Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:58, дипломная работа

Описание

Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30

1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54

Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57

Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62

Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69

Работа состоит из  1 файл

Ролевая игра в процессе развития умения диалогической речи учащихся на уроке английского языка.docx

— 129.69 Кб (Скачать документ)

- покажите  классу, как вы попытаетесь поднять  тяжёлые гири; покажите, как бы  вы почистили зубы утром без  зубной щётки.

2. Можно  предложить задания в форме  шарад с использованием пантомимы,  мимики:

- покажите, что вы чувствуете, когда… вы  видите большую собаку, бегущую  к вам;

- вы  обнаружили, что кто-то вырвал  несколько листов из вашего  учебника.

По завершении упражнений учитель может попросить  учащихся подготовить небольшой  рассказ, отражающий их чувства и  реакцию в подобных ситуациях.

3. Можно  усложнить ситуации, которые помогут  развить спонтанность и выразительность  в поведении. Учитель даёт инструкции  поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять  без остановки.  
 
 
 
 

     Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену. Вы поранили свой палец.

После “разогревающих” упражнений можно  перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть  друга. Мама стоит рядом.

Далее можно приступить к ситуациям  с альтернативными решениями  для двух и более человек, поднимающие  различные жизненные проблемы.

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого  ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят  на всех этапах работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Преимущества использования  ролевой игры в  классе. 
 
 

     Использование ролевой игры в классе имеет следующие преимущества:

  1. Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные а) формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной или групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.
  2. Ролевая игра ставит учащихся в ситуации в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.
  3. Некоторые люди часто учат английский язык для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать). Для них будет полезен тот языковой материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.
  4. Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской» за которую они могут спрятаться.
 
 
 
 
 
 
  1. Учащиеся  испытывают огромные затруднения, когда  основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им не нужно раскрываться.
  2. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Значение ролевой  игры на уроке  иностранного языка. 
 

  1. Известно, что ролевая игра представляет собой  условное воспроизведение ее участниками  реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
  2. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
  3. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
  4. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
  5. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
  6. Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) – мотив и (Зачем?) – цель, т.е. нужно что-то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
  2. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таким образом, анализ выше изложенного позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Ролевая игра – учебный прием, при котором учащиеся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в качестве одного из участников иноязычного общения.
  2. Ролевая игра выполняет 5 основных функций в учебном процессе по иностранному языку: мотивационно - побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. 
  3. В структуре ролевой игры выделяют следующие компоненты: роли, исходная ситуация и ролевые действия.
  4. Существуют определенные правила проведения ролевых игр и требования к ним.
  5. Ролевая игра – эффективный прием обучения диалогической речи на среднем этапе обучения английскому языку. Что обусловлено особенностями личностного и интеллектуального развития подростков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Анализ УМК «English-6» Кузовлев В.П. 
 
 

Критерии  оценки Вывод
  1. УМК состоит из:
 
 
 
 
 
Книга для учащихся (Student’s Book)

Книга для учителя (Teachers Book)

Рабочая тетрадь (Activity Book)

Книга для чтения (Reader)

Звуковое приложение (2 CD диска, общее время звучания 2 ч. 03 мин. 09 сек., или две кассеты, общее  время звучания 2 ч. 02 мин. 15 сек.)

Контрольные задания (Assessment Tasks),

Методические  рекомендации к контрольным заданиям (Teacher’s Guide to Assessment Tasks),

Звуковое приложение к контрольным заданиям.

  1. Соответствия требованиям стандарта
 
 
6 класс –  средний этап обучения.

Упражнения и  задания в данном УМК подобраны  в соответствии с ГОСТом, что позволяет  учащимся приобрести комплекс речевых  навыков и умений. Данный УМК позволяет  научить учащихся читать и понимать информацию, находить идею текста, уметь  дать собственную оценку текста, найти  ответ на вопрос. Учит писать правильно, без грамматических ошибок. Для этого  после каждого топика имеется  табличка с новой изученной лексикой.

Учит говорить корректно, используя давно изученную  и новую лексику. А так же слушать, воспринимать и понимать аутентичную  речь, уметь отвечать на вопрос после  прослушанного, заполнять таблицу.

  1. Соответствование требованию программы
Уровень программы  общеобразовательный. УМК соответствует  данному уровню, т.к. по отношению  ко всем  учащимся 6 класса важно  решение задач, связанных с развитием  таких качеств как самостоятельность, инициативность, умение работать в  группе, коллективе, развитие общеучебных  умений в процессе целенаправленного  наблюдения за языковым явлением. УМК  разработан на основе методической концепции  коммуникативного иноязычного образования, что обеспечивает:

познание культуры англоязычных стран в ее диалоге  с родной культурой;

развитие ученика  как индивидуальности;

воспитание нравственной, духовной личности;

овладение иностранным  языком как средством общения  через систему упражнений в говорении, чтении, аудировании и письме.

  1. Соответствие классу
УМК соответствует  уровню 6 класса, т.к. задания подобраны  в соответствии с уровнем учащихся и их интересами. Многие упражнения данного УМК построены с учетом возрастных особенностей учащихся. В  этом возрасте у детей присутствует желание общаться, поэтому многие задания рассчитаны на работу в парах  или группах. 
  1. Подготовка к итоговой аттестации
 
р.161 – грамматический справочник

р.183 - словарь

Данный УМК  построен таким образом, что к  концу обучения учащиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, которые позволят им в дальнейшем освоить более сложные умения, пользоваться учебным словарем, выражать личное отношение к увиденному, делить текст на смысловые части, выделять основную мысль.
  1. Типы заданий
 
 
  1. Типы текстов
Учебник полон  заданий на развитие речевых навыков (АЧГП) и языковых умений (ЛГФ)

лексика и грамматика: кто может сделать больше вопросов; прослушай текст и ответь на вопрос.

Чтение и аудирование: существуют предтекстовые упражнения для создания положительной мотивации.

Тексты данного  учебника адаптированы для того, чтоб они не были слишком сложными для  понимания. Несмотря на то, что  тексты адаптированы они не являются легкими.

  1. Тематика
Соотносится со следующим предметным содержанием  государственного стандарта основного  общего образования по иностранному языку:

«Внешность», «Одежда», «Друзья», «Черты характера», «Взаимоотношения в семье, помощь по дому», «Дом, квартира», «Магазины, покупки», «Здоровье и  личная гигиена», «Климат, погода», «Выбор профессии».

  1. Коммуникативность
 
 
Коммуникативная направленность является основной целю данного УМК, прослеживается во всех заданиях и упражнениях. Развитие коммуникативных черт учащихся – умение правильно воспринимать и анализировать аутентичную речь, адекватно реагировать на поставленную задачу, умение выражать собственную точку зрения.
  1. Грамматика
 
 
УМК содержит различные упражнения на грамматику как индуктивного, так и дедуктивного характера. Составь как можно больше предложений, поставь слова в скобках в нужное время.
  1. Лексика
 
Учебник полон  лексики, касающейся разных тем на данном этапе обучения. В конце каждой новой темы  новые слова записаны в рамку. Так же применяются различные упражнения на формирование лексических навыков: подстановочные, трансформации.
  1. Дополнительный материал
Аудиокассеты  позволяют учащимся почувствовать  реальную атмосферу страны изучаемого языка. Для развития навыков письменной речи существует рабочая тетрадь.
  1. Поддержка учителю
Для того, чтобы  данный УМК был удобен в применении для учителя существует книга  для учителя, содержащие определенные заметки по введению предмета.
 
 
 

Вывод. 
 

     Как свидетельствует теория обучения иностранного языка  (а именно: английского языка), эффективность обучения  диалогической речи можно обеспечить посредством внедрения в образовательный процесс  ролевых игр, который позволяет максимально задействовать воспитательный и развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета.

     Отправной точкой при выборе именно этого вида педагогической технологии являются особенности возрастной психологии.  Хорошо продуманная методика с применением ролевой игры, включающая в себя особенности возрастных качеств, обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.

      В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она

- способствует  созданию благоприятного психологического  климата на уроке;

- усиливает  мотивацию и активизирует деятельность  учащихся;

- даёт  возможность использовать имеющиеся  знания, опыт, навыки общения в  разных ситуациях. 

     Именно поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. 
 
 
 
 
 

Глава II. Задачи, методы и организация исследования. 
 

     2.1 Задачи исследования. 
 

1.Изучить состояние  проблемы развития диалогической речи у                учащихся на уроке английского языка на среднем этапе.  2.Продиагностировать исходный уровень развития  умений Д.Р. учащихся 6 класса, одной из школ г. Омска.

3. Отобрать и  критериально оценить ролевые  игры как средство развития  умений диалогической речи.

4. Опытно–экспериментальным  путем проверить эффективность ролевой игры как средства обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Методы исследования. 
 

      Для проведения эксперимента, обработки  результатов с целью подтверждения  гипотезы нами были отобраны  следующие методы исследования:

      1.Анализ научной литературы - цель  данного исследования заключается  в анализе литературы, сборе научных  данных по теме, определенных  достижений в изучаемой области,  что позволяет наметить перспективы  исследования и сформулировать  научную гипотезу.

      2.Педагогическое наблюдение - метод  непосредственного наблюдения процесса  обучения. Цель метода- получить  конкретный фактический материал  о состоянии реальности, позволяющие  сделать теоретические выводы.

      3.Беседа - метод устного опроса. Цель  метода: получение необходимой информации  или разъяснений того, что не  было достаточно ясным при  использовании других методов.

      4.Педагогический эксперимент - научно-поставленный  опыт преобразования педагогического  процесса в точно учитываемых  условиях. Цель метода: проверка  гипотезы, эффективности новых методов,  изучение конкретных педагогических  явлений.

     5. Изучение школьной документации  – метод получения данных о  практике организации образовательного  процесса. Цель метода: установить  причинно следственные зависимости,  взаимосвязи между изучаемыми  явлениями.  
 
 
 

2.3 Организация исследования. 
 

     Исследование будет проводиться на базе СОШ № 61 города Омска с 15.02.2010 по 15.03.2010. В эксперименте примет участие 6 класс. Возраст учащихся – 12-13 лет. В проведении исследования будут оказывать помощь методист Великая Людмила Александровна и преподаватель английского языка Степанова О.Г.

           Эксперимент будет состоять из  трех этапов:

            - констатирующий этап (15.02.2010-17.02.2010);

            - формирующий этап (15.02.2010-2.03.2010);

            - контрольный этап (5.03.2010).

     В рамках констатирующего этапа в 6 классе будет проведена ролевая игра (Приложение 1), в ходе которой будут произведены замеры уровня сформированности речевых умений в говорении (диалогическая речь). Оценивание учащихся будет проводиться согласно следующим критериям: способность к коммуникативному взаимодействию, фонетическое оформление речи, языковая корректность речи, точность выполнения задания (Приложение 6).

Информация о работе Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка