Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа
Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7
1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида
2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21
2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25
2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43
Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического
воздействия ……………………………………………………………………. 56
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58
3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67
Заключение …………………………………………………………………….. 72
Список литературы ……………………………………………………………..76
Приложение
Список литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М.: ВЛАДОС. 1999.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа – Пресс, 1994.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1988.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.
Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия
по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978.
Логопедия. Под.ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
Мастюкова Е.М., Мартынова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.
Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982.
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. – М., 1979.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
Чиркина
Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у
детей. – М., 1993.
Приложение
Сравнительный анализ
специфических ошибок
учащихся младших классов
школы VIII вида.
Учащиеся | Контрольная группа | Итого баллов | Экспериментальная группа | |||||||||||
1. Андрей. К | 2. Андрей Н | 3. Анна П. | 4. Алексей. Б | 5. Светлана П. | 1.Екатерина К. | 2. Кирилл С. | 3. Михаил П. | 4. Николай С. | 5. Сергей К. | Итого баллов. | ||||
До обучения | Обозначение мягкости согласных | Согласными второго ряда | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Буквой Ь | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||
Замены по акустико-артикуляционному сходству | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Свистящие – шипящие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
Сонорные р – л | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ||
Аффрикаты | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | ||
Итого баллов | 10 | 7 | 7 | 9 | 9 | 42 | 12 | 9 | 8 | 11 | 11 | 51 | ||
После обучения | Обозначение мягкости согласных | Гласными второго ряда | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 |
Буквой Ь | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | ||
Замены по акустико-артикуляционному сходству | Парные звонкие и глухие согласные | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | |
Свистящие-шипящие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | ||
Соноры р-л | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | ||
Аффрикаты | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | ||
Итого баллов | 14 | 12 | 11 | 10 | 14 | 61 | 18 | 18 | 13 | 16 | 14 | 79 |
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2-4 ошибки;
2 балла – 5-6 ошибок;
1 балл – более 6 ошибок.
Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью