Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном и литературном искусстве. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого человека есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «все дети без исключения — страстные рисовальщики», а В. А. Сухомлинский писал, что «каждый ребенок— поэт». Каким же должен быть процесс эстетического воспитания учащихся?
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении укачанной задачи большую роль играют пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо обладать, умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Художественная подготовка учителя по его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.
Для воспитания художественных
восприятий у школьников на занятиях
пейзажной живописью
Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем.
Соприкосновение с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту природы и вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания любви к Родине. “Зовите меня варваром в педагогике, - говорил К. Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”.(15; c.3)
Изучение природы в кружке и воплощение ее образа на бумаге являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел композиции. Поэтому живопись пейзажа, обучение пейзажному этюду – одна из существенных задач подготовки художника и важный раздел программы курса живописи. Выполнение учебных этюдов на пленэре ( на открытом воздухе) несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в зависимости от состояния погоды и времени года – все это новые и непривычные для неопытно живописца условия, которые усложняют работу с натуры.
Основные достоинства
пейзажного этюда – передача определенного
состояния освещенности природы, воздушной
среды и значительного
1.2. Чувства и эмоции в пейзажной живописи.
Одной из задач художника является точная передача в произведениях внешнего выражения чувств. Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, являются эмоции. Переживание художника во время работы предполагает 3 наиболее существенных компонента:
1. Эмоциональное переживание от объекта изображения;
2. Эмоциональное переживание
от самого процесса
3. Общее эмоциональное
состояние художника,
Эдуард Манэ говорил, что художнику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным темой. К. Коро в своей записной книжке отмечал, что в природе необходимо искать прежде всего форму, затем соотношение тонов, колорит – и все это должно быть подчинено испытываемому художником чувству.
Исключительно большое значение
придавали “прочувствованию”
Богатство, глубина и сила
эмоциональных переживаний
Любое произведение изобразительного
искусства рассчитано на восприятие
его многими людьми. Поэтому художник
стремится в своих
Рассматривая значение эстетических
чувств на занятиях в кружке пейзажной
живописи, следует иметь в виду,
что в их возникновении и проявлении
значительную роль играют особенности
чувственного облика объектов – цвет,
форма, силуэт, изящество линий. Но форма
предметов не существует изолированно
от их содержания. Поэтому необходимым
условием формирования эстетических чувств
является воспитание умения воспринимать
форму как материальную оболочку
определенного содержания. Переживание
предметов и явлений
Я считаю, что для успешного развития чувств в педагогическом процессе могут применяться самые различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс работы. Эффективное средство – эмоциональный рассказ преподавателя, глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование чувств учеников оказывают похвала или порицание учителя. Поэтому следует всегда с тактом относиться к результатам юного художника, учитывая его старание, любовь к искусству.
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству.
Школьная программа по изобразительному искусству рассчитана на 6 лет обучения. Она ставит перед педагогом следующие учебно – воспитательные задачи:
- развитие эстетических чувств и понимания прекрасного , воспитание интереса и любви к искусству;
- воспитание у учащихся
практических навыков
Программа по изобразительному искусству включает следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.
Ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важным средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предмета.
С целью развития у детей зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры предусмотрено рисование по памяти и по представлению ( в теч. 10 – 15 мин.) изображаемых с натуры объектов. С 3-го класса программа ставит задачу углубленного изучения закономерностей конструктивного строения, перспективы, светотени. Учащиеся овладевают навыками изображения объемных предметов, расположенных во фронтальной и угловой перспективе.
С 1-го класса дети учатся определять и называть цвета изображаемых предметов.
В 3-м классе учащиеся знакомятся с понятиями хроматических и ахроматических, холодных и теплых цветов, с понятием цветового тона.
В 4 – 6 классах у учащихся развивается и совершенствуется умение видеть и передавать в рисунке с натуры пропорции, конструктивное строение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, распределение светотени, цвет натурной постановки.
На протяжении всего курса школьники рисуют предметы домашнего обихода, предметы оборудования учебных кабинетов школы, чучела животных и птиц и, как сложный объект – фигуру человека. Такое разнообразие моделей объясняется целью не только научить рисовать, Нои помочь им с помощью рисунка глубже познать разнообразие окружающей действительности. Поэтому рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на темы и декоративных работ.
Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью декоративно – прикладного искусства в жизни, в быту.
В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются умения грамотно передать пропорции и т. д.
В беседах об изобразительном
искусстве преподаватель
2.2.Методика проведения занятий в кружке по живописи.
Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса. Внеклассная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия в изокружке ( в моем случае) имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, при организации различных оформительских работ в своем классе.
В кружке обычно занимается не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы.
Если классные занятия изобразительным искусством отличаются разнообразием и органической связью с чтением, трудом, природоведением, если уроки проходят интересно и активно, дети охотно занимаются в кружке. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда учащимся предлагаются новые вилы занятий, различные новые материалы и инструменты.
Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов