Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45
Ребенок должен узнавать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), уметь определять, какие его признаки являются главными, а какие - второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание не на существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога - научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.
Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура - умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.
Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя.
Известный психолог А.В. Запорожец пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех или других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».
Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению.
Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы - положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета - освещенность и т.д.
Дети 2-3 лет выделяют отдельные качества предмета, наиболее заметные и яркие, он дает им характеристику по аналогии с другими предметами: круглый, как яблоко, красный как ягодка.
Исследования сенсорного развития ребенка показали, что даже в младшем возрасте можно воспитать способность видеть отдельные свойства предмета в качестве общего признака, присущего группе предметов.
Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета.
В младших группах обязательно включает движение руки, которое поможет детям при рисовании. Для младших дошкольников большое значение в познании формы имеет осязание. Он легко определяет понятие «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна.
Восприятие
цвета оказывает большое
Остановимся на методах и приемах обучения детей раннего возраста.
Метод
наблюдений лежит в основе всей системы
обучения изобразительному искусству.
От того насколько у детей будет
развито умение наблюдать окружающее,
устанавливать связи между
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Психологи считают, что ребенок раннего возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства.
Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов.
Ребенку раннего возраста эти приемы изображения недоступны. Поэтому для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей. Предмет помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми предмет, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления.
В процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения. Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.
Отрицательно на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с утраченными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отступают характерные детали, по которым ребенок узнает предмет.
Не следует заменять представление, образовавшиеся на основе конкретного восприятия, плоскостными и схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. Применяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности.
Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится, в конечном счете, к узкой задаче - выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.д. Это объединяет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка (галочка) при изображении повертывается крыльями вниз или набок.
Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдельных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие - ниже, к краю листа.
Программа
детского сада устанавливает объем изобразительных
умений и навыков, которым должны овладеть
дети в процессе обучения. Овладения сравнительно
небольшим кругом умений даст возможность
ребенку изображать самые разнообразные
предметы. Например, для того чтобы нарисовать
дом, надо знать приемы изображения прямоугольной
формы, т. есть уметь соединить линии под
прямым углом. Эти же приемы потребуется
для рисования машины, поезда и любого
другого предмета, имеющего прямоугольные
очертания.
Показ
воспитателем способов изображения является
наглядно-действенным приемом, который
учит детей сознательно создавать нужную
форму на основе их конкретного опыта.
Показ может быть двух видов:
- показ
жестом;
- показ
приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 2-3лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки.
Ребенок раннего возраста еще не полностью владеет своими движениями и потому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Известен и такой прием, когда воспитатель делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку. Жестом можно обрисовать весь предмет (мяч, книга, яблоко) или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке.
Характер
показа зависит от тех задач, которые
ставит воспитатель на данном занятии.
Показ изображения всего
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ деталей дается лишь в индивидуальном порядке, не усвоившим тот или иной навык.
Постоянные
показы приемов выполнения задания
приучит детей во всех случая ждать
указаний и помощи воспитателя, что
ведет к пассивности и
В раннем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В раннем возрасте воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
Рассматривать ошибки в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как сознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
Словесные методы и приемы обучения - к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования