Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45
Тема
занятия «Шарики»
Программное содержание:
Техника:
дорисовывание деталей.
Перед
началом занятия подготовить:
1карандаши разного цвета;
2 чистый лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка;
3 нитки для шариков;
4 воздушный шарик.
Ход занятия:
Начала занятие с загадки:
- Отгадайте загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные …
(Шары)
- У нас с вами тоже есть воздушный шарик. Вот он! Давайте поиграем с ним. Я буду подбрасывать его, а вы ловите.
После того как дети поиграли, предложила им сесть за стол.
- А теперь
давайте нарисуем много
Напомнила детям, как надо рисовать круги, двигая их рукой. Продемонстрировала, как надо выполнять задание и предложила детям рисовать мячи самостоятельно.
Все
дети проявили сильный интерес к
выполнению задания. Маша И. все выполняла
старательно, комментируя свои действия.
Карандаш держала правильно, использовала
свободную руку для придерживания листка.
Ульяна С. тоже хорошо справилась с поставленной
задачей. Илье М. потребовалась помощь.
После того, как воспитатель помог правильно
держать карандаш, напомнил, как рисовать
круги, используя прием «Пассивных движений»
ребенок достаточно успешно выполнил
задание.
Тема
занятия «Мячи»
Программное содержание:
Техника:
совместное рисование.
Перед
началом занятия подготовить:
Ход занятия:
Начала занятие с чтения стихотворения.
- Послушай стихотворение:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не
угнаться за тобой!
Затем
показала детям игрушечные
- Посмотрите,
какие у меня мячи. Этот большой,
а этот какой? Правильно,
- Давайте нарисуем мячи.
Продемонстрировала как надо рисовать мячи на листе.
Раздала детям листы бумаги и карандаши разных цветов.
- Давайте нарисуем много мячей, чтобы было весело играть!
Все
дети проявили сильный интерес к
выполнению задания. Маша И. все выполняла
старательно, комментируя свои действия.
Карандаш держала правильно, использовала
свободную руку для придерживания листка.
При выполнении задания использовала
различные цвета. Ульяна С. тоже хорошо
справилась с поставленной задачей. К
ее выполнению подошла с интересом. Илье
М. потребовалась помощь. После того, как
воспитатель напомнил, как рисовать
круги, используя прием «Пассивных движений»
ребенок достаточно успешно выполнил
задание.
Умением проводить горизонтальные линии и округленные лини дети овладели довольно быстро: они уже ознакомились с материалами, научились правильно держать кисть и карандаш, знают их свойства — карандаш твердый, кисть мягкая.
Занятия способствовали развитию изобразительных способностей у детей, так, как усвоив и повторив технику, им было легче выполнять свою работу. Придавалось большое значение качеству изобразительного материала, умению правильно работать с материалом. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.
Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель
– выявление результатов
Дети использовали те знания
и практически опыт, которые они
получили на занятиях в
Тема занятия
«Бублики»
Программное содержание:
Техника:
рисование кисточкой
Перед началом занятия подготовить:
Перед занятием вынесла на подносе бублики, показала детям, называла их. И в заключение сказала, что дети их будут рисовать.
Когда дети сели за столы, взяла бублик и показала его детям; «Вот какой хороший у меня бублик! Он круглый-круглый. Какой бублик?»
Дети отвечают: «Круглый.»
Воспитатель: «Правильно». При этом пальцем правой руки несколько раз провела по бублику в направлении часовой стрелки от детей и спросила: «А что, ребятки, у него в середине?» При этих словах 2-3 раза просунула палец в отверстие.
Дети отвечают: «Дырка.»
Воспитатель говорит: «Правильно! Бублик круглый, а в середине у него дырка. Бублик можно нарисовать, смотрите как». Кистью плашмя быстрым движением нарисовала 3-4 бублика: «Вот какие кругленькие получаются. А теперь вы попробуйте сначала пальчиками на бумаге, понарошку нарисовать, а я посмотрю, как у вас получается». Следила, как дети проводят пальцем по бумаге, поощряя их при этом. Этот этап урока вызвал почти у всех детей восторг. Им очень понравилось, что пальчики можно пачкать. После того, как ручки были вытерты , мы приступили ко второму этапу урока. «Теперь возьмите в правую ручку кисточку и покажите, как ее держите. Правильно. (У некоторых детей держание кисточки вызвало затруднения – подходила и помогала взять ее правильно.) Теперь окуните всю кисть в краску и нарисуйте много круглых и красивых бубликов. Начинайте рисовать».
В ходе занятия следила за выполнением работы, за положением руки без опоры на стол. Напоминала детям о том, что на кисточку нажимать нельзя, так как она плохо рисует. При оценке были отмечены работы с наиболее правильным изображением круглой формы. Были одобрены все работы в целом.
Все дети старательно выполняли задание. Маша И. и Ульяна С. рисовали круги, без каких либо затруднений. У Ильи М. И Вячеслава М. возникли проблемы с правильным держанием кисточки. Илья М. выполнял задание без интереса и все пытался залезть в краску пальцем. После дополнительных объяснений воспитателя результат данного занятия был достигнут. У Максима Г. процесс выполнения задания был сложным. Были замечены и исправлены неправильное положение кисточки в руке, отсутствие придерживания листика. Несколько раз направляла руку, чтобы он освоил механическое движение руки при рисовании круга кисточкой. К концу работы Максим Г. освоился и нарисовал несколько кругов сам.
В конце занятия собрала все работы и разложила их на столе.
Воспитатель:
– Какие вы все молодцы. Вы посмотрите,
какие у вас красивые
получились бублики. Все они такие
круглые. Вот здорово. Молодцы.
Таблица 2
Показатели уровня сформированности изобразительных умений у детей 2 – 3 лет после проведения формирующего эксперимента
Имя ребенка, возраст | Понимание
целей, задач |
Проявление
интереса в процессе выполнения задания |
Использование
полученных знаний и умений для достижения цели |
Правильность изображения | Общий балл |
1. Маша И. 2г.11м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2. Ульяна С. 2г.11м. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3. Илья М. 2г.8м. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,5 |
4. Вячеслав М. 2г.9м | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,5 |
5. Саша Р. 2г.9м. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,3 |
6. Максим Г. 2г. 7м. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,6 |
Проанализировав эксперимент можно сделать следующие выводы: у детей отмечаются успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что развитие умений рисования у детей данной группы проводится без определенной системы занятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ изобразительной деятельности.
У детей, с которыми
Таким
образом, эффективность проделанной
работы подтверждена следующими результатами:
Таблица 3
Показатели экспериментальной проверки эффективности проведенной работы.
Имя ребенка, возраст | Констатирующий
эксперимент |
Формирующий
эксперимент |
|
1. Маша И. 2г.11м. | 2,5 | 3 | 0,5 |
2. Ульяна С. 2г.11м. | 2,1 | 3 | 0,9 |
3. Илья М. 2г.8м. | 1,6 | 2,5 | 0,9 |
4. Вячеслав М. 2г.9м | 2,3 | 2,5 | 0,2 |
5. Саша Р. 2г.9м. | 2,0 | 2,3 | 0,3 |
6. Максим Г. 2г. 7м. | 1,5 | 1,6 | 0,1 |
Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования