Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    Список  литературы

    Аксенова  А.К. Методика обучения русскому языку  в коррекционной школе.- М.: ВЛАДОС. 1999.

    Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

    Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей  во вспомогательной школе. – М.: Школа  – Пресс, 1994.

    Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1988.

    Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

    Ефименкова  Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.

    Ефименкова  Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление  и предупреждение дисграфии у  детей. – М.: Просвещение, 1972.

    Жинкин  Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН  РСФСР, 1958.

    Жукова  Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.

    Каше  Г.А. Подготовка к школе детей  с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

    Колпаковская  И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений  письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.

    Корнев  А.Н. Нарушения чтения и письма у  детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Сан.- Петербург, Издательский Дом  «М и М», 1997.

    Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999.

    Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика  и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.

        Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997. 

       Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у  учащихся вспомогательной школы. –  М.: Просвещение, 1978.

    Логопедия. Под.ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1999.

    Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

    Мастюкова Е.М., Мартынова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.

    Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982.

    Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной  школы. – М.: Педагогика, 1977.

    Рубинштейн  С.Я. Психология умственно отсталых школьников. – М., 1979.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у  младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

    Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.

    Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями  речи. – М.: Педагогика, 1980.

    Филичева  Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием  речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 1999.

    Филичева  Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения  у дошкольников. – М., 1993.

    Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.

    Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у  детей. – М., 1993. 
 

       Приложение

       Сравнительный анализ специфических ошибок учащихся младших классов школы VIII вида. 

                Учащиеся Контрольная группа Итого баллов Экспериментальная группа
1. Андрей. К 2. Андрей Н 3. Анна П. 4. Алексей. Б 5. Светлана П. 1.Екатерина К. 2. Кирилл С. 3. Михаил П. 4. Николай С. 5. Сергей К. Итого баллов.
До  обучения Обозначение мягкости согласных Согласными второго  ряда 1 1 1 2 1 6 1 1 1 2 2 7
Буквой  Ь 2 1 2 2 2 9 2 2 2 2 2 10
Замены  по акустико-артикуляционному сходству Парные звонкие  и глухие согласные 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5
Свистящие – шипящие 1 1 1 1 1 6 2 1 1 1 1 6
Сонорные  р – л  3 1 1 2 2 9 3 2 2 2 2 11
Аффрикаты 2 2 1 1 1 7 2 2 1 2 2 9
  Итого баллов 10 7 7 9 9 42 12 9 8 11 11 51
После обучения Обозначение мягкости согласных Гласными второго  ряда 2 2 2 2 3 11 3 3 2 3 3 14
Буквой  Ь 2 2 2 2 3 11 3 3 2 3 2 13
Замены  по акустико-артикуляционному сходству Парные звонкие  и глухие согласные 2 2 1 1 2 8 3 3 2 2 2 12
Свистящие-шипящие  2 2 2 2 2 10 3 3 2 3 2 13
Соноры  р-л 3 2 2 1 2 10 3 3 2 3 3 14
Аффрикаты 3 2 2 2 2 11 3 3 3 2 2 13
Итого баллов 14 12 11 10 14 61 18 18 13 16 14 79

    4 балла – 1 ошибка;

    3 балла – 2-4 ошибки;

    2 балла – 5-6 ошибок;

    1 балл – более 6 ошибок.

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью