Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:58, дипломная работа
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30
1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Министерство образования Омской области
БОУ СПО
«Омский педагогический колледж №2»
Таскимбаева
Роза Мухаметовна
Студентка
31 И группы
Ролевые
игры как средство развития умений диалогической
речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского
языка
Выпускная
квалификационная работа
Омск-2010
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30
1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Список литературы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .69
Введение
Известно, что в соответствии с социальным заказом общества цели обучения иностранному языку постоянно изменяются. Сегодня, когда активно идет процесс глобализации, особенно актуальной стала проблема межкультурной коммуникации, следовательно, обучение иностранному языку сейчас – это, прежде всего, обучение иноязычному общению, что отражено в программе обучения иностранным языкам и концепции содержания образования в двенадцатилетней школе. В соответствии с данными нормативными документами, целью обучения иностранному языку в основной школе является достижение школьниками минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции. Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.
Особенно актуально использование ролевых
игр при обучении диалогической речи на
среднем этапе обучения (6-7 класс, 11-12 лет).
Ведущая деятельность подростков – общение.
Подростки отдают предпочтение групповой
форме учебной работы.
Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Поскольку ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся как раз и моделирует межличностное групповое общение, она находит живой отклик у школьников подросткового возраста. Согласно А.Н Леонтьеву, противоречие, несоответствие между потребностью действия у подростка и невозможностью осуществить требуемые операции может разрешиться в одном виде деятельности-игре. Ролевая игра дает подросткам, стремящимся к взрослости, возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Как подчеркивает А.А. Зимняя [10;10], “используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации ролевого обучения, игровых ситуации непосредственно направлены на повышение эффективности обучению иноязычному говорению”. Таким образом использование ролевых игр при обучении диалогической речи особенно эффективно на среднем этапе обучения иностранному языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем доказать, что ролевые игры положительно повлияют на развитие умений диалогической речи у учащихся 6-7х классов.
Объект исследования: развитие умений диалогической речи учащихся на уроке английского языка в 6-7 классах.
Предмет исследования: ролевые игры как средство развития умений диалогической речи у учащихся 6-7 классов на уроке английского языка.
Гипотеза исследования: Если использовать ролевую игру на уроках английского языка в 6-7 классах, то это будет способствовать развитию умений диалогической речи.
Задачи исследования:
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка
Известно, что любому возрасту как своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Ролевая игра может эффективно использоваться в том случае, если учитываются возрастные психологические особенности учеников, исследований проблем общения и речевой деятельности в конкретном возрасте.
Согласно результатам психологических исследований возрастным периодам учеников соответствуют и определенный тип деятельности. Так, в период с 4 по 10 класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий.
Младшему
школьному возрасту, в котором
начинается изучение иностранного
языка, предшествует не просто
более ранний, дошкольный возрастной период,
но также, более ранняя форма
ведущей деятельности. Ей является ролевая
игра. В этом возрасте, т. е. в 7-11 лет,
ведущей деятельностью становится учение.
Для этого возраста характерна яркость
и непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы.
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.
Старшие школьники на пороге выбора: профессии, жизненного пути, нередко и создаваемой семьи. Поэтому для них характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в обществе. В то же время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда - повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщенность.
Все эти возрастные психологические особенности должны учитываться учителями в процессе обучения. Такая возрастная периодизация не является установленной раз и навсегда. Изменение условий обучения и воспитания (обучение детей с более раннего возраста) вносит изменение в содержание ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития учащихся[9;46]
Таким образом, ролевые игры могут
эффективно использоваться на
уроках с учащимися разного
возраста, если учитываются основные положения
теории ведущей деятельности, исследования
проблем общения и речевой деятельности.
Применение данного приема позволяет
эффективнее решать учебные,
воспитательные и образовательные
задачи.
Процесс развития умений диалогической речи на уроке английского языка у учащихся 6-7 классов.
Психологическая
характеристика диалогической
речи
На уроках английского языка диалог является одним из способов общения в ролевых играх между учащимися. Обучение диалогической речи на уроках английского языка является одной из важнейших задач. Одной из важных характеристик образовательного процесса является развитие речевого взаимодействия. Показателями развития речевого взаимодействия выступают: эффективность выражения своих мыслей, мнения, намерений; характер техники речевого взаимодействия; характер стратегий социально-ориентированного взаимодействия; характер реализации речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения.
Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника
с прослушиванием и последующим говорением
другого. Важно отметить, что в диалоге
собеседники всегда знают, о чем идет речь,
не нуждаются в развертывании мысли и
высказывания. Устная диалогическая речь
протекает в конкретной ситуации и сопровождается
жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и
языковое оформление диалога. Речь в нем
может быть не полной, сокращенной, иногда
фрагментарной.
Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения выполняет попеременно роль говорящего/слушающего. Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет), которые тоже могут составлять целое высказывание.
Если соединить в единое целое ответы учеников на вопросы, то получится связное высказывание обобщающего характера. Из диалогов мы можем получить коллективный монолог, построение которого зависит от точности постановки вопросов спрашивающим и ясности ответов его партнера.
Диалогическое общение представляет собой не один какой-то вид речевой деятельности его участников, а речевой акт (обмен информацией), в котором говорение и слушание - неразрывно связанные виды речевой деятельности.