Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

 

2.Сообщение темы занятия  и постановка цели (3 мин.)

 

3. Повторение изученного  материала (5 – 10 мин.) 

 

4. Практическая работа (25 мин. )

 

5. Подведение итогов урока( 5 мин.)

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

 

Приветствие, проверка присутствующих, организации рабочего места.

 

2. Сообщение темы занятия  и постановка цели.

 

Сегодня на уроке мы с вами завершаем пейзаж по представлению, но сначала повторим изученный на прошлом уроке материал.

 

3. Повторение изученного  материала.

 

Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

 

1 .Дайте определение понятию   горизонт?

 

Ответ. Плоскость горизонтальная бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая как  прямая горизонтальная линия называется в перспективе горизонтом.

 

2.Как определить уровень  линии горизонта на картинной  плоскости?

 

Ответ. Уровень линии горизонта  на картинной плоскости определяется высотой точки зрения.

 

З.Где на рисунке пересекутся  удаляющиеся от нас параллельные линии?

 

Ответ. Линии пересекутся  в точке схода.

 

4.Как изменяются цвета  под влиянием воздушной перспективы?

 

Ответ.  Ближние предметы кажутся более многоцветными, а удаленные одноцветными.

 

5.Как создать художественный  образ?

 

Ответ. Выбор в мотиве главного, объединение живописными средствами смыслового и композиционного центра, передать состояние природы.

 

6.Назовите виды пейзажа?

 

Ответ. Городской, сельский, парковый, лирический, «дикой» природы.

 

4. Практическая работа.

 

Учащиеся завершают пейзаж по представлению акварельными или  гуашевыми красками. Задача передать в нем перспективу и создать  впечатление глубины на плоскости  с помощью цвета.

 

К цветам, кажущимся ближе  своего фактического расположения -выступающими относится главным образом теплые цвета, а к отступающим, кажущимися дальше своего расположения на плоскости - холодные цвета.

 

5.      Подведение  итогов урока.

 

Сдайте, пожалуйста работы. Понаблюдайте за изменениями состояний природы, выполните несколько набросков с натуры, и принесите их на следующее занятие. Также принесите на следующее занятие краски, кисти, палитру, бумагу.

 

Занятие №3

 

Тема занятия: Технология  живописи гуашью.

 

Цели занятия: Знакомство с гуашью. Изучение чем различаются  краски гуашевые и акварельные.

 

                                                            Задачи.

 

1.Обучать технике  живописи; закреплять изобразительные приемы  и средства пейзажа. 

 

2.Развивать творческие  способности, расширять диапазон  чувств, воображения, фантазии.

 

3.Воспитывать   активное   эстетическое   отношение   к   действительности, искусству,  явлениям художественной культуры.

 

Оборудование занятия:

 

1) для учителя;

 

2) для ученика.

 

1.Методические таблицы  “последовательность рисования  пейзажа”. Гуашевые краски и акварельные,  кисти, палитра, два листа бумаги  формата А:4. План - конспект урока.

 

2.Гуашевые краски, кисти,  палитра, лист бумаги А4.

 

Структура занятия.

 

1.   Организационный  момент (2 – 3 мин.)

 

2.   Сообщение темы  занятия и постановка цели (3 мин.)

 

3.   Изложение нового  материала (10 мин.)

 

4.   Закрепление нового  материала путем устного фронтального  опроса (5 мин.)

 

         5. Практическая работа ( 20 мин.)

 

   6. Подведение итогов  занятия (2 – 3 мин.)

 

        7. Постановка  домашнего задания ( 3 мин.)

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

 

Приветствие, проверка присутствующих, организация рабочих мест.

 

2. Сообщение темы занятия  и постановка цели.

 

Сегодня на уроке я объясню чем отличаются гуашевые краски от акварельных. 3. Изложение нового материала.

 

 Во время изложения  нового материала учитель показывает  отличия между  гуашевыми и  акварельными красками, объясняет,  что из этих живописных техник  техника работы гуашью является  наиболее сложной. 

 

Техника работы гуашью.

 

1 .Гуашевые краски в  отличие от акварели, лишены прозрачности  и обладают кроющей способностью. Если надо переписать какое-то  место, то лучше всего подождать  пока краска просохнет.

 

2.Нельзя хаотично и  бессистемно наносить мазки краски. Это разрушает форму, вносит  пестроту, беспорядок и не способствует  передаче материала, объема, пространства. Форма, направление и характер  мазка в живописи зависят от  формы предмета, характера его  поверхности и материала. Следует  знать, что мазок, наиболее  насыщенный, приближает изображение  к зрителю, а менее — отдаляет. По этой причине фон в пейзаже  (натюрморте) целесообразно выполнять  не такими густыми и насыщенными  мазками, как предметы переднего  плана. Изображая небо, даль или  цвет тумана, не следует наносить  краску так же тяжело и густо,  как мы кладем ее, изображая  землю, плотные или тяжелые  предметы. Их лучше прокладывать  тонким и неплотным слоем. К  сказанному следует добавить, что  масштаб цветовых пятен, штриха, мазка зависит от размера изобразительной  плоскости. ( 10; c. 175 – 190 )

 

Сейчас сосредоточьтесь  на упражнениях. Пробуйте разные технические  приемы и цветовые палитры до тех  пор, пока не найдете то сочетание, которое  вас действительно устроит. Гуашью пишут: живописно, корпусно, прозрачно, с расплывами, затеками (при передаче мягкости и воздушности облаков), декоративно.

 

Мастера живописи часто применяют  в акварельных работах гуашевые краски, смешивая их с акварельными красками.

 

Для работы гуашью применяют  мягкие, но упругие кисти, как плоские, так и круглые ( щетинные).

 

В результате должны получиться чистые, насыщенные и яркие цвета. Проведите эксперимент и убедитесь  сами.

 

По таблице «Технические приемы живописи» проводится объяснение,

 

КАК ПИСАТЬ КРОНУ ДЕРЕВА.

 

Шаг 1 - темные тона: Пройдитесь по бумаге широкой стороной кисточки с краской, лишь изредка поворачивая  ее, чтобы написать отдельные фрагменты  листвы.

 

Шаг 2. средние тона: Теперь добавьте средние тона, прорабатывая края кроны, поворачивайте кисть, оставляя отдельные точечные мазки либо кончиком кисти, либо ее легким касанием на поворотах. Так вы будете варьировать размеры  и форму листьев. Располагайте средние  тона ближе к источнику света  и составляйте некоторые темные тона.

 

Шаг 3 - светлые тона: В технике  живописи гуашевыми красками светлые  тона светлых градаций наносятся  всегда последними. Смешайте на палитре  в разных пропорциях желтую, красную  и белила. Они наносятся там, где  солнечный свет падает на листву, образуя  блики. Постарайтесь, чтобы темные и  средние тона подмалевка не были полностью  закрыты

 

Шаг 4 - завершающие мазки: Сделайте переходы от листвы к небу нерезкими. Напишите просветы, сквозь которые видно небо.

 

Как придать объем стволу и ветвям.

 

Ствол и ветви имеют  цилиндрическую форму, и это необходимо показать на картине, чтобы изображение  казалось объемным.

 

Сначала напишите ствол и  ветви . Далее нанесите следующий слой — светлые тона. Правильно подобранные тона позволяют показать объем.

 

Работая красками, мы начинаем с темных тонов, затем переходим  к средним тонам и заканчиваем  светлыми, а затем – тона. Главное - помните: тона надо наносить поверх светлых только после того, как светлые окончательно высохнут.

 

Создайте плавный переход  от темного к светлому, добавляя средний тон.

 

Как писать траву

 

Для изображения травы  я использую длинную щетинистую кисть №5. Для достижения нужного  эффекта длина щетины должна быть почти 5 см. Я прижимаю щетину к бумаге под небольшим углом, как показано на рисунке, так чтобы щетина начала выпрямляться и щелкать по поверхности. Данный прием позволяет сразу  написать множество отдельных растений с соцветиями и семенами. Вам потребуется  густая краска и сухая кисточка. Чтобы овладеть этим приемом, нужно  много практиковаться, но результат  стоит того.

 

Попытайтесь изобразить траву  таким же образом на листке бумаги. Результат может удивить Вас. Возможно, вам понравится работать в этой технике.

 

Так выглядит первый слой (первые мазки кистью). Начинайте с более  темных тонов. Можно начать и со светлых - все зависит от того, какие тона, темные или светлые, будут нанесены сверху.

 

Второй слой должен контрастировать  с первым, чтобы выделялись отдельные  растения. Поверх темных я наношу средние, а затем светлые тона.

 

Далее я наношу еще раз  слой темного тона, а в завершение еще раз использую светлый. Посмотрите, как смена тонов заставляет звучать  каждую травинку. Обратите внимание, что  не стоит придерживаться строгого чередования  слоев темной и светлой краски от одного края бумаги до другого. Научитесь  свободно распределять темные и светлые  участки на картине.

 

Объяснение по таблице  «Последовательности выполнения пейзажа».

 

Деревья - самый распространенный и, пожалуй, самый привычный элемент  пейзажа. В то же время изображение  деревьев является, возможно, самой  сложной задачей для живописца. Занимаясь пейзажной живописью, художник должен всегда иметь под  рукой карманный справочник-определитель деревьев, с помощью которого можно  выяснить, в какой части страны произрастает то или иное дерево. Большинство  деревьев можно узнать по их листьям, но самое важное для художника - иметь  представление об общем силуэте  дерена и форме ствола и веток. Действительно, многие деревья могут  быть опознаны по силуэту, который художник должен передать реалистично и правдиво.

 

Прежде чем рисовать дерево, внимательно изучите его. На что  похож его силуэт. Ствол прямой, изогнутый или искривленный? Можно ли сделать его более интересным, подчеркнув изгибы и наклоны? Может быть, оставить голую ветвь тут или там? Не забудьте отметить характер тени и в произвольном порядке оставить просветы неба и листве.

 

Изображение деревьев потребует  большого количества упражнений. Но результат  того стоит. Мастерски переданные деревья  могут стать самым интересным и красивым элементом пейзажа.

 

Хорошая картина начинается, с удачного рисунка делая зарисовки  на природе, можно намечать рисунок  мягким карандашом, а затем писать по ним красками.

 

Последовательность выполнения пейзажа.

 

Первый этап – рисунок.

 

          Первый шаг -смешивание красок на палитре.

 

Следующий шаг – раскрытие  пейзажа в цвете. Попытайтесь  уже на этом этане добиться наиболее точного распределения тонов. Крону  дерева можно писать, прижимая кисть  к листу бумаги и слегка поворачивая. Прописывая края кроны, нужно действовать  более осмотрительно, поворачивая  кисть так, чтобы придать листве произвольную форму.

 

Картину начинают писать сверху, с неба, постепенно спускаясь вниз, к переднему плану. Небо обычно является главным источником света в картине. Оно должно задавать не только общее  настроение, но и тональную градацию картины.

 

Далее приступим к изображению  деревьев на заднем плане. Темный акцент придала травяная зелень.

 

Затем уточняем цветовые отношения.

 

Последний шаг – прорисовка.

 

4.Закрепление нового материала  путем устного фронтального опроса.

 

1.      Последовательность  письма гуашевыми красками?

 

Ответ. 1.Разработка эскиза. 2. Нанесение на лист подготовительного  рисунка.

 

3.раскрытие цветом.  4. Уточнение  цветовых отношений. 5.Прорисовка .

 

2.      Как технические  приемы вы узнали?

 

Ответ:  живописно, корпусно, прозрачно, с расплывами, затеками (при  передаче мягкости и воздушности  облаков), декоративно.

 

     5.Практическая  работа.

 

Учащиеся вместе с учителем выполняют пейзаж «Осень в городе»  с элементами архитектурных сооружений, для закрепления технических  приемов.

 

6.  Подведение итогов  занятия.

 

Выставьте свои работы, я  поставлю оценки.

 

     7.  Постановка  домашнего задания. Выбор мотива, выполнение с натуры этюды.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что приобщение школьников к изобразительному искусству  не только через восприятие, но и  через практическую деятельность, духовно  обогащает. Для этого только  необходимо создать условия — научить  работать разнообразными художественными  материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать  зрительные представления детей  и актуализировать имеющийся  у них опыт.

 

Знакомство с разными  стилями и направлениями в  изобразительном искусстве, с творчеством  выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает творческим поискам. Безусловно, кому-то ближе ассоциативный путь создания образов, а кто-то хочет  создавать реалистическое изображение  в точном соответствии с натурой. Одни мечтают работать по принципам  конструктивистов, а другие — импрессионистов.

 

В педагогическом процессе встреча  с пейзажем представляет собой нечто  новое, принципиальное отличное от того, что уже было в учебном году. Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей  специальностью; кроме того, как  зимой, так и летом он должен иметь  при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в  них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение, тем более, что природа нашей страны богата и разнообразна и является огромным простором для творчества пейзажиста!

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов