Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено, то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия.
При обучении детей раннего возраста число словесных указаний применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.
Указания нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются.
Игровые
приемы обучения - это использования
моментов игры в процессе изобразительной
деятельности относится к наглядно-
Обучение рисованию в раннем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
- от содержания и задач, стоящих перед данным занятием;
- от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от
вида изобразительных
Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность
обновляет материально-
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняется.
В работе В.Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.д.
Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовольствие от результата своего труда. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать увиденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка 2-3 лет еще недостаточно развиты способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.
К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.
На
обучение детей раннего возраста
положительное влияние
Обучение детей раннего возраста рисованию включает в себя специфическую задачу: рисование отдельных предметов.
Грамотное,
реалистическое изображение предмета
в рисунке предполагает передачу
характерной формы и деталей,
пропорционального соотношения
частей, перспективных изменений, объема,
движения, цвета.
Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ними стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей. Исследования изобразительной деятельности детей раннего возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть: движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.
С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремиться воспроизводить действия воспитателя сопровождаемые пояснением. При постановки задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения рук. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий,
Рисование
дождика (карандаш). В дождливый сентябрьский
день воспитатель с детьми у окна
смотрит, как дождевые капли сбегают
по стеклу. «Дождик,— говорит воспитатель.
«Сверху вниз, сверху вниз, кап, кап, кап» - говорит воспитатель.
На занятии рисованием детям предлагают нарисовать, как шел дождь, как капали капли. На небольшом листе бумаги (20 х 15см) воспитатель рисует карандашом короткие вертикальные штрихи.
Дети, постукивая пальцами по бумаге, показывают, как шел дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап», а затем вооружаются карандашами и рисуют «капельки» по всему листу сверху вниз, приговаривая: «Кап, кап, кап».
Через несколько минут воспитатель говорит: «Дождик у вас сильный идет. А что же появляется на земле, когда идет дождь?» Дети весело отвечают: «Лужи», «Водичка» — и начинают с увлечением чиркать карандашом внизу листа.
«А вот туча» - вспоминает один из детей и наверху рисует черную тучу.
Рисуя по собственному замыслу, дети возвращаются к этой теме. Рисуют дождь в разных вариантах: «Дождик и домик» «Дождь идет, и у мамы улетел зонтик». Ближе к весне появляется и такой рисунок: «Дождь поливает цветы, они будут хорошо расти».
Из этого примера видно, что даже такая предельно простая тема, как «Дождь», может быть предложена в интересной форме. Тогда дети ее запоминают и используют в рисунках по своему замыслу. Вариантом этого занятия может быть рисование травки.
После этого можно познакомить детей с новым материалом — краской. Большую радость доставляет детям рисование краской. Дети видят яркую краску в чашечках, получают в руки неизвестный прежде инструмент — кисточку. Воспитатель знакомит детей с кисточкой, затем обмакивает ее в краску и начинается волшебство: оказывается, если приложить ниточку к бумаге и сразу отнять, на бумаге остается красивое опальное пятно. Эти пятна можно разбросать по всему листу. «Топ-топ» — ходит кисточка по бумаге. А еще можно кольнуть бумагу кончиком кисточки, и получится яркая точка. Если точки накапать между пятнышками, лист бумаги становится красивым, нарядным. Вот что умеет наша кисточка» - говорит воспитатель и предлагает детям попробовать нарисовать на листе пятнышки и точки.
Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования