Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:58, дипломная работа
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30
1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Также в ходе констатирующего эксперимента
будет проведено анкетирование преподавателя
иностранного языка Степановой О.Г. (Приложение
5). С помощью анкетирования мы планируем
выяснить, какой подход в обучении английскому
языку преподаватель использует, какое
место в обучении иностранному языку занимает
обучение говорению в общем и обучение
диалогической речи в частности,
какие итоговые задания на говорение используются, какие трудности возникают у учащихся при выполнение итоговых заданий на говорений, используются ли ролевые игры при обучении диалогической речи и нравятся ли они учащимся, а также некоторые другие вопросы. После проведения анкетирования нами будет произведено наблюдение и анализ 2 уроков Степановой Олеси Геннадьевны для подтверждения достоверности результатов анкетирования.
В рамках формирующего этапа в 6 классе будет проведена серия из 7 уроков по обучению диалогической речи с использованием ролевых игр. Данная серия уроков включает упражнения на обучение говорению, последовательность и типы которых соответствуют методологической рамке обучении говорению Уильяма Литлвуда (Приложение 7), и две ролевые игры, во время которых планируется осуществить промежуточный контроль (Приложения 2,3).
На контрольном этапе в ходе проведения итоговой ролевой игры (Приложение 4) будет замерен уровень сформированности речевых умений в говорении (диалогическая речь) согласно тем же критериям оценки, что и на этапе констатирующего эксперимента: содержание высказывания, взаимодействие с собеседником, лексическое оформление речи, грамматическое оформление речи и произношение.
После окончания эксперимента полученные
данные будут обработаны, будут сформулированы
выводы и практические рекомендации.
Глава
III. Результаты исследования.
Исследование было проведено на базе СОШ № 61 города Омска с 15.02.2010 по 5.03.2010. В эксперименте принял участие 6Г класс. Возраст учащихся – 12-13 лет. В проведении исследования оказали помощь методист Великая Людмила Александровна и преподаватель английского языка Степанова О.Г.
Эксперимент состоял из трех этапов:
- констатирующий этап (15.02.2010-17.02.2010);
- формирующий этап (15.02.2010-2.03.2010);
- контрольный этап (5.03.2010).
В рамках констатирующего этапа был определен уровень владения диалогической речью учащихся 6Г класса. В ходе проведения ролевой игры (Приложение 1), были произведены замеры уровня сформированности речевых умений в говорении (диалогическая речь). Оценивание учащихся проводилось согласно следующим критериям: способность к коммуникативному взаимодействию, фонетическое оформление речи, языковая корректность речи, точность выполнения задания, разработанным научно-исследовательским центром «Еврошкола».
Также в ходе констатирующего эксперимента
было проведено анкетирование преподавателя
иностранного языка Степановой О.Г. (Приложение
5). Результаты анкетирования показали,
что преподаватель использует коммуникативный
подход к обучению говорению, и обучение
говорению занимает ведущее место в обучении
английскому языку, ролевая игра при обучении
говорению используется, но относительно
редко.
Данные, полученные посредством анкетирования, были подтверждены в ходе наблюдения 2 уроков Степановой О.Г.
В рамках формирующего этапа в 6Г классе проведена серия из 7 уроков по обучению диалогической речи с использованием ролевых игр. Данная серия уроков включала упражнения по обучению говорению, последовательность и типы которых соответствовали методологической рамке обучения говорению Уильяма Литлвуда (Приложение 7), и две ролевые игры, во время которых осуществлялся промежуточный контроль (Приложения 2,3).
На контрольном этапе в ходе проведения итоговой ролевой игры (Приложение 4) был измерен уровень сформированности речевых умений в говорении (диалогическая речь) согласно тем же критериям оценки, что и на этапе констатирующего эксперимента. В ходе проведения ролевой игры было выявлено, что учащиеся стали связно и логично вести диалог, увеличилось разнообразие грамматических структур и лексических единиц, меньше допускалось фонетических ошибок.
В результате обработки полученных данных было выявлено, что количество оценок “отлично” увеличилось на 3, оценок “хорошо” уменьшилось на 1, не было поставлено ни одной двойки.
Был проведен статистический анализ результатов педагогического эксперимента по расчету критерия знаков. После педагогического эксперимента количество нулевых сдвигов составили – 4, количество типичных сдвигов – 6 и число нетипичных сдвигов составило – 1 (Gэмп).
Gэмп = 1 < Gкр = 2
Вывод.
Исходя из значений
критерия знаков Gкр = 2, то есть Gкр
< чем Gэмп, поэтому преобладание
типичного направления сдвига не является
случайным, то есть сдвиг в типичную
сторону является статистически достоверным.
Выводы.
Итак, в результате данного исследования мы:
1. Провели анализ научно – методической литературы с целью изучения состояния проблемы в теории.
2. Определили уровень владения диалогической речью учащихся 6Г класса школы № 61 и выявили, что наибольшие трудности у учащихся возникали при употреблении функционального языка и при грамматическом оформлении речи, при ведении диалога учащиеся продемонстрировали неумение взаимодействовать с собеседником, неправильность употребления лексики и грамматических конструкций.
3. Выяснили, что преподаватель английского языка Степанова О. Г. школы № 61 использует коммуникативный подход к обучению говорению, ролевая игра при обучении говорению используется, но относительно редко.
4. Разработали серию уроков по обучению диалогической речи. Последовательность и типы упражнений соответствовали методологической рамке обучения говорению Уильяма Литлвуда, а в качестве итоговых заданий на говорение использовались ролевые игры.
5. Провели
серию уроков по обучению
6. Осуществили
промежуточный контроль уровня
владения диалогической речью
учащихся и выяснили, что у
троих учащихся наблюдалась
7. Осуществили
итоговый контроль уровня
8. для анализа результатов исследования был применен Критерий знаков. Установили общее направление сдвига исследуемого признака. В эксперименте участвовало 11 учеников. Из 11 учащихся на контрольном этапе повысились результаты у 6 учащихся (типичный сдвиг), у четверых учащихся уровень умений не изменился, у Грачевой Насти показатель снизился на 1 балл (с “5” на “4”), т.е. нетипичный сдвиг (Gэмп) = 1, а Gкр = 2. Сравнивая Gэмп и Gкр, мы видим, что Gкр > Gэмп, можно сделать вывод, что сдвиг в типичную сторону является статистически достоверным.
9. Сформулировали
выводы.
Список
литературы.
Приложение 1
Role play 1
«В сувенирной лавке»
Цель: Закрепление лексических единиц.
Языковой материал: Can I…? May… I?
Дидактический материал: ролевые карточки
Форма речевого взаимодействия: парная.
Ход игры
Роль 1: Вы продавец. Вы всегда предлагаете или продаете разные вещи. Посоветуйте покупателю, какой лучше выбрать сувенир.
Роль 2: Вы покупатель. Выберите сувенир.
Imagine you are in Britain and you want to buy a souvenir.
Представьте, что вы в Британии, и вы хотите купить сувенир на память о Британии.
Role
1: You are a shopkeeper. Each time you offer/sell a thing your replies
should be different.
Вы продавец. Вы всегда предлагаете или продаете разные вещи. Посоветуйте покупателю, какой лучше выбрать сувенир. |
Role 2: You are a customer.
You can get all the things you want if each time you buy a thing you
ask for it in a different way.
Вы покупатель.
Выберите сувенир. |
Example:
B: Can I help you? A: Yes, please, I’m looking for an English toy as a souvenir. B: We’ve got a lot! What kind of toys would you like? A: Some of those please, on that top shelf! B: Ok. I see. You’d like to buy Teddy Bears! What about this one? A: That looks nice. May I look at it? B: Yes, sure. Here you are! A: It’s supper! How much? B: It costs 3 pounds. A: I think It’s not too expensive. I’ll take it! B: Here you are. Thanks. |
Пример:
B: Могу я вам помочь? A: Да, пожалуйста. Я присматриваю Английскую игрушку в качестве сувенира. B: Какого вида игрушку вы желаете? A: Что то вроде этого, на верхней полке! B: Я вижу. Вы хотите купить мишку! Что на счет этого? A: Он выглядит мило. Могу я посмотреть на него поближе? B: Да конечно. A: Он прелестен! Сколько стоит? B: 3 фунта. A: Я считаю это не дорого. Я возьму! B: Вот пожалуйста. |