Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
Дайте ребенку лист плотной бумаги, согните его пополам. На одной стороне листа различными красками нанесите пятна, и пока они не успели высохнуть, согните лист. Что получилось? Что-то похожее на салют или на цветок, бабочку. Бабочке можно подрисовать усики, цветку — стебелек. Другой вариант этого задания: на первой половине листа рисуется что-то определенное, что желает ребенок. А что получится, если лист сложить? Оказывается, все изменилось до неузнаваемости. Можно перевернуть лист снизу вверх — вдруг получится лес или птица? Эти задания знакомят ребенка с симметрией, развивают фантазию.
Психика
ребенка чувствительна и
В
чем состоит распространенная ошибка
взрослых? В ожидании от ребенка
не гениальности, то каких-то обязательно
выдающихся свершений. Важно сформировать
в самих себе правильное отношение к способностям
или неспособностям своего чада Желание
увидеть в ребенке реализацию собственных
мечтаний, стремлении, неосуществившихся
надежд вполне понятно, но оно не должно
мешать видеть реальное положение вещей,
порождать нелепую обиду на ребенка, что
он «не такой». Даже если у него ничего
не получается (иногда такое бывает), попытайтесь
снова и снова, хвалите его за малейшую
его удачу, за желание порисовать, зато,
что правильно взял кисть, никогда не критикуйте
саму работу и его лично.
Приложение 8
Рекомендации воспитателям по развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства
Предлагаемые принципы построения занятий предопределяют специфическую позицию взрослого позицию Мэри Поппинс, признающую равные возможности в творчестве для себя и для ребенка. Не только взрослый вынашивает замысел, не только он может ошибаться и не любить критику. Только человек, принявший позицию равных возможностей, сможет на занятии создать эмоциональную атмосферу праздника фантазии, ввести ребенка в область настроений и чувств, сказки и вымысла и, что намного важнее, сможет так выстроить свои отношения с ребенком, так вести творческий диалог, что ребенок поверит в свои силы и сможет адекватно реагировать на допущенные ошибки. Он использует весь свой творческий потенциал и найдет оригинальные художественно - выразительные символы для передачи собственных настроений, эмоции В связи с этим хочется акцентировать внимание на следующих принципах построения занятий:
• Каждое занятие начинается одинаково - введением в художественно-творческое пространство. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, где живут и работают художники и мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства.
•
Необходимо эмоциональное введение
ребенка в художественно-
• Индивидуальный характер общения с ребенком, т.е. отсутствие любого давления со стороны взрослого.
• Ребенку никогда не предлагаются образцы, по которым можно что-либо вырезать и наклеить. Он использует в качестве «образца» только окружающий его мир или собственную фантазию, а взрослый «ведет» его к изменениям, детализованной проработке и обогащению собственной работы.
• В процессе работы ребенок допускает ошибки- это естественное и закономерное явление. Важно найти правильный образ для их определения, развития деятельности в нужном направлении и правильный тон по отношению к художнику.
• Хвалить детей необходимо не только за каждое достижение, но и за то, что они просто очень старались.
• Страх ошибки (или неудачи) - главное препятствие в творческой работе, но право на ошибку есть и у взрослого, и у ребенка. Если признать это право, то мы избежим главной ошибки - нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого ребенка, а значит, будем относиться к его внутреннему миру максимально бережно и трепетно.
• На каждой работе указывается имя художника и данное им самим название аппликации. Так формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс.
• После каждого занятия все аппликации вывешиваются, а после завершения работы над какой-либо темой устраивается выставка детских работ; при этом работы отбираются так, чтобы все дети-художники и все направления были представлены источники.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста