Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    В основе этого вида работы лежит формирование внимания ребенка на звуковую сторону  речи, научить выделять звуки, необходимо организовать ориентировку в звуковом составе слова на тех звуках, которые  ребенок произносит правильно.

    Работа  идет по следующему плану. Существуют различные способы выделения  фонем.

    1 способ. Интонационное выделение  фонем.

    Логопед произносит слово несколько раз, длительностью выделяя каждый звук слова.

    Интонационное выделение помогает ребенку обнаружить, услышать звуки, из которых состоит  слово.

    2 способ.

    Ребенку предлагались карточки, на которых  нарисован предмет и дана схема  звукового состава слова (названия этого предмета).

    Логопед произносит слово, интонационно, последовательно  выделяя фонему за фонемой. Ребенок  фиксирует каждую фонему. Помещая  в клетку фишку. На основе прослушивания, ребенок заполняет фишками всю  схему. Получается пространственная модель слова, которая представляет собой  последовательный ряд фишек, каждая из которых обозначает звук, стоящий  на определенном месте.

    Графическая схема и фишки являются средством  фиксации каждой выделенной фонемы и  средством контроля за правильностью  полученного результата. Использование  картинки облегчает задачу, т.к. она  напоминает ученику, какое слово  анализируется.

    3 способ. Звуковая линейка.

    Способ  используется, чтобы сосредоточить  внимание ребенка на каком-то отдельном  звуке, чтобы помочь «увидеть» звук, определить его место в слове.

    Логопед произносит слово, длительно проговаривая каждый звук; ребенок фиксирует на звуковой линейке. Затем интонационной  выделяет какой-то один звук, движение звуковой линейки останавливаем, чтобы  ребенок увидел после какого звука  он следует. Постепенно формируется  умение выделить интонационно звук их слова и воспроизводить его.

    Учим  давать характеристику звука;

    Анализировать его артикуляционный уклад;

    Обозначать  опорной фишкой, затем буквой.

    Работа  по развитию фонематического восприятия ведется в следующей последовательности:

    Учим  выделять гласный звук в начале слова. (гласный должен быть ударным

    Выделение первого согласного из слова.

    Берутся правильно произносимые звуки, которые  можно «потянуть» (щелевые: сад).

    Выделение конечного согласного и гласного из слова.

    Выделение из средины слова ударного гласного.

    Обучение  способам сложного звукового анализа  и синтеза.

    Определить  количество, последовательность, место  звука в слове.

    После того, как ребенок освоил данный вид работы, вводились упражнения с фишками разного цвета: для  обозначения гласных – красные  фишки, для обозначения твердых  согласных – синие фишки, для  мягких согласных – зеленые фишки. Переходят к работе по формированию умения выделять звуки, входящие в состав слога.

    Фонематический  анализ рекомендуется начинать с  закрытых слогов: АК, АР, т.к. они смешиваются  в произношении меньше, чем открытые и легче расчленяются. Затем работают с открытыми слогами: КА, РА. Далее  берутся слоги, которые содержат согласный-гласный-согласный звуки (САС); затем слог со стечением согласного.

    Упражнения  по определению места звука в  слове:

    Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в первый ряд  положить картинки, в названии которых  звук слышится в начале слова, в другой – в средине, в третий – в  конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, стол, стул, лук, палка, мыло, голубь.

    Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова; (в конце слова, с вредине  слова).

    Назвать животных (овощи-фрукты, цветы, посуду), в названии которых звук Л в  конце (середине, начале) слова.

    При формировании сложных форм фонематического  анализа необходимо учитывать, что  всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:

    составление предварительного представления о  задании (ориентировочная основа будущего действия);

    освоение  действия с предметами;

    выполнения  действия в плане громкой речи;

    перенос действия во внутренний план;

    окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

    Первый  этап - формирование фонематического  анализа с опорой на вспомогательные  средства, внешние действия.

    Работа  проводится следующим образом. Ученику  предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует  числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для  анализа даются односложные слова  типа мак, кот, дом, лук, сом.

    В связи с этим Р.И. Лалаева  выделяет следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

    Использование картинки на данном этапе облегчает  задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема  служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа  оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что  он выполнил действие неправильно.

    Второй  этап - формирование действия фонематического  анализа в речевом плане. Опора  на материализацию действия исключается, и проведение фонематического анализа  осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук; уточняют количество звуков.

    Третий  этап - формирование действия фонематического  анализа в

умственном  плане.

    На  этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

    Необходимо  учитывать постепенное усложнение речевого материала.

    Слова из двух гласных: АУ, УА.

    Односложные слова: УМ, УС, ДА, МАК, СОМ.

    Двусложные  слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, ЛУНА.

    Двусложные  слова, состоящие из открытого и  закрытого слогов: САХАР, ДИВАН.

    Двусложные  слова со стечением согласных: ЛАМПА, КАРМАН.

    Односложные слова со стечением согласных  в начале слова: ВРАЧ, СТОЛ.

    Односложные слова со стечением согласных  в конце: ТИГР, ВОЛК.

    Трехсложные слова: КАПУСТА, ПАРОВОЗ.

    Параллельно проводится работа по коррекции нарушений  письма.

    Примерные виды работ по закреаплению функции  фонематического анализа:

    Подобрать и записать слова, где заданный звук был бы на первом (атором, третьем) месте. (кот, окно, мак).

    Вписать в данные прямоугольники третью букву  следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. к н и г а

    Далее на логопедических занятиях по звукопроизношению  идет работа по дифференциации смешиваемых  фонем.

    Работа  по формированию звукопроизносительной  дифференциации конкретных пар смешиваемых  звуков включает два этапа: 1) предварительный  этап работы над каждым из смешиваемых  звуков; 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На  первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ  каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по плану как на этапе  автоматизации звука.

    На  втором этапе проводится сопоставление  конкретных смешиваемых звуков в  произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в  той же последовательности, что и  работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в  силу того, что основная цель этого  этапа - различение звуков, речевой  материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

    У учащихся младших классов специфические  ошибки письма определялись не только недостаточностью артикуляционного компонента и несформированностью, фонематического  слуха и восприятия, но и трудностями, вызванными лексико-грамматическим недоразвитием  устной речи. Наряду с заменами букв в письме этой группы школьников обнаруживались ошибки лексического характера, аграмматизмы, наблюдалась тенденция к нарастанию количества орфографических ошибок.

    Проведенное констатирующее исследование и его  анализ показали, что у детей с  нарушением интеллекта страдает:

    Процесс накопления слов. Чаще всего при  этом отстает глагольная лексика. Активный словарь прилагательных ограничен  небоьшим набором слов. Преобладают  существительные с конкретным значением;

    Процесс отбора слов и оперирования ими в  речевой деятельности. В ходе высказывания дети забывают названия предметов, качеств, действий;

    Процесс динамической структуризации слов. Словарь  хаотичен, неупорядочен.

    Характерными  оказались ошибки в понимании:

    Однокоренных  слов;

    Временных форм глаголов;

    Числа, рода, падежа существительных и прилагательных.

    У детей с нарушением интеллекта отмечается несформированность словообразования и словоизменения. Обнаружено неправильное согласование слов в предложениях, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости слов, а также выражений, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие отношения.

    Поэтому логическая работа, строящаяся на принципах  системного подхода, должна предусматривать  коррегирование фонематической стороны  речи в единстве с другими компонентами языковой системы, и в частности  с коррекцией лексико-грамматической стороны.

    Экспериментальная группа учащихся посещала несколько  типов занятий у логопеда:

    Занятия по коррекции звукопроизношения;

    Занятия по коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи, которые включали в  себя следующие направления коррекционного воздействия:

    Коррекция и развитие моторной сферы, преодоление  дизартрических расстройств.

    Коррекция фонетической стороны речи (артикуляции, голоса, просодики речи).

    Формирование  фонематического на материале слогов, слов, предложений, текстов.

    Формирование  фонематического восприятия.

    Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи.

    Таким образом, при подборе содержания коррекционного процесса основное внимание уделялось коррекции ведущих  нарушений в структуре дефекта.

    Индивидуальная  логопедическая работа по устранению специфических ошибок письма сочеталась с фронтальной работой и учитывала  сложный характер нарушения речи учащихся младших классов школы  VIII вида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью