Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

 

Важным содержательным компонентом  эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному  творчеству, развитие их склонностей  и способностей в музыке, изобразительном  и литературном искусстве. Л. Н. Толстой  высказывал убеждение в том, что  у каждого человека есть разнообразные  потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и  использовать в целях воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «все дети без исключения — страстные рисовальщики», а В. А. Сухомлинский писал, что «каждый  ребенок— поэт». Каким же должен быть процесс эстетического воспитания учащихся?

 

Эстетическое воспитание в школе начинается с младших  классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования  и природоведения основное направление  этой работы сводится к практическому  ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении  укачанной задачи большую роль играют пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо обладать, умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и  рассказы, хорошо проводить уроки  пения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Художественная подготовка учителя по его компетентность в различных видах искусства  не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и  необходимым уровнем их эстетического  развития, но и возбуждают у них  потребность в приобщении к искусству.

 

Для воспитания художественных восприятий у школьников на занятиях пейзажной живописью существенное значение имеет использование приема, сравнения при рассматривании  картин  и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы- коллективы, кружки и студии по изобразительному искусству, организации встреч с работниками искусства и др. Они позволяют знакомить учащихся с творческой деятельностью художников, проводить диспуты по проблемам художественного творчества, устраивать утренники, выставки и т д. В этих кружках и студиях учащиеся приобщаются к художественному творчеству и делают первые шаги в изобразительном искусстве. Результаты художественного творчества школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков.

 

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и  окружающая среда создают неисчерпаемую  гармонию красок. Воздействие природы  на человека, глубокие переживания  и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном  искусстве, который называется пейзажем.

 

Соприкосновение с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух  человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту  природы и вместе с тем выражая  эмоциональное отношение к ней  художника, пейзаж является и важным средством воспитания любви к  Родине. “Зовите меня варваром в  педагогике, - говорил К. Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать  влиянию педагога”.(15; c.3)

 

Изучение природы в  кружке и воплощение ее образа на бумаге являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению  пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые  живописец получает при работе с  натуры. Только в результате общения  с природой может появиться вдохновение, созреть замысел композиции. Поэтому  живопись пейзажа, обучение пейзажному этюду – одна из существенных задач  подготовки художника и важный раздел программы курса живописи. Выполнение учебных этюдов на пленэре ( на открытом воздухе) несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в зависимости от состояния погоды и времени года – все это новые и непривычные для неопытно живописца условия, которые усложняют работу с натуры.

 

Основные достоинства  пейзажного этюда – передача определенного  состояния освещенности природы, воздушной  среды и значительного пространства. Всего этого художник добивается с помощью цветовых отложений  с учетом воздушной перспективы, а также передачей так называемого  общего тонового и цветового состояния  освещенности, колористической согласованности  красок природы.(15;с. 3 - 4 ).

 

 

 

1.2. Чувства и эмоции  в пейзажной живописи.

 

 

Одной из задач художника  является точная передача в произведениях  внешнего выражения чувств. Важным фактором, определяющим роль чувств в  изобразительной деятельности, являются эмоции. Переживание художника во время работы предполагает 3 наиболее существенных компонента:

 

1. Эмоциональное переживание  от объекта изображения;

 

2. Эмоциональное переживание  от самого процесса изображения;

 

3. Общее эмоциональное  состояние художника, выражающееся  в легкости эмоционального возбуждения,  в силе и глубине проявления  эмоционального возбуждения.

 

Эдуард Манэ говорил, что  художнику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным  темой. К. Коро в своей записной книжке отмечал, что в природе необходимо искать прежде всего форму, затем соотношение тонов, колорит – и все это должно быть подчинено испытываемому художником чувству.

 

Исключительно большое значение придавали “прочувствованию” природы  такие известные русские пейзажисты, как А. К. Саврасов, И.И.  Левитан, В. Д. Поленов. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание  художника, вызываемое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым  условием успеха в изобразительной  деятельности живописца. Этим объясняется  особая роль пленэра в педагогической практике Саврасова, Левитана и др. Часто Левитан говорил, что картина  – это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника.

 

Богатство, глубина и сила эмоциональных переживаний художников растут в процессе изобразительной  деятельности. Специфические особенности  изобразительного искусства таковы, что художник должен четко и определенно  выражать свое отношение к изображаемому. Поэтому развитие чувств и эмоций у молодых художников с самого начала их обучения является важной задачей педагога.

 

Любое произведение изобразительного искусства рассчитано на восприятие его многими людьми. Поэтому художник стремится в своих произведениях  донести до других свои мысли, идеи, взгляды через наглядные образы предметов и явлений действительности. Посредством восприятия картины  зрители знакомятся с мировоззрением художника, его идеями, переживают те же чувства, которые переживал он сам. Таким образом, развитие эстетических чувств художника, творца прекрасного, является совершенно необходимым условием для успешной изобразительной деятельности.

 

Рассматривая значение эстетических чувств на занятиях в кружке пейзажной  живописи, следует иметь в виду, что в их возникновении и проявлении значительную роль играют особенности  чувственного облика объектов – цвет, форма, силуэт, изящество линий. Но форма  предметов не существует изолированно от их содержания. Поэтому необходимым  условием формирования эстетических чувств является воспитание умения воспринимать форму как материальную оболочку определенного содержания. Переживание  предметов и явлений действительности как прекрасное обогащает духовный мир человека, делает его жизнь  богаче, прекраснее. Это объясняется  тем, как говорил Н. Г. Чернышевский, что эстетические чувства переживаются человеком как светлая радость. Прекрасное постоянно привлекает к  себе внимание человека, ласкает его  взор, пробуждает потребность еще  и еще раз посмотреть, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Т. о. художественное искусство играет большую роль в воспитании людей, особенно в воспитании их чувств и  художественного вкуса. (13; c.224 - 226).

 

Я считаю, что для успешного  развития чувств в педагогическом процессе могут применяться самые различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс работы. Эффективное средство – эмоциональный рассказ преподавателя, глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование чувств учеников оказывают похвала или порицание учителя. Поэтому следует всегда с тактом относиться к результатам юного художника, учитывая его старание, любовь к искусству.

 

2.1. Анализ школьной программы  по изобразительному искусству.

 

 

 

Школьная программа по изобразительному искусству рассчитана на 6 лет обучения. Она ставит перед  педагогом следующие учебно –  воспитательные задачи:

 

- развитие эстетических  чувств и понимания прекрасного , воспитание интереса и любви к искусству;

 

- воспитание у учащихся  практических навыков рисования  с натуры, по памяти, представлению,  выполнения декоративно – прикладного  искусства.

 

Программа по изобразительному искусству включает следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование  на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.

 

Ведущим видом занятий  по изобразительному искусству в  течение всего курса обучения является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важным средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего  таких ее сторон и явлений, как  форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предмета.

 

С целью развития у детей  зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования  с натуры предусмотрено рисование  по памяти и по представлению ( в теч. 10 – 15 мин.) изображаемых с натуры объектов. С 3-го класса программа ставит задачу углубленного изучения закономерностей конструктивного строения, перспективы, светотени. Учащиеся овладевают навыками изображения объемных предметов, расположенных во фронтальной и угловой перспективе.

 

С 1-го класса дети учатся определять и называть цвета изображаемых предметов.

 

В 3-м классе учащиеся знакомятся с понятиями хроматических и  ахроматических, холодных и теплых цветов, с понятием цветового тона.

 

В 4 – 6 классах у учащихся развивается и совершенствуется умение видеть и передавать в рисунке  с натуры пропорции, конструктивное строение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, распределение  светотени, цвет натурной постановки.

 

На протяжении всего курса  школьники рисуют предметы домашнего  обихода, предметы оборудования учебных  кабинетов школы, чучела животных и  птиц и, как сложный объект – фигуру человека. Такое разнообразие моделей  объясняется целью не только научить  рисовать, Нои помочь им с помощью  рисунка глубже познать разнообразие окружающей действительности. Поэтому  рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на темы и декоративных работ.

 

Декоративное рисование  развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью декоративно  – прикладного искусства в  жизни, в быту.

 

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются умения грамотно передать пропорции и т. д.

 

В беседах об изобразительном  искусстве преподаватель знакомит учащихся с произведениями русских  и зарубежных художников, получают понятия о его мировом значении, национальном своеобразии… уроки-беседы об изобразительном искусстве способствуют эстетическому развитию учащихся, прививают  интерес и любовь к искусству, воспитывают самостоятельность  суждений в оценке произведений.

 

 

 

2.2.Методика проведения  занятий в кружке по живописи.

 

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто  приходится проводить занятия с  учениками вне класса. Внеклассная  работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные  занятия, но она помогает решать эти  задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной  форме, с опорой на активный интерес  учащихся, на их творческую инициативу. Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия  в изокружке ( в моем случае) имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, при организации различных оформительских работ в своем классе.

 

В кружке обычно занимается не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы.

 

Если классные занятия  изобразительным искусством отличаются разнообразием и органической связью с чтением, трудом, природоведением, если уроки проходят интересно и  активно, дети охотно занимаются в кружке. Особенно ярко это проявляется в  тех случаях, когда учащимся предлагаются новые вилы занятий, различные новые  материалы и инструменты.

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов