Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

Заключение

 

Эстетическое воспитание невозможно ни представить себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического  воспитания является воздействие и  восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных  предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического  воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.

 

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам  провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей системе  учебно-воспитательного процесса, так  как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

 

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных  факторов. Воспитательное значение имеет  и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания.

 

Воздействие эстетических явлений  жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном  плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Кроме того, внеклассная работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением в решении данной проблемы. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

 

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством  эстетического воспитания младших  школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства  воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность  оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

 

Литература 

 

1. Алексеев С. С. О  цвете и красках. - М, «Искусство», 1962 г. 

 

2.  Беда   Г. В.   Основы изобразительной грамоты:  Рисунок.                          Живопись. Композиция. - М., «Просвещение», 1981г.

 

3.  Беда Г. В. Живопись. - М., «Просвещение», 1986г.

 

4.   Волков Н. Н.  Композиция в живописи. - М., «Искусство», 1977г.

 

5. Волков Н. Н. Восприятие  картины. - М., «Просвещение», 1969г.

 

6. Волков Н. Н. Цвет  в живописи. - М., «Искусство», 1985г.

 

7.  Волкова Е. В. Проблемы  содержания и формы в искусстве. - М., 1976г. 

 

8. Живопись: практическое  руководство. – М.; 1964 г.

 

9. Кирцер Ю. М. Рисунок  и живопись: Учеб. Пос. – М.; Высш. Шк.,1997 г.

 

10. Козлов Н. Г. Композиция. - М., «Просвещение», 1968г. 

 

11. Кузин В. С. Наброски  и зарисовки. - М., «Просвещение», 1981г. 

 

12. Кузин B.C. Психология, - М.; Просвящение 1982 г.

 

13. Кузин В. С.Психология / уч. для худож. училищ – М.; 1974 г.

 

14. М а с л о в  Н. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания  изобразительного искусства в  школе. Учебное пособие для  студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3 издание М.: А ГАР 2000

 

15.  Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному  искусству. -М., «Просвещение», 1984 г. 

 

16.   Никодеми Г. Б.; “Техника живописи”- М.:Изд-во  ЭКСМОПресс, 2002г. 

 

17.   Непомнящий В. М. Перспектива в композиции. - Чебоксары, 1970г.

 

18.   Одноралов Н. В.  Материалы, инструменты и оборудование, применяемые в изобразительном  искусстве. - М., «Просвещение», 1988г.  

 

19.  Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного  искусства в школе. Учебное  пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3 издание М.: А ГАР 2000 г.

 

20.   Ростовцев Н.Н.  Терентьев А.Е. Развитие творческих  способностей на

 занятиях рисования: Учебное пособие для студентов художественно-

 графического факультета  педагогических институтов. М.,

 «Просвещение», 1987 г.

 

21.  Сластенин В.А. Педагогика. – М.; Школа-Пресс. 1998 г.

 

22. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие для студентов  художественно-графических факультетов  педагогических институтов. - М., «Просвещение», 1975 г.

 

23.   Сокольникова A.M. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в начальной школе: учебное  пособие для студентов

 педагогических вузов  Живопись. Уроки изобразительного  искусства.М.,

 

24.  Сокольникова A.M. Изобразительное  искусство и методика его

 преподавания в начальной  школе: учебное пособие для  студентов

 педагогических вузов  Живопись. Уроки изобразительного  искусства.  - М.;  Академия 1989 г. 

 

25. Сокольникова A.M. Изобразительное  искусство учебник для уч. 5-8

 классов. Академия 1989 г.

 

  1. Соколова  О. Секреты композиции. – М.;  Астрель  – 2002 г.

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов