Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

     У Ульяны С. и Саши Р. знания более сформированные, активнее участвовали в выполнении заданий, старались соблюдать последовательность в работе. Заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же приняли задание, поняли условия задания и стремились к его выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могли найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом  смогли самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

     Маша  И. и Слава М. проявили себя лучше всех. Поняли задание, использовали свои знания и умения для достижения поставленной цели, с интересом подошли к выполнению задания, были заинтересованы своей деятельностью и конечным результатом. 

     Взяв  за основу методику Е.А. Стребелевой  мы разработали критерии диагностики, результаты которой включены в таблицу (Табл. №1).

Таблица 1.

Показатели  уровня сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет.

Имя ребенка, возраст Понимание

целей и задач

Проявление

интереса

в  процессе

выполнения

задания

Использование

полученных

знаний  и

умений  для

достижения  цели

Правильность  изображения Общий

балл

1. Маша  И.            2г.11м.      3       2         3           2   2,5  
2. Ульяна С. 2г.11м.      3       2         2           2   2,1
3. Илья  М. 

2г.8м.

     2       1         2           2   1,6
4. Вячеслав  М. 2г.9м      3       2         3           2   2,3
5. Саша  Р. 

2г.9м.

     3       2         2           2   2,0
6. Максим Г.

2г. 7м.

     2       1         1           2   1,5

 

3 балла  - оптимальный уровень , 2 балла  - достаточный уровень, 1 балл -уровень  ниже достаточного. 

     Анализ  проведенного с детьми эксперимента показал, что у детей:

1. малая для своего возраста база  образов и понятий;

2. малая эмоциональная отзывчивость;

3. слабо развита мелкая моторика, так как слишком зажата рука при работе, что ведет к быстрой утомляемости детей и притупляет внимание.

4. некачественное выполнение работы.

       Таким образом, принимая во внимание  анализ детских работ, сделанных во время констатирующего эксперимента с группой из шести человек, были отобраны 3 человека с различным уровнем развития изобразительной деятельности: 1-оптимальный, 1-достаточный, 1-ниже достаточного.

     2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы 

     Содержание  формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных  с учетом анализа констатирующего  этапа. Оно включает в себя 5 занятий по следующим темам: «Нитки для шариков» (карандаш); «Дорожки» (рисование красками), «Круги» (карандаш); «Шарики» (карандаш); «Мячи»(карандаш). 

Тема занятия  «Нитки для шариков» 

Программное содержание:

    • учить детей правильно держать в руке карандаш;
    • научить детей рисовать палочки – прямые вертикальные линии;
    • научить детей регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги;
    • формировать интерес к рисованию.
 

Техника: дорисовывание деталей. 

Перед началом занятия подготовить: 

    1. карандаши разного цвета;
    2. воздушный шарик с привязанной к нему ниткой,
    3. лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов с «хвостиками».

Ход занятия: 

Показала  детям воздушный шар.

- Посмотрите, что это? – Правильно это воздушный шарик.

- А вам нравится играть с шариками?

- А  что это у шарика (показываю на нитку)? – Правильно это ниточка.

- А  зачем шарику нужна ниточка?  Чтобы он не улетел.

- Подержите шарик за ниточку. Очень удобно держать шарик за ниточку.

       Нарисовала на листе бумаги ряд кругов – шариков. Это шарики, а чтобы шарики не улетели нарисуем им ниточки – вот так. Дала каждому ребенку по лист с заготовкой и карандаши.

     - У вас на листочке тоже нарисованы шарики. Ой, они сейчас улетят, у них нет ниточек. Нарисуйте ниточки шарикам.

     Дети  рисуют линии. Ульяна С. взяла карандаш в руку неправильно. После того, как  его положение было исправлено, она  довольно успешно справилась с заданием. У Ильи М. задание не вызвало сильного интереса. Карандаш был взят неправильно, вместо рисования ниточек он начал закрашивать листок. Приняла активное участие в выполнении его задания. Придала правильное положение карандашу; показала процесс рисования палочки, двигая его рукой. Маша И. справилась с заданием. Карандаш взяла правильно, в течении всего занятия проявляла интерес к результату своей деятельности. 
 

Тема  занятия «Дорожки» 

Программное содержание:

    • научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых 

              горизонтальных линий);

    • формирование интереса и положительного отношения к рисованию.
 

Техника: рисование кисточкой поверх  эскиза. 

 Перед  началом занятия подготовить:

    • эскизы для рисунков;
    • развести черную гуашь до густоты сметаны и налить небольшое количество в крышки;
    • подготовить необходимое количество широких кисточек.

