Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа
Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7
1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида
2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21
2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25
2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43
Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического
воздействия ……………………………………………………………………. 56
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58
3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67
Заключение …………………………………………………………………….. 72
Список литературы ……………………………………………………………..76
Приложение
3. 3. Анализ обучающего эксперимента
С
целью преодоления акустико-
Для проведения экспериментального обучения были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состояла из пяти учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Перед началом обучающего эксперимента и по его завершению проводилось логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей по методикам констатирующего эксперимента. Обучение продолжалось в течение одного учебного года.
Контрольная группа занималась по традиционным методикам коррекции речевых нарушений. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом данных психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов.
В
ходе экспериментального обучения, на
фоне медикаментозного лечения, проводились
занятия по коррекции и развитию
психологической базы речи (учителем
дефектологом); логопед занимался
с детьми коррекцией звукопроизношения,
лексико-грамматической стороны речи
(в занятия включались упражнения
по развитию общей, мелкой, артикуляционной
моторики, по формированию фонематического
слуха и восприятия, по устранению
дизартрических расстройств); медицинский
работник проводил занятия по лечебной
физкультуре; музыкальный руководитель
в уроки ритмики включал
В процессе обучающего эксперимента решалась основная задача – определить эффективность выбранных методов и приемов коррекционной работы, направленной на устранение акустико-артикуляционной дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта.
В начале учебного года, дети экспериментальной и контрольной групп показывали сравнительно одинаковые результаты по всем разделам исследования. После обучающего эксперимента показатели школьников экспериментальной группы были выше, чем школьников контрольной группы.
Существенно повысились показатели развития психологической базы речи – с очень низкого и низкого до среднего уровня:
-
учащимися усвоены понятия
-
усвоены значения предлогов
-
отмечается положительный
-
увеличился объем,
Упражнения, направленные на развитие двигательных функций артикуляционного аппарата, на развитие мимической мускулатуры и на преодоление дизартрических расстройств, способствовали выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Произношение данной группы учащихся характеризовалось большим количеством дефектных звуков, многие из которых были поставлены в ходе обучающего эксперимента. Но в самостоятельной речи учащихся с нарушением интеллекта отмечается неправильное использование уже поставленных звуков.
Результативность
работы по коррекции фонематического
слуха и восприятия отслеживалась
путем проведения промежуточных
контрольных срезов, проводимых на
уроках русского языка, в форме диктанта.
В конце учебного года был проведен
контрольный диктант. Результаты проверки
работ экспериментальной группы
учащихся свидетельствуют о значительном
снижении количества специфических
ошибок, обусловленных нарушенным звукопроизношением,
несформированностью
У контрольной группы учащихся отмечается незначительное снижение количества специфических ошибок.
Данные
сравнительного анализа специфических
ошибок у учащихся контрольной и
экспериментальной групп
По
данным таблицы можно проследить,
что вышеперечисленные ошибки в
незначительном количестве у детей
экспериментальной группы и в
большем количестве у детей контрольной
группы продолжают наблюдаться. Из чего
следует вывод о необходимости
продолжения логопедической работы
по преодолению акустико-
Результаты обследования письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида выявили, что во время выполнения письменных заданий у детей данной категории быстро наступает утомление, резко снижается внимание, в работах появляется множество ошибок и исправлений. Специфические ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и нарушением звукопроизношения, выражались в: заменах по акустико-артикуляционным признакам (буквы, обозначающие свистящие и шипящие, парные звонкие и глухие согласные звуки, реже аффрикаты и соноры); пропусках согласных букв при их стечении. Наблюдались трудности в обозначении мягкости согласных гласными второго ряда и мягким знаком.
Словарный
запас беден, ограничен обиходно-бытовой
тематикой. В словаре преобладают
существительные с конкретным значением.
Отмечается малая распространенность
предложений. Дети с нарушением интеллекта
пользуются простыми, короткими конструкциями.
Редко второстепенные члены предложения
выражались качественными прилагательными
для характеристики признака предмета.
У исследуемых детей
Ошибки,
связанные лексико-
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что расстройства письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, дизартрических расстройств, аномального развития в целом, вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Общее
нарушение интеллектуальной деятельности
ребенка, нередко осложненное
Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали: А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова. Нарушения письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и другие. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушения письма. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей с нарушением интеллекта.
Речевые нарушения данной категории детей носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.
Оценивая
значимость речевых кинестезий в
формировании письменной речи, исследователи
указывают, что фонематическая организация
звуков речи предполагает наличие четких
схем не только в слуховой, но и в
артикуляционной деятельности. Чтобы
различать звуки речи в словах,
необходим предшествующий речевой
опыт, накопление определенной системы
акустико-артикуляционных
Проведенное
исследование выявило, что моторный
праксис учащихся с нарушением интеллекта
характеризуется рядом
- повышением тонуса мышц;
-
снижением тактильного
- недоразвитием кинестетических ощущений;
- наличием гиперкинезов, синкинезий;
- ограничением объема движений языка, губ, челюсти;
-
быстрой утомляемостью
Нарушения речевой моторики и речеслухового анализатора ведут к дефектам звукопроизношения. Нарушения фонематического слуха и восприятия не позволяют слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в собственной речи и контролировать свое произношение.
Особенности развития устной речи находят прямое отражение в письменной речи. Дисграфия у школьников с нарушением интеллекта чаще всего проявляется в сложном виде.
Результаты обследования письма исследуемой группы детей показали, что частыми являются замены, пропуски и смешения букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам. Дефектное звукопроизношение также находит отражение на письме, что проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще заменялись буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные; реже – аффрикаты, соноры. Наблюдались трудности в обозначении мягкости гласными второго ряда и мягким знаком. Эти ошибки встречались при разных видах письма: при списывании, самостоятельном, по слуху.
Полученные
результаты обследования позволяют
говорить о наличии у данной группы
детей акустико-
Для проведения экспериментального обучения были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состояла из пяти учащихся младших классов «Хорловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида».
Целью
обучающего эксперимента являлось определение
эффективности выбранных
Контрольная группа занималась по традиционным методикам коррекции речевых нарушений. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов.
Исходя
из результатов анализа
-
поэтапного формирования
- деятельностного подхода;
-
опоры на различные
-
формирование речевых навыков
в условиях естественного
С учетом данных, полученных в процессе исследования, было определено содержание коррекционной работы:
Подготовительный этап.
Анализ
данных обучающего эксперимента показал
положительную динамику у всех испытуемых
экспериментальной группы в развитии
моторного праксиса, языковых и речевых
средств. Повысились показатели развития
психологической базы речи с низкого
и очень низкого до среднего уровня.
Произношение данной группы учащихся
характеризовалось большим
В
конце учебного года был проведен
контрольный диктант. Результаты проверки
работ экспериментальной группы
учащихся свидетельствуют о
Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью