: «Синяя нитка, еще синяя, теперь красная, еще красная» и т. д.

     В конце занятия все работы ставятся в ряд на доске, и дети любуются, как красиво «намотаны нитки».

     Научившись  проводить карандашом горизонтальные линии, дети охотно повторяют их в  рисунках по замыслу, придавая им разное значение. У девочек обычно это те же нитки, у мальчиков часто появляются трамвайные рельсы, провода. Можно использовать такую простую тему, как «Дорожки». Этот довольно абстрактный образ надо наполнить конкретным содержанием, связать с игрой (побежали по прямой дорожке). Для первого такого занятия цвет дорожек и характер наблюдения устанавливаются в зависимости от состояния погоды. Если к тому времени, когда по ходу обучения потребуется рисовать горизонтальные линии красками, выпал снег, то дорожки рисуют белыми на сером фоне. «Вот как много выпало снега и дорожки стали белые». Если снега еще нет, занятие можно проводить так, как изложено в приводимом описании. В этом возрасте дети используют декоративные свойства цвета, поэтому не надо ограничивать рисование дорожек одной какой-то краской. Они могут быть нарисованы любой краской, какую выберут для себя дети.

     Рисование дорожки (краска). До занятия на прогулке посмотреть с детьми, как дворник  посыпает дорожку песком или подметает ее. Помочь в этой работе. Называть признаки дорожки — прямая, ровная, чистая. Посмотреть, как побежали по дорожке Таня, Витя, Оля и другие дети. Всем пройти по дорожке до калитки и обратно.

     «Кто  сегодня пришел в детский сад  по дорожке от калитки? — спрашивает воспитатель детей, начиная занятие  рисованием.— Все пришли по дорожке. А чем дворник посыпал дорожку? Верно, песком. Чистая стала дорожка. Посмотрите, я нарисую такую дорожку. Я взяла кисточку вот так (показывает) и набрала краску. Очень много краски, может капнуть на бумагу. Кисточку прижму к чашечке (показывает) и сниму лишнюю краску. Теперь не капает. Можно рисовать. Вот калитка. Витя пошел от калитки в детский сад, сюда, куда смотрит палочка. А по этой дорожке Тоня пошла и тоже, и в детский сад пришла. Дорожка получилась ровная, кисточка за палочкой бежит. А вот еще дорожка ровная-ровная, по ней Оля пойдет. Вот сколько ровных дорожек, Теперь вы нарисуйте такие дорожки. Покажите без краски, как будете дорожки рисовать».

Дети  показывают, как держать кисть  и как рисовать дорожки. Воспитатель  напоминает, что лист бумаги надо придерживать левой рукой. В конце занятия  воспитатель собирает все рисунки  на один стол, показывает самые ровные дорожки, по которым хорошо гулять.

     Умением проводить горизонтальные линии  дети овладевают довольно быстро: они  уже ознакомились с материалами, научились правильно держать  кисть и карандаш, знают их свойства — карандаш твердый, краски жидкие. Не стоит долго задерживать их на одних горизонтальных линиях, лучше покатать, как много и интересно можно нарисовать, пользуясь уже известными приемами проведения линий в двух направлениях. Заодно следует дать детям возможность рисовать и округленные линии.

     Подходящей  для этого является тема «Трубы дымят». В рисунках детей большое место занимает изображение дыма — у дома из трубы вьется дым, у парохода или паровоза дым валит черными клубами.

     Поэтому, если дети на прогулке видят, как дымят  большие фабричные трубы, то потом можно показать, как их рисовать. Дети с большим увлечением рисуют и приговаривают: «Вот какая! Высокая - высокая и дыму много! Еще и у этой дым, вот как много дыма». Дым может идти беспорядочными клубами, его изображение не требует четкости, зато закругленные движения доставляют радость. К этой теме дети часто возвращаются.

     К темам, в которых сочетаются вертикальные и горизонтальные линии, относятся  «Забор», «Лесенка», «Избушка».

     Предметом наблюдения для рисования на эти  темы могут служить физкультурные пособия, где есть забор и лесенка, на которые дети с удовольствием взбираются, настольные игры и игрушки, частью которых является забор, лесенка и т. д. Предметы эти связаны с детской игрой и живыми впечатлениями ребенка.

     Несложную конструкцию забора дети прекрасно понимают, особенно если перед рисованием воспитатель склеивает забор и дети помогают в этом и затем используют поделку и воспитатель может предложить детям построить забор для домашних животных: «Всех собрали вместе: лошадок и барашков. Вот корова с теленком, а вот козочки, чтобы ночью не убежали, сделаем забор. А завтра, когда рассветет, опять выпустите их гулять». Заранее заготавливали гладкие лучинки. «Прикрепим к ним несколько коротких досок, вот так». Дети кладут короткие лучинки на длинные, соблюдая равные промежутки. Дети бережно ставят забор, загораживает животных на ночь, а утром бегут посмотреть, все ли на месте, и, отодвигая забор, выпускают животных «погулять». Когда детям после игры предлагают нарисовать этот забор, то почти все справляются с заданием. Сначала проводят длинные горизонтальные линии, а затем «прибивают» много коротких досок, ритмично нанося вертикальные линии, с ранее нарисованных горизонтальных.

     В последующих работах дети сами обязательно нарисуют забор. «Курочка гуляет у забора» или «Наш садик» и т. д. Появляются даже целые, «повествования». Так, Толя рисует, как он из дома по дорожке пришел в детский сад, изображает в рисунке дорожку и забор.

     Такие рисунки свидетельствуют о пробуждении  у детей самостоятельной мысли  и желания выразить ее графически.

     Полезно закрепить умения сочетать вертикальные и горизонтальные линии, изображая  другие предметы, например лесенку, рельсы. Хорошо показать иллюстрации к книжке Е. Шабад «Лесенка» или изображение  пожарной лестницы. Благодаря этому дети свой рисунок дополнят персонажем (кошка, собака или петушок сидят на лесенке и т. д.).

     Рисование флажка (краска). Перед майским праздником можно предложить детям нарисовать флажок: Красный флаг — символ нашего государства, вызывающий у детей радость и ощущение праздника. Для рисования надо взять яркие, сочные краски. Изображение этого предмета довольно трудно для детей, так как используются приемы наложения двух красок (рисование древка и полотнища) и рисование сливающихся горизонтальных линий.

     Программное содержание. Учить передавать форму  и цвет флажка; учить рисовать полотнище (прямоугольник) сливающимися горизонтальными  линиями; упражнять в пользовании  двумя красками.

     Воспитатель показывает флажок: «Какой красивый красный  флажок! А палочка какого цвета? Палочка флажка называется древко. Сейчас нарисуем древко. Рисуем сверху вниз любой краской сбоку листа, чтобы осталось место для флага. Теперь вымоем кисточку и наберем красной краски. Будем рисовать флажок. Наверху проведем от древка красную полоску, потом еще одну и еще. Края подравняем. Вот и флажок! Теперь вы нарисуйте флажок».

     В конце занятия воспитатель говорит  детям: «Посмотрите, как много вы нарисовали красных флажков. Они  все яркие, красивые, с ними так  и хочется пойти на праздник».

     После праздника можно нарисовать с  детьми украшенные флагами трамвай, дом, автобус, мост.

     Постепенно  движения руки ребенка становятся увереннее  и точнее. Теперь можно предложить изобразить предметы круглой формы, т. е. рисовать закругленные линии.

Мы учим детей замыкать линии, ведя руку по часовой стрелке, в процессе рисования уточнять и закреплять знания о форме, цвете и величине предметов. Вместе с карандашами и красками даем новый художественный материал — цветные мелки.

     Чтобы поупражнять детей в плавном, кругообразном движении кисти, необходимом при рисовании закругленных линий, воспитатель просит детей помочь ему смотать разноцветные клубки толстой шерсти. Желающих всегда более чем достаточно. С полной серьезностью они относятся к делу, внимательно следят за движением рук воспитателя, а потом пробуют мотать сами.

     На  занятие воспитатель приносит три  клубочка: красный, синий и зеленый. Дети весело встречают знакомые предметы. Воспитатель говорит: «Сегодня карандашом нарисуем наши клубки. Намотаем нитки так же, как вы делали вчера». Детям дают полосы бумаги размером 10X30 см. Посередине длинной, довольно узкой полосы предлагается нарисовать красный клубок, а по сторонам от него — синий и зеленый. Таким образом, дети трижды повторяют упражнение, причем каждый раз получается новый результат, так как цвет меняется. Новым является прием «наматывания» и расположение на листе бумаги — посередине и с боков.

     Обучение  детей рисованию замкнутых линии  можно начинать с рисования мыльных  пузырей. Накануне занятия, вечером дети пускают мыльные пузыри, любуются ими, радуются «Все пузыри круглые, красивые, - говорит воспитатель.— Посмотрите, какие они легкие, прозрачные — сквозь них все видно. Разноцветные — и красные, и синие, и зеленые. Подуйте, они полетят, вот какие легкие».

     На  следующий день дети рисуют цветными мелками на томной бумаге мыльные  пузыри, как бы повторяя вчерашнюю  игру. Во время рисования приговаривают, смеются, радуются тому, что у них  получается. Заканчивая занятие, воспитатель  говорит - «Как много у вас сегодня красивых, круглых мыльных пузырей. Они легкие, прозрачные, разноцветные, большие и маленькие. Скоро мы с вами еще такие пузыри пускать будем».

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования