Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.
Развитие в детях способности восприятия, понимать чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий от конкретных условий процесс. Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней формы, бросающейся в глаза гармонии.
«Очень важно, - писал, опираясь на свой опыт В.А. Сухомлинский, - чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребёнком классной дверью. Ребёнок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше» [11, 32].
Таким образом, младший школьный
возраст - это особенный возраст
для эстетического воспитания, где
главную роль в жизни школьника
играет учитель. Пользуясь этим, умелые
педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически
развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить
подлинное мировоззрение
1.3 Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние. Эстетическое воспитание осуществляется разными путями: средствами окружающей действительности (включая внутрисемейное воспитание) и системой воспитательно-образовательного процесса школы.
В жизни ребенка имеет
воспитательное значение буквально
все: убранство помещения, опрятность
костюма, форма личных отношений
и общения, условия труда и
развлечений - все это либо привлекает
детей, либо отталкивает. Задача не в
том, чтобы взрослым организовать для
детей красоту окружающей среды,
в которой они живут, учатся, работают,
отдыхают, а в том, чтобы вовлечь
всех детей в активную деятельность
по созиданию и сохранению красоты.
"Только тогда красота, в созидании
которой ребенок принимает
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.
Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" [8, 67].
Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.
А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" [21, 76]. "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская [11, 87].
Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" [11, 95]. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.
Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека" [9, 10].
А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу" [11, 88].
Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил
В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе". "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" [11, 93].
Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия на
ребенка средств окружающей действительности,
важным путем эстетического воспитания
является воспитательно-образовательный
процесс школы. По словам Д.К. Ушинского
каждый предмет в школе может
эстетически воспитывать: «в любом
предмете есть более или менее
эстетический элемент». Любой предмет,
будь то математика, физкультура, природоведение
вызывает в школьнике определенные
эмоции посредством своего материала.
Чтобы стать средством
Одним из важных источников
эстетического опыта школьников
является разнообразная внеклассная
и внешкольная работа. В ней
удовлетворяются насущные потребности
в общении, и происходит творческое
развитие личности. На внеклассных
мероприятиях дети имеют большие
возможности для
Таким образом, средства и
формы эстетического воспитания
весьма разнообразны - начиная от предметов
естественно-математического
1.1. Психолого – педагогические
особенности эстетического
Добиваясь радикальных перемен
к лучшему и в этой области,
важно построить всю культурно-
Нравственное здоровье общества,
духовный климат, в котором живут
люди, в немалой степени определяются
состоянием литературы и искусства.
Все это показывает, какое огромное
значение у нас придается эстетическому
воспитанию общества и особенно подрастающего
поколения. Эстетические чувства учащихся
успешно развиваются как на уроках
эстетического цикла –
Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика» обозначающим науку, о прекрасном. Значение слова “эстетика” происходит от греческого aisfliesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формировании чувств в области прекрасного и в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения русской и национальной литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества, важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятии. Эта восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только с литературой, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.
Существенным компонентом
эстетического воспитания является
овладение учащимися знаниям, связанными
с пониманием искусства и умением
выражать свои суждения (взгляды) по вопросам
художественного отражения
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения.
Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов