Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

Это занятие  похоже на игру. Вместе с тем дети словом и действием закрепляют такие  понятия, как большой, маленький, круглый, низко, высоко, разноцветный, легкий.

     В рисунках, по замыслу, дети возвращаются к этой теме, иногда рисуют девочку с шариком в руках. В этом же навыке — рисовании замкнутых линий — можно поупражняться красками, и при этом дети приобретают новые понятия.

     Рисование баранок и сушек (краска). Воспитатель  показывает две связки баранок и  сушек. «Что это я вам принесла? — Да, это баранки, а это сушки. Что больше? Правильно, баранки толстые, большие, а сушки маленькие, тонкие». Сравнивает, прикладывает одну к другой. Рассыпает связки на поднос. «Вот они рассыпались и перемешались,— говорит воспитатель.— Их много-много. Какие они гладкие, круглые, желтые. Посмотрите, как просто их можно нарисовать! На кисть надо взять много краски и нарисовать баранку, вот так (показывает). Если круг побольше, будет баранка, а круг поменьше и потоньше — сушка. Их много на нашем подносе, и вы тоже нарисуйте много сушек и баранок». Дети с увлечением заполняют весь лист, используя каждое свободное место. Однообразные круговые движения, повторяясь, становятся все ровнее и увереннее.

     Можно предоставить детям возможность  украсить мазками (отпечатками кисточки) и точками другого цвета лист бумаги, на котором нарисованы баранки, «сделать нарядным поднос»!

     В конце занятия воспитатель обращает внимание на рисунки детей, где получились самые ровные баранки и сушки, затем всех детей угощают сушками. Можно проводить подобные занятия, рассыпав на подносе яркие колечки или покатав цветные обручи.

     Когда дети научатся рисовать кольца, можно показать им, как закрасить форму внутри кольца так, чтобы получился цветной силуэт предмета. Для этого используются только краски. Штриховка карандашом у трехлетних детей не получается. Для закраски круглой формы рисуют такие предметы, как мячи, воздушные шары; нитки подрисовывают карандашом.

     Появляется  возможность рисовать самый простой  сюжет, например: «Колобок по дорожке  катится», «Снег идет; дети скатали  снежный ком». Для изображения  таких тем требуется два-три  знакомых детям приема.

     Первая  тема опирается на любимый детьми сказочный образ веселого колобка. Прежде чем дети будут рисовать колобок, им показывают его в кукольном  и теневом театре, дети лепят колобок  из глины, играют с ним, катая по столу  и напевая в догонку. Занятие  воспитатель начинает с того, что катит по столу колобок (персонаж кукольного театра). «Посмотрите, кто это к ним прикатился». «Колобок, колобок» - кричат дети. «Вот какой веселый, круглый, румяный колобок. Сейчас мы нарисуем его. Пусть он у нас покатится по дорожке « кругом зеленая трава» - говорит воспитатель и предлагает детям нарисовать.

     Другая  тема требует тех же навыков, но при  этом создается совсем иной образ. Рисование  снега и снежного кома (краска). До занятия на прогулках воспитатель  наблюдает с детьми, как падает снег, предлагает детям поймать снежинки на ладонь, побегать за снежинками, посмотреть, куда падает снег, катает с детьми снежный ком. Старшие дети делают снежную бабу для малышей. Начиная занятие, воспитатель говорит: «Помните, дети, какой вчера шел снег? Куда снег падал? Правильно, на землю, мы бегали по снегу. А что потом стали делать? Снежный ком катать. Посмотрите, как я снег нарисую (кончиком кисти ставит точку наверху листа). Много снежинок летит, все ниже, ниже. Вот как много снега на земле. Все дорожки стали белыми. А теперь вы нарисуйте, сначала снежинки вверху летят и нее ниже опускаются на дорожку, она вся покрывается снегом А потом можно нарисовать снежный ком. Кто хочет, может «накатать» и два, и много комьев. Покажите мне кисточкой в воздухе, какой круглый будет снежный ком».

Дети  покрывают листок снежинками. Многие размещают их ритмично, рядами. Некоторые  стараются заполнить снежинками все свободные места фона, рисуют дорожку и снежные комья.

     В конце занятия воспитатель собирает все рисунки, расставляет их в ряд на доске и говорит: «Какая у нас снежная белая зима. Снега много-много, и дети накатали белые снежные комья, круглые, большие и маленькие».

     На  следующем занятии задание немного  усложняется — нарисовать три  кома один над другим так, чтобы внизу был самый большой, потом поменьше, а самый маленький наверху — получится снежная баба. Здесь от детей требуется распознание величины, а навыки изображения ими уже усвоены. Рисунок дети могут дополнить: нарисовать забор, елочку, возле которых стоит снежная баба, и т. д.

       В рисунках по собственному замыслу дети рисуют не только то, что им было показано на занятиях, но и то, что их заинтересовало в жизни. Появляются попытки изобразить человека — маму, себя, папу; рисуют ближайшее окружение — дома, пароходы и др.

       Считается большой ошибкой убирать принадлежности для рисования и не давать детям пользоваться ими по желании в часы игр. Обрывать и гасить только возникший интерес и рисованию — значит убить росток творчества ребенка, уничтожить работу, проделанную в течение года.

     Однажды малыш сказал воспитательнице, что  хочет порисовать. Она решила, что  ему полезнее сейчас поиграть с детьми, и сказала: «Я тебе потом дам порисовать, а сейчас поиграй с ребятами. Посмотри, какие они интересные домики строят из кубиков». Мальчик отошел от нее и, не присоединившись к детям, сел отдельно на стул. Посидев несколько минут, он решительно сказал воспитательнице: «Потом уже прошло. Теперь дайте рисовать».

     То, что маленький ребенок тянется  к рисованию в часы игр, закономерно. Для него рисование — одна из форм игры, когда он по своему усмотрению создает различные образы и впечатления окружающего мира. И это стремление у детей надо всячески поддерживать.

   Овладение умениями и навыками в изобразительной деятельности у детей 2-3лет - одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

     Существует  множество методов и приемов  обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный  прием), наглядно-образный и игровые  приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического  и изобразительного восприятия.

     Первый  этап в обучении изодеятельности детей раннего возраста начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл - бумага, карандаш, краски, мелки, пластилин. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.

     В 2-3 года ребенок легко усваивает  навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

     Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные  эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в раннем возрасте он уже может связывать  цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Таким образом, средства выразительности, используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.

     Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Педагог  должен научить детей умению выслушивать  и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

     Трудовые  навыки, приобретаемые детьми в процессе рисования, развивают руки, глаза ребенка, вырабатывается правильная учебная посадка. Таким образом, во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

     Опыт  ребенка 2-3 лет еще невелик, поэтому  ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы  увидеть и запомнить главное  характерное, выразительное.

       Основная задача обучения рисованию - помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование умений и навыков у детей раннего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа по  формированию изобразительных умений  у детей 2 – 3 лет. 

2.1. Показатели и уровень  сформированности  изобразительных  умений у детей  2-3 лет.

     Для нахождения контакта с детьми  было проведено предварительное знакомство с ними и беседа, в ходе которой мы узнали интересы детей, их взаимоотношения, что необходимо нам для дальнейшей работы.

  

     Исследовательская работа включала несколько этапов: 

1. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление у детей уровня развития изобразительных навыков и умений. 

2. Формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны различные техники рисования и проведен ряд занятий с использованием данных техник с детьми. 

3. Контрольный эксперимент, направленный на выявление изменений, которые произошли за период работы. 

     Для проведения исследовательской работы на I этапе экспериментальной работы было проведено занятие констатирующего эксперимента на тему: «Дождик» (рисование карандашом). Для выявления основ изограмотности у детей 2-3 лет  было задействовано 6 человек. 

Тема занятия  «Дождик» 

Программное содержание:

       • учить детей правильно держать  в руке карандаш;

     • рисовать  вертикальные линии;

       • формировать интерес к рисованию. 

Прием обучения: Дорисовывание деталей. 

 Перед  началом занятия подготовить: 

- достаточное  количество наточенных карандашей;

- листы  формата А4 с заранее нарисованными  тучами. 

Ход занятия: 

     Перед началом занятия прослушали запись Чайковского «Времена года», прочитала малышам стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку  на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

       Во время звучания стихотворения детки старались подражать воспитателю. Они показывали ручкой, как капает дождик, разводили ручки в сторону – показывая, какая большая тучка и т.д.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Детки отвечают: «О дождике! Кап! Кап!»

Воспитатель: «Дождик у вас сильный идет. А что же появляется на земле, когда идет дождь? Догадались, что это такое?» (воспитатель показывает на тучу рукой)

Детки отвечают: «Туча! Большая туча!»

Воспитатель: «Правильно, это туча». Затем начала рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словом «Вот нашел дождик: кап, кап, кап!», раздала малышам листы с заготовками и по одному карандашу голубого цвета.

Воспитатель: «У вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и  слабый дождь (пунктирные линии). Побуждала ребенка озвучивать рисунок – «Кап, кап, кап». Маша И. достаточно быстро уловила суть задания, как в принципе и остальные детки. У некоторых деток, например у Ильи М., данное задание вызвало сильное возбуждение. Он продолжал в течение всего урока  повторять «Кап! Кап! Тучка большая! », подпрыгивал на стуле, пытался бросаться листиками. 

     Илья  М. и Максим Г. самостоятельно не могли выполнить задание. Они с трудом вступали в контакт с взрослыми, действовали без учета свойств предметов. В характере их действий отмечалось стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказывались хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, они справлялись. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание не могли, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования