Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе 1920-1970 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.

Содержание

Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотодика изо печать.docx

— 1.05 Мб (Скачать документ)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет 

им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО  «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

 

 

 

Художественно-графический факультет

Кафедра декоративно-прикладного  искусства и дизайна

Специальность: Изобразительное искусство

Заочная форма обучения

Курс IV

 

 

 

 

 

Мищихина  Светлана Игоревна

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  теории и методики изобразительного искусства

тема:Состояние  преподавания изобразительного искусства  в советской школе 1920-1970 годов

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Проверил__________________________

 

____________ (____________)

оценка

__________________________

подпись

 

«_______»______________2011 г.

 

 

 

УФА 2011

Содержание

Титульный лист

Введение

Глава I.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)

   §1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания

  §2.Период становления советской педагогики

  §3. Методы преподавания

  §4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.

  §5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.

Роль Д. Н. Кардовского

  §6. Теория «свободного воспитания»

 

Глава II.

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА  И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )

§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования

§8. Школа юных дарований

§9. Вопросы обучения и воспитания

§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка

§11.Деятельность  художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов

§12.Центральный Дом художественного воспитания детей

 

Глава III.

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА  В 1947-1980 ГОДАХ

§13. Реформа художественного образования

§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях

§15.Задачи школьного рисунка

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

ввЕДЕНИЕ

Проблема развития творческих способностей стоит в наше время  довольно остро. Все большее число  профессий требует творческого  подхода. Одним из способов повышения  творческого потенциала, или как  говорят, «креативности» является обучение рисованию.

Что обычно понимается под  термином «творческое мышление»? Это  умение создавать что-то новое, находить ранее незаметные связи между  предметами и идеями. Умение взглянуть  со стороны на привычные вещи. Совершенно очевидно, что при высокой роли наследственности, большое значение в развитии креативности, как и  других психических процессов, играет воспитание и обучение. Широко известен опыт лаборатории психологии аномального  детства Льва Выготского, где важная роль обучения при развитии психических  процессов была доказана наглядно. Также можно вспомнить работы психологов Ивана Соколянского и  Александра Мещерякова, которые смогли обучить слепоглухонемых с рождения детей и вырастить из них не просто полноценных членов общества. Дети, участвовавшие в этом эксперименте, сами стали учеными-психологами, внесшими большой вклад в развитие этой науки.

В настоящее время рисование  все чаще используется как инструмент на психологических тренингах личностного  роста. Участнику предлагается, например, нарисовать свою мечту, изобразить свои устойчивые переживания на бумаге, воплотить в карандашном наброске свои страхи. И при всех различиях  в психологическом подходе единым остается принцип обратной связи  – рисунок – психика.

Обучение рисованию  оказывает двоякое воздействие  на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности  в частности. Первый фактор — это  осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния  мелкой моторики на растущий мозг посвящены  десятки работ. Совершенно точно  доказано, что такие занятия, требующие  сенсомоторной координации, как  рисование, лепка, работа с мелким конструктором, — увеличивают число связей в  мозгу, влияют на возникновение новых  ассоциаций. Мышление детей — образное, и изображение, будучи наглядным, дает большее количество ассоциаций. Большое  число ассоциаций дает почву воображению. Рассказы о тех образах, которые  получились на бумаге, стимулируют  фантазию и творчество. Кроме того, положительно воздействуя на эмоциональную  сферу, рисунки повышают тонус коры мозга, что усиливает его деятельность.

Все вышесказанное относится  не только к детям, но и ко взрослым. Просто степень воздействия процесса рисования на работу «взрослого»  мышления не так сильна. Но зато взрослые целеустремленнее, усидчивее, и с  этой точки зрения их обучение эффективнее. Мышление взрослого человека свободно оперирует такими инструментами  как анализ и синтез. Поэтому работа педагога состоит только в том, чтобы  направить их в нужное русло, продемонстрировать новую сферу применения.

Второй фактор, оказывающий  влияние в процессе рисования  на творческое мышление — это расширение «художественной эрудиции». Ни одно занятие по рисованию не бывает без  знакомства с произведениями великих  мастеров прошлого, с деятельностью  художников, открывших новые направления  в изобразительном искусстве. Расширение кругозора начинающего рисовальщика дает ему основу для появления  новых образов, для рождения новых  мыслей, эмоций, переживаний. Восприятие мира как картины, как произведения искусства накладывает незримый отпечаток на всю деятельность человека. Это в целом дает новый толчок для творчества, чем бы не занимался  человек в своей повседневной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СОВЕТСКАЯ ШКОЛА РИСУНКА

Глава I.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА

(1917-1931)

§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру  в истории развития человеческой культуры. Во всех областях происходила  коренная ломка старого и поиски нового. По-новому стала строиться  и система художественного образования  и эстетического воспитания. Искусство, эстетическое воспитание должны стоять на передовых позициях, быть на переднем крае борьбы за революционное преобразование общества. Искусство должно быть связано  с задачами служения пролетариату. В. И. Ленин указывал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

К преподаванию в новой художественной школе должен быть и соответственно подготовлен педагог. Новый учитель  советской художественной школы  — это прежде всего работник идеологического  фронта. Ставя вопрос о подготовке новых кадров учителей и педагогов, В. И. Ленин указывал: «Теперь мы должны воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который' должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты».

Перестройка содержания, форм и методов  преподавания имела целью превращение  художественной школы из школы муштры и зубрежки, косности и рутины в  школу творческого овладения  знаниями и навыками.

Однако попытки молодого Советского государства создать новую школу  с новыми методами преподавания встретили  противодействие со стороны реакционной  группы художников «левого толка» —  футуристов, пропитанных анархо- бунтарными взглядами, поклонников формалистического искусства. Под флагом нового они стали выдавать «самое нелепейшее кривлянье» за шедевры искусства, шли по пути полного отказа от культурного наследия прошлого, добивались обособления искусства от общих задач Советского государства. Имея широкий и свободный доступ в художественные школы, они всячески мешали молодежи получать знания, постигать основы профессионального мастерства1 и, в частности, рисунка.

Уже в 1919 году В. И. Ленин обратил внимание на это неблагополучное состояние учебной работы в школах: «Первый недостаток — это обилие выходцев из буржуазной интеллигенции, которая сплошь и рядом образовательные учреждения крестьян и рабочих, создаваемые по-новому, рассматривала как самое удобное поприще для своих личных выдумок в области философии или в области культуры, когда сплошь и рядом самое нелепейшее кривляние выдавалось за нечто новое, и под видом чисто пролетарского искусства и пролетарской культуры преподносилось нечто сверхъестественное и несуразное».

Осуществление новых задач требовало  большой теоретической и практической работы, сплочения всех работников народного образования. Единства невозможно было достигнуть сразу. Не было еще  создано и общей научной теории преподавания художественных дисциплин, отвечающей современным требованиям. Художники же «левого направления», прикрываясь теорией формалистического  искусства, как якобы новой и  передовой, требовали себе руководящей  роли. При создании художественной школы нового типа они ратовали за свободное развитие самых различных  течений в искусстве, за объединение  их в художественной школе, за предоставление молодежи права выбора учителей определенного  направления.

 Народный художник СССР И. Э. Грабарь в книге «Моя жизнь» пишет: «В начале 1921 года все реалистическое, жизненное, даже просто все „предметное” считалось признаком некультурности и отсталости, многие даровитые живописцы стыдились своих реалистических „замашек”, пряча от посторонних глаз простые, здоровые этюды, и выставляли только опыты кубических деформаций натуры, газетных и этикетных наклеек и тому подобный вздор».

Футуристы, попирая лучшие традиции русского и западноевропейского  классического искусства, как якобы  «устаревшие», «старомодные», «консервативные», в погоне за ложнопонятым новаторством отрывались от задач новой советской  школы. Разрушая старую художественную школу, они взамен ничего нового предложить не смогли. В период борьбы против дореволюционной  школы были преданы забвению не только не оправдавшие себя стороны обучения и воспитания молодых художников, но и уничтожено всякое обучение академическому рисунку.

 

§2. ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Советское изобразительное искусство, как и новая методика обучения, рождались в упорной борьбе против буржуазно-формалистического искусства  и методов преподавания. Это был  период становления советской педагогики, беспрерывной смены методов преподавания, когда под каждый из них подводилась  своя методологическая платформа, вплоть до теории «отмирания школы».

Исследуя историю развития учебного рисунка и методов его преподавания, необходимо дать критический анализ тех мелкобуржуазных методических систем, которые господствовали в  те годы. Так, в 1921 году возникает идея объединения натурализма, импрессионизма, кубизма и футуризма в одно целое.

В пояснительной записке к программе  живописного факультета Академии художеств  указывалось:

«Главнейшие этапы  живописи концентрируются в программе  Академии художеств следующим образом:

1. От натурализма в нее входят  условия статичности предметного  мира для полного сосредоточения  учеников первых курсов на  задачах вертикально-горизонтальных  классических построений картинной  плоскости.

2. От импрессионизма вошел анализ  основных спектральных цветов  и их соединений с постоянным  расширением шкал палитры до  сложноцветия природных предметов  — явлений, дающих материал  для картины.

3. От кубизма взято его разноплоскостное  расчленение самой поверхности  и отсюда вытекающее многообразие  осевых вхождений в глубину  картинной плоскости.

4. От футуризма взята затронутая  им проблема динамики.

В порядке научных профессиональных и общих дисциплин в программу  входят:

Технология живописи — работает над изучением способов живописи, их прочности и химических и оптических свойств красящих и чернящих материалов и в дальнейшем изучении практически  развивается в курсе росписи  архитектурных и скульптурных поверхностей. Специальные оптика и физиология зрения дают научные обоснования  и фиксацию предметного мира.

Химия — изучает органическую сущность материалов, с которыми оперирует  живопись.

Курс основы картины — дает исчерпывающий  анализ произведений живописи, возглавляющих  этапы мирового искусства.

История перспективы— знакомит с  развитием пространственных ощущений и способов их фиксирования.

История живописи — знакомит с  эволюцией живописных форм в ее главнейших проявлениях.

Космография — развивает осознание  в планомерной пространственности»2.

Естественно, при такой постановке дела рисунку как основе изобразительного искусства не было отведено должного места, а вопросы методики преподавания даже не рассматривались.

Академический рисунок как самостоятельный  вид учебной работы потерял свое значение. Говорилось лишь об общем  направлении метода преподавания, раскрывающего  единые принципы, пригодные для обучения и рисунку, и живописи, и скульптуре, и композиции. Основным методом преподавания искусства становится метод «свободного  воспитания», направленный на развитие и сохранение творческой индивидуальности ученика с первых шагов обучения, без «давления со стороны педагога».

Информация о работе Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе 1920-1970 годов