Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:58, дипломная работа
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30
1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Данный
этап предполагает ведение относительно
непринужденной, разнообразной в структурном
отношении беседы (парной или групповой),
проведение обсуждений и дискуссий. Этот
подход приобретает все больше сторонников
благодаря тому, что с первых же шагов
направляет на обучение взаимодействию,
лежащему в основе диалогической речи;
становление речевых умений и навыков
при таком пути происходит в процессе
общения. Опора на аналогию играет большую
роль на нижнем уровне развития умений,
при формировании первичных умений, и
здесь эталонный диалог может сыграть
свою роль, не для заучивания, а как образец
для подражания. На более высоком уровне
на первый план выступает задача научить
школьников самостоятельно планировать
речевые действия «через осознание мотивов,
целей и возможных результатов действия»,
а также «развертывать содержание и форму
речевых значений, адекватных смыслу».
1.3 Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи
Ролевая
игра – понятие,
функции в процессе
обучения иностранного
языка.
В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее.
Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем[2].
Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.
С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации.
Учет роли мотивации, способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению школьников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.). Как подчеркивает И. А. Зимняя, «используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения игровых ситуаций, непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации, и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению». [8] Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (Д.Р.) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное
значение ролевой игры,
ее всестороннее влияние на
подростка. Игра помогает
сплотить детский коллектив, в активную
деятельность вовлекаются застенчивые
и робкие, и это способствует
самоутверждению каждого в коллективе.
В ролевых играх воспитывается
сознательная дисциплина, трудолюбие,
взаимопомощь, активность подростка,
готовность включаться
в разные виды
деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности[9].
Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций:
-мотивационно-побудительную;
- обучающую;
- воспитательную;
-ориентирующую;
- компенсаторную.
Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты:
- роли
- исходная ситуация
- ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые
выполняют учащиеся на уроке,
могут быть социальными и межличностными.
Первые обусловлены местом индивида
в системе объективных социальных
отношений (профессиональные, социально-демографические),
вторые определяются местом
индивида в системе межличностных
отношений (лидер, друг,
соперник и др.)
Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевые ситуации (УРС), которые создаются искусственно. М.В. Ляховицкий и Е.И.Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации [14]:
1)субъект;
2) объект (предмет разговора);
3) отношение субъекта к предмету разговора;
4) условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений
школьников степень развернутости каждого
из компонентов УРС может
уменьшаться. Выделяется
3 уровня развернутости УРС: первый
- самый полный, когда учитель подробно
описывает все компоненты УРС; второй
- промежуточный, когда условия
речевого акта домысливаются самими
учащимися; третий - минимальный,
где указывается только отношение
субъекта к объекту.
Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.
Итак, УРС является конструктивной основой ролевых игр. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С.Станиславскому); выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т. е. «запускает» механизм ролевой игры.
Третий компонент ролевой игры - ролевые
действия, которые выполняют учащиеся,
играя определенную роль. Ролевые
действия как разновидность игровых
действий органически связаны с ролью
- главным компонентом ролевых игр
- и составляют основную, далее неразложимую
единицу развитой формы игры. Они
включают вербальные и
невербальные действия, использование
бутафории.
Таблица 2
Р.П. Мильруд выделяет следующие формы ролевой игры
Младший
школьный возраст |
Средний
школьный возраст |
Старший
школьный возраст |
Сюжетная ролевая игра
сказочного содержания Сюжетная ролевая игра бытового содержания Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения) | ||
В сюжетных ролевых играх могут использоваться различные предметы (фотоальбомы, книги, журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклы, игрушки). Темы речевого общения обычно включают разговор о членах семьи, о профессиях, об объектах и явлениях окружающего мира, об одежде, о режиме дня и т.п. Ученики младших классов еще сохраняют некоторые особенности предыдущего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была ролевая игра, поэтому охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Возрастной период, непосредственно предшествующий подростковому, характеризуется тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общению в учебно – трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетно-ролевых игр бытового содержания, отражающий разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой общения становится имитационная ролевая игра. С учащимися 6-9 классов проводятся имитационные игры познавательного содержания. С учетом выявленных профессиональных интересов школьников организуются имитационные деловые игры. Они являются важным средством не только обучения иностранному языку, но и средством профессиональной ориентации школьников, их воспитания и всестороннего развития. На всем протяжении изучения иностранного языка со школьниками организуются ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.
|