Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7

1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников

и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тани.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

      Распределяю сюжеты между детьми.

      А для того, чтобы рисунки получились сказочные, нам нужно самим побывать в сказке. Сядьте все удобно, положите руки на колени, закройте глаза.

      Включаю музыку.

      Вы  услышали волшебную сказочную музыку и сразу же очутились на неведомой земле, где расположен замок  царя Сатана. А теперь каждый из вас увидел тот сюжет, который он будет  рисовать. Запомните черты своих героев, посмотрите, что есть вокруг них. Рассмотрите вес подробно, чтобы вернуться и нарисовать то, что видели.

      Вот музыка становится тише и нам пора возвращаться. Сейчас вы откроете глаза и снова окажетесь в детском саду.

      А теперь можете брить кисти в руки и приступать к работе как настоящие художники-иллюстраторы. Только, для начала, сядьте правильно, поставьте ноги ровно под столом, чтобы было удобно рисовать.

      Самостоятельная работа детей. Провожу индивидуальную работу:

      -частичный  показ приемов рисования;

      -одобрение,  похвала, словесные поощрения;

      -при  необходимости использую прием  рисования рукой ребенка на  черновике;

       -автоматизирую технические навыки  каждого ребенка: умение 

      правильно держать кисть, рисовать концом ворса  и всей поверхностью, передавать перспективу  в рисунке.

      За  пять минут предупреждаю детей об окончании работы. Провожу анализ детских работ:

      Сейчас  Карина будет у нас главным  редактором в издательстве и выберет  самый лучший, на ее взгляд, сюжет  для текста «Три девицы под окном...»  Почему ты выбрала этот сюжет? Чем  он тебе понравился? Все ли правильно здесь нарисовано? Ребята, возьмем, этот сюжет в нашу книгу?

      По  очереди предлагаю детям быть главными редакторами и выбирать очередную иллюстрацию в книгу.

      После того, как все страницы заполнены  рисунками, подвожу итог занятия:

      Вот какую замечательную книгу мы с вами проиллюстрировали. Она теперь опять  красивая и никакой злодей не страшен, правда? Ну, а те ребята, чьи рисунки  мы не выбрали о книгу, пусть не расстраиваются. Эти рисунки мы оформим, сделаем рамочки и отвезем на выставку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 6

      Конспект  занятия по изобразительному искусству  «Волшебная страна - подводное царство».

      Программное содержание: учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

      Материал: белый лист бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6, №3), салфетки на каждого ребенка.

      Методические  приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание  о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

      Предварительная работа: знакомство детей с техникой рисования «по мокрому» листу, чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

      Ход занятия

      - Сегодня, ребята, на нашем, занятии  по рисованию краски будут  вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, растекаться,  выходить за рамки вашего рисунка.  Необыкновенная легкость красок,получение  новых цветов прямо на рисунке,  сделают вашу работу удивительно интересной. Вы почувствуете себя немного волшебниками и изобразите волшебную страну. Вы догадались, как мы будем рисовать, и почему наши краски будут вести себя так необычно?

      - Мы будем рисовать «по мокрому»  листу.

      - А что же это такое рисование «по мокрому» листу? Давайте с вами вспомним. Главным инструментом сегодня станет губка - небольшая, поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист бумаги быстрым движением (показ воспитателя). Работу выполнять надо быстро, легким движением, рука движется свободно. А потом уже «по - мокрому» листу наносится краска. Кисточка не касается листа, краска красиво ложится, образуя волшебные переливы. Вспомнили, ребята? Итак, если уж мы с вами захотели почувствовать волшебство, то и рисование наше с вами сегодня пусть будет волшебным, удивительным, сказочным.

      А сейчас я вам прочитаю отрывок  из сказки, а вы ее отгадаете.

      «Жил  старик со своею старухой у самого синего моря...».

      - Это сказка А.С.Пушкина «О рыбаке  и рыбке».

      - Правильно, слушайте дальше:

      Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, старуха спокойная и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море.

      Ребята, как вы думаете, какого цвета было море?

      - Синего.

      - И в этом спокойном синем море жила добрая волшебная «золотая» рыбка, но жила она не одна, кто еще жил в ее волшебной стране - подводном царстве?

      - Ракушки, водоросли, улитки, осьминоги,  крабы, дельфины.

      - Ребята, какой краской мы будем  рисовать тихое спокойное море?

      - Голубой.

      - А «золотую» рыбку?

      - Желтой, оранжевой.

      - А вода в море движется?

      - Движется, когда ветер дует, корабли  плывут.

      - А как передать в рисунке  движение воды?

      - Волны на поверхности моря, а  в глубине водоросли качаются, песочек пересыпается, рыбки двигаются.

      - Посмотрите, как я буду рисовать  море. Губкой смачиваю лист слева  направо быстрыми движениями. Широко  кисточкой провожу линию сверху листа, и краска растекается вниз и т.д. А вы проведете полоску и поднимите листочек вертикально, чтобы у вас краска тоже стекала. Чуть-чуть подсохнет краска и будем рисовать обитателей подводного царства уже тонкой кисточкой. Рисуем водоросли, песчаное дно и всех обитателей волшебной морской страны. Если вы хотите, то вы можете изобразить в своем рисунке и сказочный дворец «золотой» рыбки.

      Дети  выполняют работу, воспитатель наблюдает  за рисованием, проводит индивидуальный показ при затруднении детей.

      Анализ  работы

      Когда все ребята закончат рисование, листочки сложить на одном большом столе, получиться «подводное царство».

      - Какое огромное спокойное синее  море у нас получилось. И обитатели  подводного царства спокойно  передвигаются в воде среди  зеленых водорослей. И от того, что море мирное спокойное  и золотых рыбок, стало много,  все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует победу добро.

      И у старухи со стариком царит мир  и согласие. Старик так же ловит  свою рыбу, а старуха прядет пряжу. И все еще только начинается, и  вся сказа еще впереди. 
 
 
 
 
 

      Приложение 7

      Консультация   для    родителей     « Ваш ребёнок  хочет рисовать»

      Дети  любят рисовать. Когда мы перебираем листы с рисунками детей, то всегда испытываем очень сильные  чувства. Здесь есть сентиментальный компонент, вот наша жизнь, лист за листом, день за днем... Накал эмоций, их острота, серьезность поражают в детском рисунке. Куда это потом девается? Взрослая жизнь в эмоциональном плане кажется рядом с этим фейерверком тусклой, убогой и блеклой. Мы можем восхищаться формальным богатством детского творчества, фантастической смелостью цветовых сочетаний, точностью линий, интуитивным совершенством композиции, экспрессией образа. Дети не знают слов «экспрессия», «композиция», «искусство», «образ», но они делают это. Взрослые художники знают много слов про искусство, но достичь той же смелости, свободы и силы в творчестве на новом «взрослом» витке могут очень немногие.

      Почти все дети рисуют, но их родители и  педагоги относятся к феномену детского рисования по-разному. Понимание  и помощь родителей очень важны и при наличии хорошего педагога. Многие хотят помочь своему ребенку, но не знают, как это сделать    в силу того, что их жизнь далека от искусства, или по другим причинам. Порой помощь заключается в том, чтобы просто не мешать естественному процессу.

      В начале жизни маленький человек  проявляет мощный инстинкт к саморазвитию. Великий педагог Януш Корчак считал, что если терпеливо и добросовестно отвечать на все бесконечные «почему» ребенка, он сам довольно скоро составит собственную целостную картину мира и будет дополнять ее там, где чего-то недостает, что-то не стыкуется, в соответствии с новым опытом и т.д. Помощь взрослого здесь состоит в том, чтобы не уклоняться от вопросов детей и пытаться отвечать на них, как бы трудны или как бы просты (что порой одно и то же) они ни были. Гораздо честнее сказать «не знаю», «не понимаю», чем прикрыться обидным «вырастешь - узнаешь». Иначе дети довольно скоро перестанут задавать вам вопросы вообще.

      Почему  дети рисуют? Вопрос очень серьезный. Он касается истоков, первопричин творчества, самых глубинных свойств человека.

      Наблюдения  показывают нам: в каждом возрасте - свой побудительный импульс к рисованию. Впервые проведя на бумаге цветную лилию, малыш изумлен и хочет бесконечно повторять этот фокус появления чего-либо из ничего - в результате простого движения руки. Совершенно очевидно, что ему очень нравится само движение, активное участие тела в создании каракулей. Рисование как проявление и развитие моторной функции очень важно в самом раннем возрасте, в период так называемого «первого детства» (примерно до 2 лет). Позже на это наслаиваются одно за другим новые составляющие. Процесс становится все более осмысленным, ребенок начинает выстраивать собственный мир, где реализуются его игры, желания, мечты. Этапы и стадии развития детского сознания, мышления очень тесно связаны с рисованием и проявляются в нем.

      Позже к внутренним импульсам прибавляются внешние, прежде всего социальные, влияния. Ребенка, который хорошо рисует, просят нарисовать, девочки - принцесс и кукол, мальчики - рыцарей и коней и т.д.

      Что же касается самого процесса рисования, то в благоприятной домашней обстановке маленький творец ничем не ограничен, погружение в процесс может быть максимально полным.

      В чем состоит распространенная ошибка взрослых? В ожидании от ребенка не гениальности, то каких-то обязательно выдающихся свершений. Важно сформировать в самих себе правильное отношение к способностям или неспособностям своего чада. Желание увидеть в ребенке реализацию собственных мечтаний, стремлений, неосуществившихся надежд вполне понятно, но оно не должно мешать видеть реальное положение вещей, порождать нелепую обиду на ребенка, что он «не такой». Даже если у него ничего не получается (иногда такое бывает), попытайтесь снова и снова, хвалите его за малейшую его удачу, за желание порисовать, зато, что правильно взял кисть, никогда не критикуйте саму работу и его лично.

      Задача  родителей — найти те струнки, которые приведут к грамотному пониманию ребенка и его творений, для чего требуется такт в оценочных суждениях. Расскажите ребенку какой-то интересный случай из жизни художника, о его творчестве. Выберите для этого интересную форму повествования: «Мы с тобой сейчас находимся в маленьком зале Третьяковской галереи. Перед нами картина «Грачи прилетели»... Давай подойдем поближе и услышим, как звучит картина. Ты слышишь музыку весны?» (Задача — уловить музыку весны.) Звон капели, журчание воды в проталинках, шорох ветвей берез, грачиный гомон, шелест весеннего ветра... Ребенок не только услышит, как кричат грачи, но и увидит, как вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, как мерцает весеннее солнце. Вы рассказываете ребенку о том, что каждый фрагмент картины выстрадан влюбленным в природу России поэтом, композитором, художником А. К. Саврасовым. Его любовь к родной природе передается и вам: вы дышите этим еще морозным весенним воздухом. «Грачи...» Саврасова — это волшебное пение Весны.

      Если  родители сами не умеют рисовать, то не следует думать, что они не могут помочь своему рисующему ребенку. Весь опыт взрослого, его «многознание», способность логически мыслить, умение выделять из целой цепи задач основное звено могут помочь ребенку найти в рисунке главную ошибку, исправить ее. В детском творчестве разбираться не менее сложно, чем во взрослом. Лишь постоянно изучая его процесс и результат, можно выработать в себе способность понимать и относиться к нему с серьезным и глубоким чувством. Важно научить ребенка понимать достоинства своего рисунка, что формирует в нем уважение к рисованию, гордость за свои успехи. Искренность детского рисунка воспринимается взрослыми как выражение вкуса.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста