Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза: обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
учитывать особенности обучения детей;
использовать разнообразные методы и приемы обучения;
учитывать уровень развития изобразительных умений;
процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей 2 – 3 лет……………………....34
2.1. Показатели и уровень сформированности изобразительных умений у детей 2-3 лет…………………………………………………………………….
2.2. Формирование изобразительных умений у детей 2-3 лет, экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………..
Заключение ………………………………………………………………... ……43
Список использованной литературы ………………………………..…........... 45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

      Беру  карандаш синего цвета, акцентируя внимание на том, как я его держу.

Воспитатель: - Вот какой у нас сильный дождик капает, – говорю я, рисуя сплошные линии. - А вот тут у нас слабый дождик капает, - Рисую пунктирные лини, -  вот какой у нас дождик. А как дождик капает? Кап! Кап! Кап!

     Заканчиваю  рисовать дождик и прикрепляю рядом  с предыдущим рисунком еще один рисунок, на котором заранее нарисованы туча, дождик, дорожка и на ней лужи.

Воспитатель: - Ой, смотрите. Дождик накапал на землю и на ней образовались лужи. Максим, что это такое? – спрашиваю я, указывая на нарисованные лужи.

Максим: – Это лужи.

Воспитатель: – Молодец, Максим. А теперь давайте все вместе нарисуем дождь. 

     Раздаю  каждому ребенку по карандашу и листок формата А4 с заранее нарисованным изображением тучи.

Воспитатель: - Давайте нарисуем дождь. Можно рисовать сильный дождь, а можно и слабый дождь.

      Дети  начинают рисовать. Сразу обращаю  внимание, кто как держит карандаш. Подхожу к Славе

Воспитатель: – Славочка, карандаш правильно держать вот так. - поправляю положение карандаша.

     Сашенька  взяла карандаш в кулачок. Подхожу помочь и к ней.

Воспитатель: – Сашенька, карандашик надо держать по-другому.

     Показываю как правильно. Сначала Саша начала раскрашивать листок, поэтому помогла нарисовать первые две линии, направляя ее руку. Приблизительно такая же ситуация повторилась и с Максимом.

     Маша  И. достаточно быстро уловила суть задания, как в принципе и остальные детки. У некоторых деток, например у Ильи М., данное задание вызвало сильное возбуждение. Он продолжал в течение всего занятия повторять «Кап! Кап! Тучка большая! », подпрыгивал на стуле, пытался бросаться листиками, хотя работу выполнил самостоятельно и достаточно успешно.

      В конце занятия собрала все  работы и разложила их на столе.

Воспитатель: – Какие вы все молодцы. Вы посмотрите, какие у вас красивые дождики получились. И все дождики такие сильные и красивые. Вот здорово.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 

Тема  занятия «Нитки для  шариков» 

Программное содержание:

    • учить детей правильно держать в руке карандаш;
    • научить детей рисовать палочки – прямые вертикальные линии;
    • научить детей регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги;
    • формировать интерес к рисованию.
 

Техника: дорисовывание деталей. 

Перед началом занятия  подготовить:

  • карандаши разного цвета;
  • воздушный шарик с привязанной к нему ниткой,
  • лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов с «хвостиками».

Ход занятия: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема занятия «Дорожки» 

Цели: •  научить детей рисовать кисточкой  поверх эскиза (рисование прямых

              горизонтальных линий);

           • формирование интереса и положительного отношения к рисованию. 

Техника: рисование кисточкой поверх  эскиза. 

Методы  и приемы:

     1. Эмоциональный рассказ педагога;

  1. Диалог на равных учителя  с учащимися в процессе беседы;
  2. Наглядные методы;
  3. Словесные методы;
  4. Упражнения, направленные на развитие графических навыков.
 

 Перед  началом занятия подготовить:

    • эскизы для рисунков;
    • развести черную гуашь до густоты сметаны и налить небольшое количество в крышки;
    • подготовить необходимое количество больших кисточек.

      

     До  начала занятия на прогулке смотрим с детьми, как дворник подметает дорожку.

Воспитатель: - Дети, смотрите, дядя подметает дорожку. А кто он такой?

Маша  И.: - Он дворник.

Воспитатель: - Молодец, Машенька. Да это дворник. А что он делает?

Дети: - Подметает.

Воспитатель: - Правильно. А что он подметает?

Дети: - Грязь, листики, мусор.

Воспитатель: - Правильно. Какие вы молодцы. Дворник  сметает с дорожки грязь и  мусор. Ой, посмотрите какая дорожка  стала чистая, - говорю я, указывая на дорожку. – Славочка, у нас теперь чистая дорожка?

Слава: - Чистая.

Воспитатель: - И ровная?

Слава: - Да.

Воспитатель: - Правильно дети. Раньше дорожка  была грязная, а теперь она чистая, прямая и ровная. А давайте мы по ней побегаем. Максим, покажи нам, как ты бегаешь по дорожке.

     Ребенок с удовольствием выполняет просьбу. За мальчиком начинают бегать по дорожке и другие дети.

Воспитатель: - Помните, как мы сегодня бегали по дорожке? – спрашиваю детей, начиная  занятие по рисованию.

Дети: - Да. Бегали. Быстро бегали.

Воспитатель: - А кто сегодня бегал по дорожке?

Дети: - Я! Я! Я!

Воспитатель: - Ой, какие вы молодцы. А кого мы еще с вами видели на дорожке?

Саша  Р. – Дворника.

Воспитатель: - Умница, Саша. Мы видели дворника. А  что он делал?

Дети: - Подметал! Подметал метлой!

Воспитатель: - Верно, подметал. Дорожка стала чистая. Давайте нарисуем нашу дорожку. Такую чистую, ровную, прямую дорожку.

      Достаю  листок формата А4 с заранее нарисованным эскизом. Прикрепляю его к доске  магнитом.

Воспитатель: - Смотрите, какой красивый рисунок. А дорожка какая-то тоненькая. Давайте нарисуем ее лучше. Посмотрите, как я это буду делать.

     Беру  заранее заготовленные большую  кисточку и краску черного цвета.

Воспитатель: - Посмотрите, я взяла большую  кисточку так, - говорю я и одновременно показываю, - и набираю краску. Очень много краски. Прижимаю кисточку к краю стаканчика и снимаю лишнюю краску.

      Все свои действия я наглядно демонстрирую.

Воспитатель: - Вот теперь не капает. Можно рисовать.

На каждом образце нарисовано по три линии. Начинаю работать с самой верхней.

Воспитатель: - Вот калитка. Максим побежал от калитки в садик. Вот как он бежит, - говорю я, одновременно рисуя жирную, прямую линию черного цвета поверх нарисованной.

     Заканчиваю  с одной полосой и перехожу к следующей.

Воспитатель: - А по этой дорожке Маша пошла в детский сад. Дорожка получилась ровная. Смотрите, я кисточку совсем не отрываю от листочка.

      Перехожу  к следующей дорожке.

Воспитатель: - А вот еще дорожка. Ровная, ровная дорожка. По ней Славочка пойдет. Вот  сколько ровных дорожек мы нарисовали, - говорю я, заканчивая рисовать последнюю дорожку. – Теперь вы нарисуйте такие дорожки.

      Раздаю  каждому ребенку по листку с эскизом, большой кисточке, стаканчику с заранее  разведенной черной краской.

Воспитатель: - Покажите мне,  как вы умеете держать  кисточки.

Дети  берут кисточки в ручки и показывают, как они умеют их держать. Некоторым  деткам была необходима помощь, так  как они взяли инструмент неверно.

Воспитатель: - Вот умницы. А теперь давайте  нарисуем самую верхнюю дорожку. Обязательно придерживайте листик свободной ручкой, а то он может «убежать» на пол.

     Некоторым детям при выполнении данного  задания была необходима помощь. Слава  М. все никак не мог держать  листок и рисовать одновременно.

Воспитатель: - Славочка, давай попробуем вместе. Смотри, в этой ручке ты держишь кисточку. Ой, какой молодец, как хорошо ты ее держишь. А в этой ручке у тебя ничего нет. Давай положим ее на листочек.

     Первые  минуты левую руку ребенка слегка придерживала на листке, но потом Слава  начал обходиться без помощи. Илья М. не мог правильно взять кисть.  

Воспитатель: - Илья, Давай попробуем вместе.

Илья: - Нет.

     Преодолеть  протест было достаточно трудно, но в итоге удалось. И хотя выполнить данное задание у него получилось только с помощью воспитателя, ребенок понял, как правильно держать кисточку и смог выполнить задание.

      В конце занятия собрала все  работы и разложила их на столе.

Воспитатель: – Какие вы все молодцы. Вы посмотрите, какие у вас красивые  получились дорожки. Все дорожки такие ровные, чистые, прямые. Вот здорово.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   План  занятия «Бублики» 

Цели:

    • учить детей правильно держать в руке кисть;
    • научить детей рисовать кольцо одним быстрым движением;
    • закрепить определение «круглая»;
    • формировать интерес к рисованию.
 

Техника: рисование кисточкой 

Методы  и приемы:

     1. Эмоциональный рассказ педагога;

  1. Диалог на равных учителя  с учащимися в процессе беседы;
  2. Наглядные методы;
  3. Словесные методы;
  4. Упражнения, направленные на развитие графических навыков.
 

Перед началом занятия подготовить:

    • листки формата А4;
    • развести желтую гуашь до густоты сметаны и налить небольшое количество в крышки;
    • подготовить необходимое количество больших кисточек;
    • подготовить необходимое количество чистых тряпочек.
 

     Перед занятием выношу на тарелке несколько  бубликов большого размера. Показываю их детям.

Воспитатель: - Смотрите, что у меня есть! Машенька, что  это такое?

Маша И.: - Бублик.

Воспитатель: - Умница, Машенька. Смотрите, какие они круглые. Вот какие они красивые.  Они  круглые – круглые. Славочка, кокой  бублик?

Вячеслав М.: - Круглый.

Воспитатель: - Вот  молодец, - говорю я.

Беру при этом один из бубликов в руку и указательным пальцем правой руки несколько раз  провожу по бублику в направлении  часовой стрелки.

Воспитатель: - А  что у бублика в середине? –  спрашиваю я. При этих словах 2-3 раза просовываю палец в отверстие.

Информация о работе Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования