Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа
Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.
Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы
Большое внимание Дейнека уделяет
научным основам учебного рисунка:
«Перспективные правила в изобразительном
искусстве в частности в
Дейнека высказал свое мнение и о
технической стороне дела. О технике
рисунка в учебных пособиях обычно
не говорится, считается, что техника—дело
второстепенное. В своей книге
художник пишет о том, что техника
рисунка крайне важна в воспитании
начинающего художника. В предисловии
мы читаем: «Особая глава посвящается
технике рисунка. Мы под этим разумеем
не только разговор о качестве и
сортах бумаги, о предметах для
рисования, как карандаш, сангина, соус
(что, конечно, очень важно), — ставим
перед изучающим рисунок
На все эти вопросы необходимо обращать внимание начинающего рисовальщика с самого начала его работы, уже при выполнении первого задания: «Рисунок не терпит неряшливости. Есть особая прелесть в протушевке штрихом, который не выносит грязи, да и растушеванный карандаш только тогда даст ясность тона, мягкость переходов, прозрачность фона, когда поверхность бумаги не будет испорчена бесконечными переделками и излишним стиранием резинкой. Стоит иногда перенести уточненный контурный рисунок на новый лист бумаги и уже по нему протушевкой штрихом выявить светотеневую лепку объемной формы».
Отмечая единство принципиальных установок во всех учебных пособиях, изданных в 60—70-е годы, следует подчеркнуть, что эти пособия раскрывали методические приемы преподавания Рисунка во всех ступенях обучения, давали правильные установки, помогали преподавателям более эффективно строить учебный процесс, творчески подходить к решению педагогических задач. Кроме того, в этих книгах указывалось, как преподавателям следует развивать традиции русской реалистической школы рисунка.
Основой большинства пособий авторы
избрали художественно-
Давая правильные методические установки в реализации учебной программы, авторы этих двух пособий не избежали и ряда ошибок, иногда обращая внимание преподавателя на формальные моменты в методике организации учебных занятий. Так, положив в основу современной методики преподавания рисунка положения П. П. Чистякова, авторы обращают внимание педагога не на содержание учебных задач, а на чисто внешние моменты.
В учебном пособии «Рисунок в
высшей художественной школе» в целом
правильно трактовались достижения
русской академической школы
рисунка, однако в то же время здесь
механически копировались учебные
постановки старой академии, то есть не
учитывалась идейная
116. Учебный рисунок.
МГХИ имени В. И. Сурикова
117. П. П. Чистяков. Академический рисунок
118. Учебный рисунок
119. А. И. Иванов. Академический рисунок
В анализируемых пособиях имеются
недостатки и сугубо педагогического
характера. Если мы проследим за соблюдением
принципов систематичности и
последовательности усложнения учебных
задач от средней школы до высшей,
то заметим целый ряд серьезных
нарушений. Задания по рисунку для
средней школы мало чем отличаются
от заданий для студентов высшего
учебного заведения, а в некоторых
случаях задания для детской
художественной школы оказываются
намного сложнее, чем для института.
Между тем в предисловии А.
Издание пособий «Рисунок в средней
художественной школе» и «Рисунок в
высшей художественной школе» в целом
должны были показать последовательную
систему преподавания рисования
с начального звена до высшего. Обе
книги были изданы в 1957 году. Автором
первого пособия был А. О.
В этих пособиях раскрывалась методика обучения рисунку в соответствии с программой для средних и высших художественных учебных заведений. Однако соблюсти принципы систематичности, последовательности и доступности изложения материала авторам не удалось. Так, в книге Барща для учащихся V класса дается задание— «Изучение головы в различных поворотах». Такое же задание дается и студентам I курса художественного института. Однако задачи для учащихся школы ставятся более сложные, чем для студентов вуза. Это обнаруживается не только в том, что натура, предлагаемая в средней школе, по своим пластическим особенностям намного сложнее, чем в институте, но и по методическим установкам. В этом пособии отмечается: «Модель освещается из двух источников света. При каждом новом повороте головы модели свет перемещается таким образом, чтобы как можно лучше выявлялась форма. Основной источник света находится ближе к модели, чем подсобный». Подобное задание студенты вуза решают при одном источнике света. В книге «Рисунок в высшей художественной школе» мы читаем: «Верхний искусственный свет направлен на натуру спереди. Софит помещен близко от натуры, благодаря чему освещение контрастно. В продолжение задания натурщик остается в одном и том же положении, а студенты рисуют его с разных сторон, меняясь местами»13.Между тем в средней школе «натурщик принимает соответствующее положение, меняя его через каждые 15 минут». Таким образом, перед учениками меняется не только положение головы, но и освещение, то есть ставится более сложная задача.
Анализ аналогичных заданий, предлагаемых
в этих пособиях, позволяет сделать
вывод, что разницы в методическом
усложнении учебных заданий и
предъявляемых к рисунку
Несмотря на имевшиеся недостатки в разработке отдельных вопросов методики, общее направление в системе обучения академическому рисунку было правильным.
Различие в методике решения одних и тех же учебных задач характерно для теоретических работ многих художников-педагогов. Своеобразие методических установок ощущается в каждом пособии, а издано их в 50—70-е годы довольно много. Однако важно отметить, что принципы и методологические основы учебного рисунка у всех художников-педагогов были едиными. Это единство взглядов на цели и задачи учебного рисунка, на дальнейшие пути его развития свидетельствует о том, что советская школа рисунка стоит на твердых реалистических позициях.
Развитие методики преподавания рисования
в советской художественной школе
носит поступательный характер, она
из года в год совершенствуется и
получает научно-теоретическое
Совершенствуется методика преподавания в высших учебных заведениях. Художники-педагоги повышают свою квалификацию на специальных факультетах (ФПК), созданных при ведущих вузах страны.
§16.Новая учебная программа по рисунку для художественно-графических факультетов педагогических институтов
В настоящее время разработана
и утверждена новая учебная программа
по рисунку для художественно-
Включение лекций в курс академического рисунка было новым в практике подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Между тем знание теоретических основ рисунка, в особенности при подготовке художника-педагога, крайне необходимо. Педагог должен не только уметь исправить рисунок ученика, но и уметь объяснить закономерности строения натуры и методическую последовательность работы над рисунком, что невозможно без знания теории.
Методика преподавания рисования
в общеобразовательной школе
в 40 —70-е годы также получает дальнейшее
научно-теоретическое
Однако такой подход к постановке
обучения рисованию в
Программа по рисованию 1944 года предусматривала только три вида занятий; рисование с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Правда, рисованию с натуры отводилось должное количество часов. Занятия рисованием предусматривались с I по V класс. Ниже приводится общий расчет часов.
Программа 1948 года уже включала четыре вида занятий, уроки рисования были продлены до VI класса. Общий расчет часов для занятий рисованием в общеобразовательной школе стал иным.
Программа по рисованию 1944 года |
|||||||||
Виды занятий |
Количество часов в каждом классе |
Всего за год |
| ||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|||||
Рисование с натуры |
|
13
|
15
|
19
|
24
|
23
|
94
| ||
Декоративное рисование |
|
10
|
8
|
5
|
—
|
—
|
23
| ||
Рисование на темы |
|
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
48 | ||
|
|||||||||
Итого |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
165 |
Программа по рисованию 1948 года (утверждена министерством Составлена институтом художественного воспитания детей АПН РСФСР) | |||||||||
Виды занятий |
Количество часов |
Всего | |||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | ||||
Рисование с натуры |
8 |
10 |
15 |
17 |
20 |
24 |
95 | ||
Рисование узоров и подготовительные упражнения |
14
|
12
|
10
|
8
|
4
|
—
|
48
| ||
Рисование на темы |
11
|
11
|
8
|
8
|
6
|
6
|
50
| ||
Беседы об искусстве |
— |
— |
— |
— |
3 |
3 |
6 | ||
Итого |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
198 |