Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

 

Еще одна категория эстетического  воспитания - сложное социально-психологическое  образование - эстетический вкус. А.И. Буров  определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений" [15, 44]. Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к  художественным суррогатам" и "жажду  общения с подлинным искусством" [23, 78]. Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". "Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека" [21, 67]. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

 

Общий вывод этого параграфа  можно представить следующим  образом. Вся система эстетического  воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

 

1.2 Особенности эстетического  воспитания в младшем школьном  возрасте

 

 

В этом параграфе предметом  рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику  и которые следует учитывать  при его эстетическом воспитании.

 

Мы уже отметили, что  очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда  человеческая личность уже сложилась.

 

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы  взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев  пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения  к жизни" [13, 17]. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в  раннем периоде детства и сохраняются  в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

 

Нельзя или, по крайней  мере, чрезвычайно трудно научить  юношу, взрослого человека доверию  к людям, если его в детстве  часто обманывали. Трудно быть доброму  тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую  непосредственную и потому неизгладимо  сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

 

Конечно, течение жизни  что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем  школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

 

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для  ребенка становится учитель. «Для ребят  в начальной школе учитель - самый  главный человек. Все для них  начинается с учителя, который помог  преодолеть первые трудные шаги в  жизни...» [12, 45]. Через него дети познают  мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического  опыта А.С. Макаренко известно, что  общественно значимая цель, перспектива  движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают  детей на дела.

 

Следующая особенность эстетического  воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими  в сфере познавательных процессов  школьника.

 

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части  их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных  условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных  потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [22, 87].

 

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом  является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

 

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные  существа, наделенные человеческими  качествами, являются носителями добра  и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания  маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим  борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения  в той своеобразной форме, которая  позволяет малышам легко и  свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка  не оставались на уровне лишь вербально-образного  выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы  они в своем поведении и  деятельности приучались следовать  любимым героям, реально проявляли  и доброту, и справедливость, и  способность изображать, выражать идеал  в своем творчестве: стихах, пении  и рисунках" [9, 189].

 

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной  сфере. Мотивы отношения детей к  искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу  в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется  в том, что "…одни ребята относятся  к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования  просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" [22, 25]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

 

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает  в ребенке особые эмоционально-психические  состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве  ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений, навыков  и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование  эмоционального отношения ребенка  к миру - один из важнейших путей  проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и  состояния ребенка являются критерием  действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении  человека к тому или иному явлению  выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений  и воли" [5, 61].

 

Каждый ребёнок мысль  развивает своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта  талантливость стали основой  успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед  детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка  должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало  их чувство, очаровало красотой.

 

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей  массы собственно эстетические явления. Задача педагога - воспитать у ребенка  способность наслаждаться жизнью, развить  эстетические потребности, интересы, довести  их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

 

Эстетическое образование  важно для последующего полноценного развития личности школьника, который  делает первые шаги по громадной лестнице образования. Оно призвано развивать  художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к  формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить  прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе  представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях.

 

На занятиях по рисованию  нужно предлагать детям разнообразные  материалы: цветные карандаши и  фломастеры, мелки, акварельные и  гуашевые краски, бумагу разной фактуры  и цвета. На обобщающих занятиях путем наглядного представления стоит помочь малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

 

Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью» [12, 54].

 

Воспитание эстетического  идеала предполагает прежде всего развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинами художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими впечатлениями, без развития у них эмоционального, личного отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведениях искусства.

 

Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается  не в количестве, а в их глубине  и устойчивости. Глубокое чувство  определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности  его натуры. «Я не умею наполовину ненавидеть или наполовину любить, - говорил  Ф.Э. Дзержинский, - я не умею отдавать только половину души. Я могу отдать всю душу или ничего не отдать» [21, 64]. К сожалению, в жизни можно  встретить людей, готовых под  первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они  отказываются от достижения поставленной цели.

 

Наряду с формированием  глубины и постоянства эстетических чувств следует обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием своего духовного облика человека и, в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений и вкусов.

 

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок  начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы ценности ребёнка. Это  период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень  достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в  этом возрасте ребёнок не почувствует  радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт  уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в  дальнейшем буде значительно труднее  и потребует неизмеримо более  высоких душевных и физических затрат.

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов