Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

"Будущее человечества  сидит сейчас за партой, оно  еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.  Оно целиком в наших взрослых  руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].

 

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать  люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим  образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться  законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения  мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и  во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить  человеческое общество без истории  его культурного и художественного  развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 29].

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и  практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой  личности.

 

А формировать личность и  эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном  для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и  другие психические процессы.

 

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического  воспитания. Для того чтобы эта  система воздействовала на ребенка  наиболее эффективно и достигала  поставленной цели, Б.М. Неменский выделил  следующую ее особенность: "Система  эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все  предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия  имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и  личности школьника" [15, 17].

 

Но у всякой системы  есть стержень, основа, на которую она  опирается. Такой основой в системе  эстетического воспитания мы можем  считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное состояние детей и  даже повышают общую успеваемость.

 

Специфика каждого вида искусства  в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными  средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

 

Музыка как интегративный  предмет органически вбирает  в себя изучение собственно музыкальных  произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства  в области пения и игры на музыкальных  инструментах.

 

Изобразительное искусство  как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной  деятельности, освоение навыков практического  изображения, изобразительной грамоты  и творческого самовыражения.

 

Танцевальное искусство  способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

 

Каждый вид искусства  и искусство вообще обращено к  любой человеческой личности. А это  предполагает, что любой человек  может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним  видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.

 

Встреча с явлением искусства  не делает человека сразу духовно  богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания  помнится долго, и человеку всегда хочется  вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

 

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту  человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого  современного человека.

 

Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое  воспитание младших школьников средствами искусства».

 

Цель исследования: выявление  и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства  в эстетическом воспитании младших  школьников.

 

Объект исследования: процесс  эстетического воспитания младших  школьников.

 

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность  эстетического воспитания детей  младшего школьного возраста средствами искусства.

 

Гипотеза: процесс эстетического  воспитания младших школьников будет  эффективным, если:

 

- выявляется актуальный  уровень эстетического воспитания  младших школьников;

 

- работа по эстетическому  воспитанию будет систематичной  и целенаправленной;

 

- используется комплексный  подход в применении средств  искусства в воспитательно-образовательном  процессе.

 

Задачи:

 

1. Проанализировать сущность  и особенности эстетического  воспитания в младшем школьном  возрасте.

 

2. Охарактеризовать пути  и средства эстетического воспитания  младших школьников.

 

3.   Провести опытно-экспериментальную  работу по исследованию уровня  интереса младших школьников к искусству.

 

4.   Экспериментально  подтвердить влияние средств  искусства на уровень эстетического  воспитания младших школьников.

 

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной  литературы, обобщение и систематизация материала, анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная  работа, статистическая обработка данных исследования.

 

1.3  РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В   ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  ИСКУССТВА.

 

 

Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства  трудно переоценить. «Для ребят в  начальной школе учитель - самый  главный человек. Все для них  начинается с учителя, который помог  преодолеть первые трудные шаги в  жизни...»1

 

Учитель выступает посредником  между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации  процесса познания искусства, которая  способствует естественному и органическому  проявлению собственных духовных сил  ребенка, соответствующей данной ступени  его развития.

 

Учитель должен не только систематизировать  разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта  работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.

 

«Планирование - это процесс  разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит  деятельностью».2

 

При планировании эстетического  воспитания младшего школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих  целей эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне  развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход  и результаты труда. Определение  системы частных целей облегчает  возможность сформировать систему  действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

 

Весьма ответственный  шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном  классе и совсем другое - на улице  или в музее. Если не была учтена форма проведения урока в его  планировании, то можно не успеть реализовать  на занятии всего запланированного.

 

В процессе планирования важно  не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными  рамками, рассчитывать работу во времени  и пространстве, учесть все возможные  факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и  организационные возможности, степень  подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о  системе учета и контроля, что  необходимо при систематизации и  усвоении знаний.

 

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают  материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах  искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимо- связаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

 

Кроме четкого планирования учитель не должен забывать и о  педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, приращивания каких-либо знаний, навыков  и умении, а процесс взаимосвязных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя. Без творчества нет движения вперед.

 

Для учителя весь  процесс  эстетического воспитания должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями искусства  мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства  сделать непосредственным, чтобы  дети сами, самостоятельно вошли в  храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для  детей. «Сохранение естественности постижения искусства - необходимое  условие художественного воспитания. И не только художественного, но и  всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового».1

 

Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка  при восприятии искусства, педагог  может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и  определяется творческое отношение  к работе, труду, учебе,  возникновение  соответствующих суждений, которые  могут перерасти  в убеждения.

 

Роль учителя - в организации  правильного эсте-

 

тического воспитания. «Правильное…воспитание вовсе не означает искусственного привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону».2  Если же учитель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая их к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства.

 

Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учителя здесь - неоценима.

 

 

Глава I. Теоретические  подходы к эстетическому воспитанию младших школьников

 

1.1 Психолого-педагогическая  сущность эстетического воспитания

 

Взрослые и дети постоянно  сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

 

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием  эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25, 132]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки  является прекрасное [13, 7]. Эта категория  и легла в основу системы эстетического  воспитания.

 

В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В использованной литературе имеется множество различных  подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического  воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов