Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

     Развитие  способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст  ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 2 и 3-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший  дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

     Но  известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог  не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку одно  из главных условий успешного воспитания и обучения.

  Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической  литературе этот период носит название "доизобразительный", так как здесь еще  нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить.  Этот  период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами  материалов,  овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания  изобразительных форм.  Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей  ребенка.  Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и  нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем  к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.

     Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших  формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или  бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия цветом, формой, композиционным построением.

     Обычно  ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке  он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании  еще нет прочного следа, который  образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.

     Ассоциации  помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.  Узнав в начерченных  линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он  появился в результате замысла. Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к  ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз человеку, колес  машине и т. п. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: «Что ты нарисовал?  Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же».

     С появлением сознательного изображения  предметов начинается изобразительный  период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий  характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.

     Первые  изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них  отсутствуют  не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у  маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а  следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита  координация движений рук, нет еще технических навыков.

       В дальнейшем с накоплением  детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.

     Первые  детские работы отличаются диспропорцией  частей. Объясняется это тем, что  внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.

     Развитие  способности правильно передавать пропорции также связано с  развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с  другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.

     Постепенно  под влиянием обучения и общего развития у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями.

     Иногда  дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное  отношение к образу. Это не значит, что они уже овладели изобразительными навыками и могут работать самостоятельно. Но в этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству. И педагог должен обратить на это внимание.

     Более сложной изобразительной задачей  является передача движения. Вначале  действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения. Но создать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятия детей еще не развиты.  Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в глине. Лишь постепенно  развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными.

  Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения. В лепке и конструировании эта задача решается путем расстановки изображенных предметов ближе или дальше на определенной площади. В рисовании, где изображение дается на плоскости, пространство передается особыми приемами. Понять их условность, в результате которых создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно.

     На  первых ступенях развития изобразительных  способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.

     Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название "фриз".

       Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения.  Развитие способности передавать цвет начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. Затем с развитием чувства цвета вообще ребенок учится использовать его для раскраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания, иногда совпадающие с реальными.

      В этой главе мы уделили внимание характеристикам возрастных особенностей детей 2-3 лет, а теперь рассмотрим задачи, содержание и методику обучения рисованию детей раннего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста. 
 

       Одна из основных задач обучения детей - воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

     Изобразительные возможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что  ребенок воспринимает, может служит темой для его рисунка.

     Ребенок раннего возраста трудно передает характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

     Большое значение в правдивой передаче впечатлений  имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение  его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

       Задачи создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи - как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т.д.

     Овладение этими изобразительными приемами - задача довольно сложна, требующая  развития мышления. В детском саду она решается главным образом  в старших группах.

       Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности - овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

     С изобразительными умениями тесно связаны  технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.

     Приобретение  технических навыков только на начальном  этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

     Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

     Таким образом, задачи обучения изобразительной  деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

     Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем  методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме.

     Опыт  ребенка 2-3 лет невелик, поэтому ему  важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы  увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.

     Развитие  изобразительной деятельности, имеет  две цели. Во-первых, обогащение познавательного  и эстетического опыта ребенка  в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение  представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.

     Таким образом, проведение наблюдений с целью  развития изобразительной деятельности может быть организованно в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей - познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования