Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

 

Городской пейзаж. Индустриальный, архитектурно-городской пейзаж; раскрывает тему «второй среды», среды, созданной  руками человека. Городская среда  почти не имеет участков дикой  природы. Город - своеобразная натюрмортная постановка, раскинутая под открытым небом на огромной площади.

 

Этюд городского пейзажа  представляет собой  различные исторические и современные объекты городов. Из исторической архитектуры наиболее привлекательны дворцовые постройки, культовые памятники и жилая  настройка XVII—XIX ив. В качестве современных  объектов можно выбрать крупные  спортивные и производственные комплексы, некоторые общественные здания.

 

Индустриальная тема появилась  в пейзаже сравнительно недавно, однако же есть мастера, целиком посвятившие себя этой теме. Для художников те наиболее интересно направление, в котором промышленные мотивы берутся не как часть ландшафта, а имеют самостоятельное значение.

 

Сельский и парковый пейзаж. Чем больше встречается в ландшафте  результатов сознательной деятельности человека (архитектура, вспаханное поле, дороги, изгороди и т.п.), тем чаще в отношениях между человеком  и природой возникают конфликтные  ситуации. Но существует среда, где  природа и результаты деятельности человека находятся в относительном  равновесии или природа даже имеет  главенствующее значение. В первую очередь такой средой являются сельская местность и ландшафтные парки. Архитектура здесь как бы дополняет  природные мотивы.

 

Сельский пейзаж - наиболее распространенная тема пейзажной живописи всех времен. Становление пейзажного жанра связано с изображением сельской местности. Дом на холме  или у реки, зелень лугов или  угрюмость скал, тропинка или проселочная  дорога - мотивы многих и многих полотен  художников многих стран.

 

Композиционные основы пейзажа.

 

Произведения изобразительного искусства - это чудесный мир художественных образов, живущих в пространстве, организованном художником по законам  и правилам композиции.

 

Одной из задач композиции является привлечение внимания зрителя  главному в картине. Это может  быть основной персонаж или главная  сцена в сюжете, яркий цветовой или тоновой акцент. Для выделения  композиционного центра в картине  используют ритмическое наложение  мазков, чередование различных линий, светлое пятно на темном — и наоборот.

 

Иногда композиционных центров  может быть несколько. Основной композиционный центр картины можно подчеркнуть  приемом контраста противоположностей (свет — тьма, грусть — радость). Выразительность смыслового изобразительного центра значительно усилится, если освещенный предмет (светлое пятно) разместить на темном фоне, и наоборот.

 

К композиционным приемам  относится и использование художником масштабных отношений. Например, на переднем плане полотна крупные предметы (большое дерево, строение) как бы не полностью входят в картинную плоскость. Постигая секреты мастерства художника, композиционные приемы построения изображения, необходимо помнить о том, что все-таки ведущую роль в композиции играет целостность. Одним из приемов создания целостности композиции является объединение всех частей светом, цветом, тоном, колоритом, ритмической организацией пространства и «живущих» в нем объектов.

 

Художник, организуя композицию, убирает в ней лишнее, мешающее созданию определенного художественного  строя, ритма, который способствует воплощению замысла. Все детали картины: размеры, характер линий, пятен даже характер мазков подчиняются особому  ритму, то есть гармоническому строю. Например, при выборе мотива для работы с  натуры художник долго присматривается  к объекту с разных сторон и  с разного расстояния, ищет точку  зрения, с которой все будет  «хорошо смотреться». Это и есть поиск соразмерности частей и  соотношение их с главным объектом будущей композиции, нахождение пропорций, ритмов, гармонии цветовых сочетаний .(  26; с. 86 – 89 )

 

От точки зрения и расстояния, с которого будет строиться изображение, во многом зависят выбор средств, материала и технических приемов  рисования: каждая линия и пятно  не случайны, а строго обусловлены. Отсчет пространства мы начинаем, сами того не замечая, от себя, от того места, где мы находимся.

 

Точку зрения можно выбрать, а можно придумать: взгляд с высоты птичьего полета или сквозь предметы. Содержание картины, ее изобразительная  идея связаны с выбором формы  и формата картины (ее размером), а также с формами самих  объектов изображения.

 

Художественный образ

 

Мы уже знаем, что главной  задачей художника является создание художественного образа, который  и определяет наше эмоциональное  восприятие произведения. Великие русские  художники-пейзажисты создавали художественные образы, как бы заново открывая нам  вечную красоту природы. Это пейзажисты И. Левитан, И. Шишкин, А. Куинджи, В, Поленов и многие другие «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Март», «Золотая осень». Левитана; «Лесные дали», «Дубовая роща», «Рожь», «Сосны» Шишкина; «Февральская лазурь», «Осень» Грабаря; «Московский дворик» Поленова; «Зеленый шум» Рылова; «Гималайские пейзажи» Рериха... Эти пейзажи оказывают сильное эмоциональное воздействие, рождают определенное состояние и настроение, которое возникает у нас от соприкосновения с художественным образом природы. Ведь для его создания художник отбирает в определенном мотиве все разумное и гармоничное, объединяет живописными средствами смысловой и композиционный центр, подчиняет все второстепенное главному — образной передаче состояния природы: тишины, покоя, тревоги, порыва, свежести, вечности, краткости мгновенья и т.д.

 

Знакомство с искусством французских художников-импрессионистов  поможет понять нам, как рождается  художественный образ, и какие же приемы живописи используют художники  для его воплощения. Импрессионизм  — в переводе впечатление. Воздух и свет являются для художников как  бы реальными сюжетами.

 

Так, основоположник импрессионизма Клод Моне изображал предметы бесконечными рядами цветных пятнышек, чистыми  тонами узорами их вибраций. 13 его  картинах «Стог сена в Живерни», «Уголок сада в Монжероне», «Руанский  собор» и других «пейзаж становится чем-то вроде симфонии, построенной  на одной теме (например, наиболее светлая  точка) и развивающейся на холсте вариации этой темы... благодаря этому... тени испещрены голубым, розовым, зеленым, ничего в них нет однотонного или черного, глазам представляется сплошное мерцание красок. Сам Клод Моне говорил, что главное лицо в картине — свет, а цвета, тени меняются в зависимости от преломления лучей света. Главной целью живописи он считал «превращение ее в поэму», «искание гармонии». Например, полотно «Руанский собор» Клод Моне писал много раз в различных состояниях дня. «Я вижу, как Клод Моне в «Руанском соборе днем», постепенно уплотняя стену, создал упор для отраженного света, только в глубинах и складках запутавшегося в ней. Свет упирается и мерцает уже в отражении. Художники -импрессионисты стремились к радостному и светлому искусству. Глядя на природу, они пытались видеть ее естественной, такой, какой она бывает по утрам, в полдень, вечером -нежной, туманной или ярко освещенной, радостной. Они превосходно передают все оттенки, нюансы, которые сливаются в единый живописный образ, создавая эффекты насыщенной световоздушной среды.

 

Перспектива в пейзаже.

 

Надо представить себе, что в натуре параллельные линии  не пересекаются, как бы далеко они  ни уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии. Пересекающимися  мы увидим линии только при их удалении от нас на бесконечно большое расстояние. Фонари по сторонам улицы рисуют, проводя  к точки схода линии, соединяющие нижние и верхние части фонарей. Затем основание первого фонаря соединяют прямой линией с серединой итого Фонаря, проводя линию пересечения с линией от верха фонарей в перспективу, "такому же принципу мы расставить на горизонтальной плоскости человеческие фигуры на разных от зрителя расстояниях ( 8; стр.29).

 

На рисунке показано, как, используя законы перспективного сокращения предметов, найти верный размер фигуры человека, находящегося в глубине  картины. Приведены три примера: определение размера фигуры человека стоящего, находящегося на возвышении и лежащего. При определении величины стоящей фигуры от головы и ног  в точку схода проводят линии, между которыми помещается фигура в  избранном плане. Во втором случае делается то же самое, только найденный размер переносится на возвышение. Подобным образом поступают и при изображении  лежащей фигуры. Найденный в перспективном  сокращении размер переносится на картину  в нужное место.

 

Нетрудно доказать, что  линии зданий, удаляющиеся от них, горизонтальные параллельные, при продолжении  пересекутся па линии горизонта, которая пересечет стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед  домом, и горизонтальные линии одной  стены будут иметь точку схода  справа, а линии другой стены —  слева от рисующего. Если же присесть и посмотреть на дом снизу, то линия горизонта тоже опустится. При подъеме на небольшую высоту дом изображают на фоне земли.

 

В композиционном решении  важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует  изображения при низком горизонте, чтобы подчеркнуть величественность изображаемого объекта. В другом случае изображаемый сюжет целесообразно  показывать с высокой точки, в  этом случае композиция приобретает  определенную панорамность.

 

Перспективные построения различных  зданий позволяют представить возможности  фронтальной, угловой и купольной  перспективы, особенности построения изображений, когда точка схода  расположена высоко над головой  или глубоко под землей.

 

Воздушная перспектива.

 

Воздушная перспектива кажущиеся  изменения некоторых признаков  предметов под воздействием воздушной  среды и пространства, изменения  цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

 

Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими  деталями н фактурой, а удаленные - обобщенно, без подробностей. Контуры  ближних предметов выглядят резче, а удаленных — мягче. Все близкие  предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние  слабо выраженной светотенью и кажутся  плоскими. Из-за воздушной прослойки  цвета всех удаленных предметов  становятся менее насыщенными и  приобретают цвет воздушной дымки - голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все  ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными. Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

 

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать  перспективные изменения воздушной  среды, благодаря которым дальние  планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно  в горах или на равнине, поросшей лесом. Такое явление носит название воздушной перспективы.

 

4. Закрепление нового материала  с помощью устного фронтального  опроса.

 

Вопросы:

 

1. Дайте определение понятию  горизонт?

 

Ответ. Плоскость горизонтальная бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая как  прямая горизонтальная линия называется в перспективе горизонтом.

 

2.Как определить уровень  линии горизонта на картинной  плоскости?

 

Ответ. Уровень линии горизонта  на картинной плоскости определяется высотой точки зрения.

 

З.Где на рисунке пересекутся  удаляющиеся от нас параллельные линии?

 

Ответ. Линии пересекутся  в точке схода.

 

4.Как изменяются цвета  под влиянием воздушной перспективы?

 

Ответ. Ближние предметы кажутся  более многоцветными, а удаленные одноцветными.

 

5.Как влияет положение  линии горизонта на выразительность  композиции?

 

Ответ. Низкий уровень горизонта  подчеркивает величественность изображаемого  объекта. При высоком уровне горизонта  композиция приобретает панорамность.

 

6.Средства выразительности  композиционного центра?

 

Ответ. Можно выделить при  помощи: основного персонажа или  главной сцены в сюжете, ярким  цветом или тональным акцентом, ритмическими наложениями мазков, чередованием светлых  и темных пятен, приемом «сдвижения». 7.Как создать художественный образ?

 

Ответ. Выбор в мотиве главного, объединение живописными средствами смыслового и композиционного центра, передать состояние природы. 8.Назовите виды пейзажа?

 

Ответ. Городской, сельский, парковый, лирический, «дикой» природы.

 

 

5.Практическая работа.

 

Учащимся предлагается начать выполнять пейзаж по представлению  в карандаше. Задача передать линейную перспективу.

 

Занятие№2.

 

Тема занятия: Пейзаж как  жанр изобразительного искусства.

 

Цели занятия: Завершение пейзажа по представлению.

 

Задачи: 1. Закреплять особенности  выполнения композиции пейзажа, его  композиционным основам; закреплять изобразительные  приемы и средства на примере пейзажа.

 

2.        Развивать  творческое мышление, чувство художественного  анализа в выражении характера  натуры; развивать практические  умения.

 

3.      Воспитывать  чувство прекрасного, любовь к  окружающему миру.

Оборудование для проведения занятия:

 

1) для учителя;

 

2) для ученика.

 

1. Методическая таблица,  показывающая «Перспективу пейзажа  и воздушную перспективу»; репродукции   картин  с  изображением  различных   видов  пейзажа, план - конспект  урока;

 

2. бумага форматом А:4, гуашь, кисти, палитра, баночка, тряпочка.

 

Структура занятия.

 

1.Организационный момент (2 – 3 мин.)

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов