Развитие образного мышления школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

Работа состоит из  1 файл

2 ГОТОВ.docx

— 100.28 Кб (Скачать документ)

 

Содержание занятий кружка изобразительного искусства определяется многообразной деятельностью детей  в школе, обязательной учебной работой  в  классах.

 

Занятия кружка имеют две  очень важные задачи: а) углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством; б) приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства.

 

А также ставит перед собой  следующие учебно – воспитательные задачи:

 

- развитие эстетического  восприятия предметов, явлений  окружающего мира и эмоционального  отношения к ним; формирование  понимания красоты, гармонии цветового  богатства действительности;

 

- развитие цветового зрения, художественно – образной памяти, творческой активности, художественных  способностей, воображения и фантазии;

 

- обучение практическим  умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими  основами живописи ( холодные и теплые цвета, колорит и т. п.);

 

- ознакомление с творчеством  выдающихся художников прошлого  и настоящего.

 

Занятия в изокружке дают возможность усиления эффективности  эстетического воспитания школьников, расширения их культурного и интеллектуального  кругозора. Так как рисование  ведется в большинстве школ по 6 класс и один раз в неделю, то решить эти задачи только на уроках изобразительного искусства практически  невозможно. ( 25; с. 125 – 128 )

 

Общеизвестно — большинство  ребят подросткового возраста очень  любят рисовать. И если хорошо организовать внеклассную работу, то увлечение  изобразительным искусством может  продолжиться и в старших классах, т. е. первый аспект внеклассной работы — профориентация. Мы чаще говорим  о профориентации на технические  профессии. Однако в области искусства  она также необходима. Второй —  в работе в кружке учитель имеет  возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и  творческий потенциал.

 

Успех работы изокружка зависит  от увлеченности учителя, хорошей организации  занятий, обеспечения необходимым  инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий  и организацию итоговых выставок.

 

Например, учитель в школе  ведет кружок живописи. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен  учитывать и количество членов изокружка.

 

Планируя выполнение пейзажа  с участием членов кружка, педагог  должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают  учащиеся.

 

Педагог наметил выполнить  несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной  из групп тематика задания оказалась  очень сложной, — надо подобрать  для них иное задание.

 

Группа ребят в изокружке  подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить  соответствующую методику работы с  ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

 

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец  учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две  итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

 

 Помогает в работе  и составление планов-конспектов  по отдельным темам. К началу  каждого занятия необходимо заранее  подготовить соответствующие методические  таблицы, репродукции Формы и  метопы работы в изокружках  должны быть несколько иными,  чем в классе, более приближенными  к художественной школе. Например, если в классе на уроках  рисования с натуры дети работали  за партами, то в кружке надо  познакомить школьников с методикой  работы за мольбертом-хлопушкой  или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно,  иными должны быть и использование  материалов для рисования, и  метод работы. Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования  с натуры, необходимо подробно  изложить правила работы красками. На первых занятиях, когда учащиеся  еще недостаточно усвоили: технику  живописи, нужно показать им весь  ход построения рисунка и работы  сначала акварельными, а затем  гуашевыми красками с помощью  ранее подготовленных таблиц, изображающих  несколько фаз: композиционное  размещение рисунка на листе  бумаги, постепенный ход построения  линейного рисунка и работы  краской. 

 

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов  приучаем детей правильно держать  кисть, следить за обязательным предварительным  разведением краски на палитре, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовые соотношения при первой прокладке краски.

 

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как  работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель  выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

 

Законченные работы полезно  просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

 

Лучшие работы, выполненные  учащимися на занятиях в кружке, нужно отобрать для хранения в  папке у преподавателя.

 

Одновременно с учебной  работой педагог ведет и большую  воспитательную работу, в особенности  в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий  общими интересами, с едиными творческими  устремления ми. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший  в изокружок должен аккуратно  посещать занятия выполнять предусмотренные  планом задания и разработанные  кружком правила поведения, принимать  активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

 

 

 

2.3. Методические рекомендации  к кружку по живописи на  тему пейзаж.

 

Пейзаж – самостоятельный  жанр в искусстве, и я считаю, что  ему следует уделить наибольшее внимание, потому что природа прекрасна  и бесконечно разнообразна. Природа  “воздействует” на человека, вызывает глубокие переживания и мысли, а  соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух  человека, обогащает его внутренний мир. Если в классе учащиеся не имеют  возможности работать над пейзажем, то в кружке для этого имеются лучшие условия.

 

 Большой интерес у  детей вызывает работа на природе  (пленер), поэтому следует проводить  экскурсии на улице, во время  которых ребята, кроме длительных  работ, выполняют быстрые зарисовки  с натуры, а затем заканчивают  их красками уже в помещении.  Такой порядок работы способствует  развитию умения запомнить и  воспроизвести наиболее характерные  особенности природы, помогает  понять пространственные отношения.  Очень большое значение в данном  случае имеет свет, освещение.  Надо, чтобы дети отдавали себе  полный отчет в том, какой  день они изображают: пасмурный,  серый с рассеянным освещением  или ясный с четким отличием  освещенных сторон предмета от неосвещенных.

 

Во втором случае наличие  четкой светотени облегчает восприятие и передачу объема и рельефа. Пейзаж с пасмурным, рассеянным освещением требует способности видеть, различать  более тонкие тоновые и светотеневые отношения. Однако есть свои трудности  и при изображении солнечного пейзажа. Здесь сложнее привести к живописному единству все детали.

 

Важно обращать внимание и  на такие явления природы, как  ветер, дождь и т. п., все, что придает  различный эмоциональный строй  пейзажу, выражающийся в динамичности очертаний предметов. В связи  с этим целесообразно нарисовать два изображения, предположим, одного и того же дерева при тихой и  при ветреной погоде, в ясный и  дождливый день.

 

Задачи изображения пространства в пейзаже должны решаться в последовательности, предусматривающей нарастание сложности  решения. Более легким заданием является изображение сравнительно ограниченного  пространства, когда задний план занят  стенами строений (или опушкой  леса). Здесь имеется возможность  опираться на навык решения пространства, выработанный у детей при рисовании  натюрморта (который, как правило, имеет  фон, установленный непосредственно  сзади предметов). Более трудным  заданием является пейзаж с открытым пространством, когда видны широкие  горизонты. Здесь полезно рекомендовать  повышать точку зрения рисующего: пусть  рисует дали из окна или с горы и  т. п. «Увеличивая пространство, можно  ставить перед учащимися задачу самостоятельного выбора мотива с определенным планом. При этом кружковцы должны сознательно решать, что будет  у них на первом плане, что на втором и т. д.». При этом необходимо осознавать, что масштабность планов увеличилась  и надо уметь выделить их в пейзаже  и передать в рисунке более  обобщенно. Если в первом случае, например, расстояние в 2—3 м уже связано  с переходом от одного плана к  другому, то во втором — расстояние от плана к плану должно измеряться десятками и сотнями метров. Это  значит, что деревья (расстояния которых  до рисующего имеют разницу в  несколько метров) должны изображаться как предметы примерно одного плана. Их цветов и светосила, проработка деталей  и г. п. должны быть приблизительно одинаковыми.

 

Такая работа, носящая в  известной степени студийный  характер, отнюдь .не должна быть главной и единственной во внеклассной работе по изобразительному искусству. В такой кружок вовлекаются, как правило, те учащиеся, которые собираются пойти в дальнейшем в художественные заведения. Число таких учащихся очень незначительно - по сравнению со всем школьным коллективом. Ясно, что необходимо развернуть внеклассную работу по рисованию гораздо шире.

 

Если не хватает времени  и средств, то лучше отказаться от кружковой работы студийного типа (особо  одаренные учащиеся для более  широкого развития своих способностей могут заниматься во внешкольных учреждениях). В школе же учитель и дирекция должны сосредоточить усилия на организации разносторонних занятий по изобразительному искусству с тем, чтобы каждый ученик мог приблизиться к искусству.

 

 

2.4. Программа кружка пейзажной   живописи.

 

Пейзажная живопись – искусство, доступное для понимания подростков, ее красота и естественность пробуждает любовь к природе, культуре своей  Родины. Оно рассматривается как  одно из средств развития художественного  вкуса, творческой активностью детей, эстетического отношения к действительности.

 

Учитывая возраст учащихся, их индивидуальные особенности, уровень  художественного и эстетического  развития каждого, а также местные, региональные особенности, традиции искусства, культуры, педагог выбирает и рекомендует  темы, их последовательность и время  выполнения.

 

Содержание предлагаемой примерной программы по обучению учащихся  школьников-подростков живописи направленно на формирование практических навыков, на воспитание художественной культуры учащихся. Курс рассчитан  на два месяца, по два часа в неделю.

 

На занятиях живописью  учащиеся учатся создавать красоту  и свободно самовыражаться. Эти занятия  не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями известных мастеров, но и дают им необходимые технические знания, развивают практические умения и  навыки, т.е. осуществляют психологическую  и практическую подготовку к творчеству, к выбору профессии.

 

Курс кружка живописи включает практические и теоретические знания по живописи. Теоретические занятия  служат теоретической подготовкой  к практическим занятиям, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них  раскрываются основные закономерности восприятия цвета, его свойств и  построение живописного изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области пейзажной живописи. Вся  система занятий масляной живописью  ведет к развитию таких творческих способностей учащихся, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувства цвета и цветовых отношений.

 

2.5. Тематический план кружка  пейзажной живописи.

 

 

№ п/п 

Тема занятия 

Общее количество часов 

В том числе

 

 

 

 

 

часов

 

теорет. занятия 

практич. занятия

 

1. 

Вводное занятие. Пейзаж как  жанр    изобразительного искусства. 

 

 

 

1

 

2. 

Технология живописи акварельными красками и гуашью. 

 

 

 

1

 

3. 

Мероприятие “В мире Прекрасного” – беседы о творчестве художников. 

 

 

 

-

 

4. 

Поиск        художественного образа. 

 

 

 

1

 

5. 

 

 Разработка эскиза  в тоне и цвете. 

 

 

 

2

 

6. 

Выполнение композиции

 

( техника по выбору  учащихся). 

 

 

 

2

 

 

 

Всего 

 

14

 

 

 

7

 

 

Фрагмент календарно-тематического  плана к кружку пейзажной  живописи.

 

 

Задачи занятия: 

Информация о работе Развитие образного мышления школьников начальных классов