Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:58, дипломная работа
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегрированное ценное, одной из составляющих которого являются коммуникативные умения. К этим умениям относится умение осуществлять устноречевое общение в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Устноречевое общение в основном диалогично. По мнению многих методологов (Г.В. Рогова, Т.И Олейник, Н.К Скляренко), ролевая игра является эффективным приемом обучения диалогической речи.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи учащихся 6 -7 классов на уроке английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Психологические особенности учеников 6-7 классов при обучении иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Диалогическая речь как объект обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Ролевые игры как средство развития умений диалогической речи. . . . . 30
1.4. Анализ учебно-методического комплекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава II. Задачи, методы и организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.1. Задачи исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.3. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
- покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлые гири; покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.
2. Можно
предложить задания в форме
шарад с использованием
- покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;
- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.
По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.
3. Можно
усложнить ситуации, которые помогут
развить спонтанность и
Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену. Вы поранили свой палец.
После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.
Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом.
Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.
По завершении
ролевой игры следует мотивированная
оценка учителем участия каждого
ученика в подготовке и проведении
конкретной ролевой игры. Кроме языковой
правильности учитель комментирует
выразительность ролевого поведения,
а также инициативность ребят
на всех этапах работы.
Преимущества использования
ролевой игры в
классе.
Использование ролевой игры в классе имеет следующие преимущества:
Значение ролевой
игры на уроке
иностранного языка.
Таким образом, анализ выше изложенного позволяет нам сделать следующие выводы:
1.4
Анализ УМК «English-6» Кузовлев
В.П.
Критерии оценки | Вывод |
|
Книга для учащихся
(Student’s Book)
Книга для учителя (Teachers Book) Рабочая тетрадь (Activity Book) Книга для чтения (Reader) Звуковое приложение (2 CD диска, общее время звучания 2 ч. 03 мин. 09 сек., или две кассеты, общее время звучания 2 ч. 02 мин. 15 сек.) Контрольные задания (Assessment Tasks), Методические рекомендации к контрольным заданиям (Teacher’s Guide to Assessment Tasks), Звуковое приложение к контрольным заданиям. |
|
6 класс –
средний этап обучения.
Упражнения и задания в данном УМК подобраны в соответствии с ГОСТом, что позволяет учащимся приобрести комплекс речевых навыков и умений. Данный УМК позволяет научить учащихся читать и понимать информацию, находить идею текста, уметь дать собственную оценку текста, найти ответ на вопрос. Учит писать правильно, без грамматических ошибок. Для этого после каждого топика имеется табличка с новой изученной лексикой. Учит говорить корректно, используя давно изученную и новую лексику. А так же слушать, воспринимать и понимать аутентичную речь, уметь отвечать на вопрос после прослушанного, заполнять таблицу. |
|
Уровень программы
общеобразовательный. УМК соответствует
данному уровню, т.к. по отношению
ко всем учащимся 6 класса важно
решение задач, связанных с развитием
таких качеств как познание культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой; развитие ученика как индивидуальности; воспитание нравственной, духовной личности; овладение иностранным языком как средством общения через систему упражнений в говорении, чтении, аудировании и письме. |
|
УМК соответствует уровню 6 класса, т.к. задания подобраны в соответствии с уровнем учащихся и их интересами. Многие упражнения данного УМК построены с учетом возрастных особенностей учащихся. В этом возрасте у детей присутствует желание общаться, поэтому многие задания рассчитаны на работу в парах или группах. |
р.161 – грамматический справочник р.183 - словарь |
Данный УМК построен таким образом, что к концу обучения учащиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, которые позволят им в дальнейшем освоить более сложные умения, пользоваться учебным словарем, выражать личное отношение к увиденному, делить текст на смысловые части, выделять основную мысль. |
|
Учебник полон
заданий на развитие речевых навыков
(АЧГП) и языковых умений (ЛГФ)
лексика и грамматика: кто может сделать больше вопросов; прослушай текст и ответь на вопрос. Чтение и аудирование: существуют предтекстовые упражнения для создания положительной мотивации. Тексты данного учебника адаптированы для того, чтоб они не были слишком сложными для понимания. Несмотря на то, что тексты адаптированы они не являются легкими. |
|
Соотносится со
следующим предметным содержанием
государственного стандарта основного
общего образования по иностранному
языку:
«Внешность», «Одежда», «Друзья», «Черты характера», «Взаимоотношения в семье, помощь по дому», «Дом, квартира», «Магазины, покупки», «Здоровье и личная гигиена», «Климат, погода», «Выбор профессии». |
|
Коммуникативная направленность является основной целю данного УМК, прослеживается во всех заданиях и упражнениях. Развитие коммуникативных черт учащихся – умение правильно воспринимать и анализировать аутентичную речь, адекватно реагировать на поставленную задачу, умение выражать собственную точку зрения. |
|
УМК содержит различные упражнения на грамматику как индуктивного, так и дедуктивного характера. Составь как можно больше предложений, поставь слова в скобках в нужное время. |
|
Учебник полон лексики, касающейся разных тем на данном этапе обучения. В конце каждой новой темы новые слова записаны в рамку. Так же применяются различные упражнения на формирование лексических навыков: подстановочные, трансформации. |
|
Аудиокассеты позволяют учащимся почувствовать реальную атмосферу страны изучаемого языка. Для развития навыков письменной речи существует рабочая тетрадь. |
|
Для того, чтобы данный УМК был удобен в применении для учителя существует книга для учителя, содержащие определенные заметки по введению предмета. |
Вывод.
Как свидетельствует теория обучения иностранного языка (а именно: английского языка), эффективность обучения диалогической речи можно обеспечить посредством внедрения в образовательный процесс ролевых игр, который позволяет максимально задействовать воспитательный и развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета.
Отправной точкой при выборе именно этого вида педагогической технологии являются особенности возрастной психологии. Хорошо продуманная методика с применением ролевой игры, включающая в себя особенности возрастных качеств, обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она
- способствует
созданию благоприятного
- усиливает
мотивацию и активизирует
- даёт
возможность использовать
Именно поэтому использование ролевых
игр на уроках повышает эффективность
учебного процесса, помогает сохранить
интерес учащихся к изучаемому предмету
на всех этапах обучения.
Глава
II. Задачи, методы и организация
исследования.
2.1
Задачи исследования.
1.Изучить состояние проблемы развития диалогической речи у учащихся на уроке английского языка на среднем этапе. 2.Продиагностировать исходный уровень развития умений Д.Р. учащихся 6 класса, одной из школ г. Омска.
3. Отобрать и критериально оценить ролевые игры как средство развития умений диалогической речи.
4. Опытно–экспериментальным
путем проверить эффективность ролевой
игры как средства обучения.
2.2
Методы исследования.
Для проведения эксперимента, обработки
результатов с целью
1.Анализ научной литературы - цель
данного исследования
2.Педагогическое наблюдение - метод
непосредственного наблюдения
3.Беседа - метод устного опроса. Цель
метода: получение необходимой
4.Педагогический эксперимент - научно-поставленный
опыт преобразования
5. Изучение школьной
2.3
Организация исследования.
Исследование будет проводиться на базе СОШ № 61 города Омска с 15.02.2010 по 15.03.2010. В эксперименте примет участие 6 класс. Возраст учащихся – 12-13 лет. В проведении исследования будут оказывать помощь методист Великая Людмила Александровна и преподаватель английского языка Степанова О.Г.
Эксперимент будет состоять из трех этапов:
- констатирующий этап (15.02.2010-17.02.2010);
- формирующий этап (15.02.2010-2.03.2010);
- контрольный этап (5.03.2010).
В рамках констатирующего этапа в 6 классе будет проведена ролевая игра (Приложение 1), в ходе которой будут произведены замеры уровня сформированности речевых умений в говорении (диалогическая речь). Оценивание учащихся будет проводиться согласно следующим критериям: способность к коммуникативному взаимодействию, фонетическое оформление речи, языковая корректность речи, точность выполнения задания (Приложение 6).