Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:58, дипломная работа
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30
1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
На тип диалога влияют психологические установки говорящего. Они могут быть диктальными, модальными или регулятивными.
В первом случае диалог может иметь характер опроса, взаимного обмена информацией;
во втором - он может иметь характер воспоминаний, спора, дискуссии, комментария;
в третьем - характер инструктажа, планирования, уговаривания. Соответственно, и составляющими каждого типа диалога будут преимущественно вопросно-ответные диалогические единства и единства, предполагающие сообщение информации и реакцию на это сообщение, или единства, включающие предложения и соответствующую реакцию партнера.
Наиболее типичным видом диалога в условиях естественного общения и, в особенности, в условиях учебного процесса является диалог, реализующий информативную функцию общения. Классифицируя диалоги информативного характера с учетом инициативности партнеров по общению, их влияние на протекание диалога, выделяют 3 типа диалога: собственно диалог, эфферентный диалог и афферентный диалог.
Первый вид диалога предполагает равноправие собеседников, равную меру инициативности каждого из них. Это диалог встречно-направленного характера. Два других вида характеризуются ведущей ролью одного из участников общения. Для собственно диалога характерно наличие своего обоюдно интересного запаса информации у каждого из собеседников, как это бывает при встрече друзей после определенного перерыва: после выходного дня, после каникул или после участия в различных мероприятиях - спортивных, зрелищных; после прочтения различных книг и т.п.
Афферентный диалог призван формировать инициативную речь, направленную на получение информации, требующую умения задавать вопросы, понимать речь собеседника, подавать реплики, регулирующие речевые действия партнеров, заставляющие его делать свои сообщения более доступными для понимания слушающего, близкими к теме, соответствующими действительности. Афферентный диалог предполагает наличие у одного из партнеров запаса информации, которой не располагает другой, и обязанности или права другого знакомиться с этой информацией. Соответственно, моделирование ситуаций, ориентированных на получение афферентного диалога, предполагает использование ролей родителей, журналистов, учителя и т.п. в рамках учебного занятия.
Эфферентный диалог рассматривается с позиции интервьюируемого, анкетируемого, расспрашиваемого партнера общения. Он является основным носителем информации, но регулирует содержание диалога его партнер, выступающий в качестве лица, заинтересованного в получении информации.
Эфферентный
диалог нацелен на формирование умения
по возможности полно и развернуто
реагировать на побудительную реплику.
Этот вид диалога готовит к
монологизированному диалогу[7]
С точки зрения С.В. Перкаса учебные диалоги удобно разделить на 2 основные группы:
- диалоги «равноправные» (обмен информацией);
- диалоги «ролевые» («продавец-покупатель», «врач-пациент»).
Для облегчения поставленной задачи «равноправный» диалог строится в соответствии с планом, предложенным учителем или разработанным совместно со всеми учениками класса. Преимущества такого диалога:
- он ориентирован на личный жизненный опыт учащихся;
- содержание диалога легко поддается планированию;
-диалог обеспечивает оптимальное сочетание структурной повторяемости реплик с их интонационной и лексической вариативностью, обеспечивая прочность и осмысленность усвоения.
Диалогическая речь - один из основных видов речевой деятельности, который предполагает целенаправленный процесс общения двух или более собеседников – партнеров, в котором каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего.
В основе диалога лежит реплицирование, т. е. обмен репликами. В ходе его происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т.е. с восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи. Поскольку каждый из собеседников может выступать в роли слушающего и говорящего, то диалогическая речь является рецептивно - продуктивным видом речевой деятельности.
В живой диалогической речи обмен репликами происходит быстро, отсюда - неподготовленность, спонтанность диалогической речи, что требует высокой автоматизированности и готовности языкового материала.
В методической литературе отмечается, что главным компонентом диалога и исходной единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство.
Диалогическое единство (ДЕ) – взаимосвязанная пара реплик, из которых одна является управляющей, или стимулирующей, а вторая – зависимой.
Важнейшей психологической особенностью
диалогической речи является ее ситуативность,
которая определяет характер речевого
поведения партнеров, языковое оформление
речи.
Как и любая форма устной речи, диалогическая речь характеризуется эмоциональностью и мотивационной обеспеченностью (причем мотивы партнеров могут не совпадать, что определяет сам процесс и результат общения).
Психологические особенности обуславливают лингвистические характеристики диалогической формы общения, к которым следует отнести эллиптичность речи, использование упрощенных синтаксических конструкций, наличие клише, речевых стандартов, присутствие модальных слов, междометий и других средств экспрессии, обращенность речи.
Диалогическая форма общения предполагает широкое использование экстралингвистических средств (мимики, жестов и т. п.). Как уже отмечалось, в основе диалога лежит реплика, она является элементарной структурной единицей диалогической речи. Но основной, исходной структурной единицей обучения принято считать диалогическое единство (ДЕ), образуемое парой реплик, одна из которых - реплика-стимул, другая - реплика-реакция. Способы сочетания (сцепления) реплик могут быть различны, они лежат в основе функциональной типологии диалогических единств:
- вопрос – ответ;
- вопрос – контрвопрос;
- сообщение – вопрос;
- сообщение - ответное сообщение;
- приглашение (просьба) - согласие (несогласие);
- сообщение (приказ, просьба) - эмоциональная реакция;
- просьба – сообщение;
- сообщение
- просьба.
Данные типы ДЕ определяют типы диалогов, среди которых основными, включенными в Программу обучения в школе, являются:
- диалог - односторонний расспрос (типа интервью);
- диалог - двусторонний расспрос;
- диалог - обмен мнениями;
- диалог – волеизъявление.
Структурно
данные типы являются более крупными
единицами диалогической речи, но
в их основе лежат однотипные ДЕ,
находящиеся в логико-
Разновидности
диалога.
По словам Солововой Е. Н. в отличие от
монолога при обучении диалогу обычно
выделяются всего две разновидности:
свободные и стандартные диалоги
(диалоги этикетного характера). Все мы
выступаем в роли родителей или детей,
покупателей или продавцов, пассажиров
или водителей, учителей или учеников,
врачей или пациентов. С сожалением можно
утверждать, что даже в роли родителей
и детей мы чаще ведем стандартные диалоги,
чем свободные. Очень часто все общение
сводится к репликам: «Как дела? Как дела
в школе? Ты поел? Уроки сделал? Опять телевизор
смотришь/ играешь на компьютере/ забыл
купить хлеб?» Что же такое свободные диалоги?
Традиционно к свободным диалогам
относятся беседы, дискуссии, интервью,
т.е. те формы речевого взаимодействия,
где изначально содержательные границы
общения каждого из партнеров, а значит,
и общая логика развития разговора жестко
не фиксируется социальными речевыми
ролями. Следует, однако, признать, что
граница между свободными и стандартными
диалогами в реальном общении очень подвижна,
эти разновидности диалогов могут легко
трансформироваться в ходе развития речевого
общения в зависимости от изменений речевой
ситуации. Согласно Программе обучения
иностранным языкам, учащиеся средних
классов должны овладеть умением участвовать
в общении с целью обмена информацией,
побуждения собеседника к выполнению
какого-либо действия или деятельности
в связи с предъявленной ситуацией общения,
т. е. владеть всеми типами микродиалогов.
Лингвистический компонент содержания обучения данному виду речевой деятельности включает весь необходимый языковой и речевой материал: от ситуативных клише, стандартных этикетных формул, характерных для диалогической речи, реплик-побуждений, реплик-реакций, типовых ДЕ до диалогов-образцов, отобранных в соответствии с ситуациями, сферами общения и тематикой программы обучения[4].
Рассмотрев психологическую и лингвистическую характеристики обучения диалогической речи, мы пришли к выводу, что при обучении говорению в диалогической форме особую важность приобретают умения учащихся пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми, и умения создавать их. Кроме того, в связи с возможной непредсказуемостью речевого партнера, спонтанностью речи, необходимостью быстрой реакции в процессе общения большое значение приобретают компенсаторные умения: умения выразить мысль любыми средствами.
Таким образом, рассмотрев различные типы
диалогов и диалогических единств, мы
можем сделать вывод, что для обучения
диалогической речи в 6-7 классах учителя
часто используют как образцы обучения
диалогической речи диалоги этикетного
характера, диалоги «ролевые» и диалоги
«равноправные».
Цели, содержание
и технология обучения
диалогической речи.
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.
Для реализации цели необходимо у учащихся развивать умения диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащиеся начальных классов должны без предварительной подготовки задавать вопросы разных типов и отвечать на вопросы в соответствии с ситуацией в пределах программного языкового материала. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 3-4 реплик, правильно оформленных в языковом отношении.
При этом учащиеся должны овладеть запасом диалогических единств типа «вопрос-ответ», «предложение (просьба) - ответная реакция», варьировать лексическое и грамматическое наполнение этих единств, комбинировать и переносить составляющие их реплик на основе типичности реакций в новую ситуацию. Так, например, реплики последовательно активизируются в ситуациях: «Что мы умеем делать?», «Что мы любим, делать вместе?», «Куда мы любим, ходить?», «Что мы делаем хорошо?» и в других.
Учащиеся должны научиться отвечать на
вопросы различных видов (без вопросительного
слова и с ним); самостоятельно задавать
вопросы; реагировать на реплику, выражая
согласие, удивление, сомнение, радость
или опровергая услышанное; инициативно
задавать вопросы; составлять диалог с
опорой на диалог-образец.