      

     Ход занятия:

   До занятия на прогулке посмотрели с детьми, как дворник подметает дорожку. Назвали признаки дорожки.

-Дети, а какая у нас стала теперь  дорожка? Раньше была грязная,  а теперь…?

- Чистая.

- Правильно,  а еще она какая?

- Прямая, ровная.

       Посмотрели, как побежали дети  по дорожке. Все прошлись по  дорожке. В начале занятия вспомнили все, что озвучивали о дорожке на прогулке.

- Посмотрите, я нарисую такую дорожку. Я взяла кисточку вот так (воспитатель показывает) и набрала краску. Очень много краски, может капнуть на бумагу. Кисточку прижму к чашечке (показываю) и снимаю лишнюю краску. Теперь не капает. Можно рисовать. Вот калитка. Илья пошел от калитки в детский сад, сюда, куда смотрит палочка. А по этой дорожке Маша пошла и тоже в детский сад пришла. Дорожка получилась ровная, кисточка за палочкой бежит. А вот еще дорожка ровная-ровная, по ней Ульяна пойдет. Вот сколько ровных дорожек, Теперь вы нарисуйте такие дорожки. Покажите без краски, как будете дорожки рисовать.

     Дети  показывают, как держать кисть  и как рисовать дорожки.   Воспитатель напоминает, что лист бумаги надо придерживать левой рукой.

Некоторым детям при выполнении данного  задания была необходима 

     Некоторым детям при выполнении данного  задания была необходима помощь. Илья М. все никак не мог держать  листок и рисовать одновременно.

Воспитатель: - Илья, давай попробуем вместе. Смотри, в этой руке ты держишь кисточку. Ой, какой молодец, как хорошо ты ее держишь. А в этой руке у тебя ничего нет. Давай положим ее на листочек.

     Первые  минуты левую руку ребенка слегка придерживала на листке, но потом Илья начал обходиться без помощи. Ульяна С. не могла правильно взять кисть.   

Воспитатель: - Ульяна, Давай попробуем вместе.

Ульяна: - Нет.

     Преодолеть  протест было достаточно трудно, но в итоге удалось. И хотя выполнить  данное задание у нее получилось только с помощью воспитателя, ребенок понял, как правильно держать кисточку и смог выполнить задание.

     Маша  И. выполняла задание с интересом  к конечному результату. Принимала  активное участие в комментировании  своей работы. Кисточку взяла правильно. 

      В конце занятия собрала все работы и разложила их на столе.

Воспитатель: – Какие вы все молодцы. Вы посмотрите, какие у вас красивые  получились дорожки. Все дорожки такие ровные, чистые, прямые. Вот здорово. 

Тема  занятия «Круги» 

Программное содержание:

    • учить детей правильно держать в руке карандаш;
    • научить детей рисовать круги;
    • научить детей располагать круги равномерно на листе бумаги
    • формировать интерес к рисованию.
 

Техника: рисование в воздухе. 

Перед началом занятия подготовить: 

    1. карандаши разного цвета;
    2. чистые листы бумаги для рисования.

Ход занятия:

 

     В начале занятия объяснила детям, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисовала в воздухе  указательным пальцем большой круг и попросила детей отгадать, что  я нарисовала, и повторить за мной движение. Затем нарисовала в воздухе маленький кружок.  

- Отгадайте,  что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) А теперь вы  нарисуй в воздухе большой  круг, как сделала я. Молодцы! 

- А  теперь что я нарисовала? Да, маленький  кружок. Нарисуйте в воздухе маленький кружок. А теперь будем учиться рисовать кружочки на бумаге.  

  Показала детям, как нужно рисовать круги – рисовала на листе бумаги. Обратила внимание детей на то, что круги могут быть большие и маленькие, использовала разные цвета. 

  Разадала детям листы бумаги и предложила выбрать один карандаш. Показала детям, как надо рисовать круги, двигая их рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложила детям рисовать круги самостоятельно. В течении выполнения этой части задания тщательно следила за правильностью выполнения. Для закрепления навыка предложила детям выполнить это задание несколько раз. А чтобы им было интересно, разнообразила задания: попросила нарисовать большие, средние, маленькие круги, только красные или только синие, или разноцветные.

      Маша  И. и Ульяна С. достаточно быстро освоили  технику рисования кругов. Маша И. активно участвовала в комментировании  своих действий. Обе девочки проявляли  интерес к результату своей деятельности. Илья М. справился с заданием только при помощи воспитателя. В конце работы стал проявлять интерес к процессу рисования и старательность. 

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования