Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе 1920-1970 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.

Содержание

Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотодика изо печать.docx

— 1.05 Мб (Скачать документ)

Большую помощь учителям рисования  в те годы оказали следующие пособия: Что и как рисовать (серия брошюр, издаваемая Центральным Домом художественного  воспитания детей имени А. С. Бубнова); Павлинов П. Я. Графическая грамота. М., 1933; Капаницин Д. Методическая записка по рисованию. Махачкала, 1935; Розыграев Е. В. Методика начального обучения рисованию. М., 1940; Гориевич Б. В. Рисование с натуры в школе. М., 1940, Башилов Я., Кондахчан Е. Детский рисунок. М. — Л., 1940. 

В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Все это  содействовало улучшению качества преподавания рисования в общеобразовательной  школе. Так, Б. В. Гориевич, давая методические установки учителям рисования, писал: «Основным критерием качества рисунка несложного по форме предмета будет его соответствие натуре в отношении конфигурации предмета, его формы и пропорций, а также в отношении перспективных изменений этой формы. Если ученик все это на несложном по форме предмете увидел и правильно передал в своем рисунке, значит, он сделал его грамотно, значит, он научился рисовать». И далее: «Задача методики — найти такие приемы обучения, которые обеспечили бы в максимальной степени преодоление этих, затруднений».

К 40-м годам советская школа  рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные методы и принципы обучения рисованию. Назревает необходимость  более глубокого научного решения  проблем учебного рисования. Если в  высшей художественной школе Великая  Отечественная война приостановила  дальнейшее развитие методов преподавания рисования, то в средней общеобразовательной  школе это был период идейно-политического  подъема, активизации научно-педагогической мысли. Не случайно в 1943 году была создана  Академия педагогических наук РСФСР.

В 40-е годы учителями школ был  накоплен большой и интересный опыт работы в области художественного  образования и эстетического  воспитания, который нуждался в обобщении  и научно-теоретическом обосновании. Эту миссию взял на себя созданный  в 1944 году при Институте теории и  истории педагогики АПН РСФСР  специальный кабинет эстетического  воспитания, на базе которого в 1947 году был организован Научно-исследовательский  институт художественного воспитания.

Итак, 30—40-е годы были периодом становления  советской школы рисунка. В это  время идет активная борьба с буржуазными  и мелкобуржуазными течениями в  методике преподавания рисования.

Начиная с 1931 года во всех партийных  документах подчеркивается, что процесс  обучения в школе должен строиться  на основе принципов коммунистической идейности, диалектико-материалистического  подхода к объяснению явлений  окружающего нас мира, воспитания у учащихся готовности служения Родине.

Постановление ЦК партии о перестройке  творческих художественных и литературных организаций, определившее поворот  творческой деятельности советских  писателей, художников, композиторов к  реалистическому искусству, в значительной степени повлияло и на правильную постановку преподавания рисования  в общеобразовательных школах. Буржуазная концепция о биогенетической  природе художественного творчества, послужившая теоретической основой  педологии, потерпела поражение. Пересмотр  учебных планов, содержания учебных  программ в 1936 году привел к перестройке  и методов преподавания рисования. На рисование в школе стали смотреть как на важный общеобразовательный учебный предмет.

 

 

Глава III.

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА  В 1947-1980 ГОДАХ

§13. реформа художественного образования

После Великой Отечественной войны  в нашей стране была проведена  реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление  Совета Министров СССР «О преобразовании Всероссийской Академии художеств  в Академию художеств СССР». Правительство, возложило на Академию художеств  задачу неуклонно развивать советское  изобразительное искусство во всех его формах на «базе последовательного  осуществления принципов социалистического  реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства  народов СССР, и, в частности, русской  реалистической школы»9. Это свидетельствует о зрелости советской художественной педагогики, которая имела все данные для дальнейшего совершенствования методики преподавания изобразительного искусства.

В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Рисунком должен овладеть каждый художник, будь он живописцем, скульптором  или прикладником. Реалистическое изображение  немыслимо без четкого рисунка. Поэтому учебный рисунок должен занять ведущее место в художественном образовании. На второй сессии Академии художеств СССР ее вице-президент  М. Г. Манизер указывал: «Рисунок должен быть поставлен во главу угла всего художественного образования как для живописцев, так и для скульпторов и графиков. Обучение ему должно начинаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре.

В систему преподавания рисунка  должно обязательно входить „регулярное  рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для  этого обстановке, не преследующее никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически „академическое" рисование.

Для большего успеха классных занятий  рисунком необходимо развить в учащихся дух соревнования.

Рисование как самостоятельный  предмет при достижении в рисунке  предельной законченности обеспечит  дальнейшее плодотворное использование  полученных знаний и умения в работе над эскизом, картиной или скульптурой. Выделение преподавания рисунка  как основы должно повлечь некоторые  методические и структурные изменения  в работе вузов».

Вторая сессия Академии художеств  СССР была специально посвящена вопросам художественного образования. На ней  были скрыты недостатки в деле обучения и воспитания и, в частности, в  преподавании рисунка. Сессия отметила, что некоторые художники-педагоги в своей практике руководствовались  лженаучными формалистическими  методами преподавания, игнорируя традиции русской педагогической системы  академического преподавания. В высших учебных заведениях преподавание рисунка как основы реалистического искусства ведется на крайне низком уровне.

Академия художеств СССР поставила  своей целью создать новую  систему художественного образования  и воспитания в стране, используя  традиции русской дореволюционной  реалистической школы. Как указывалось  на сессии, новая советская школа  не может отказаться от проверенного опыта художников-педагогов прошлого. Сохранившийся богатейший материал (черновые записи, письма, высказывания, рисунки мастеров и пр.) содержит немало ценных мыслей о методике преподавания изобразительных искусств, которые  могут быть с успехом использованы в современной практике. В своем  выступлении на сессии М. Г. Манизер говорил: «На Академию художеств СССР возложена ответственная задача—перекинуть мост от великого прогрессивного русского искусства конца XIX и начала XX века через яму упаднических западноевропейских влияний, в которую скатилось столько талантливых, но неустойчивых художников, в наше современное советское искусство, уже окрепшее и призванное растить новые кадры, пользуясь педагогической системой, которая испытана историей. Наша обязанность эту систему возродить, дополнив и улучшив ее нашим опытом, нашими знаниями, подчинив ее нашим задачам».

Сессия потребовала от преподавателей коренного улучшения постановки преподавания рисования, признания  рисунка важнейшим разделом учебного процесса на всех факультетах в художественных учебных заведениях.

С этого времени обучение рисунку  стало проходить по-новому, изменилась и вся система преподавания. «С первых курсов в 1947/48 учебном году было введено рисование головы человека с гипса и натуры. Далее —  рисунок торса и фигуры, а также  деталей Фигуры (руки, ноги). На третьем  курсе — фигура человека в ракурсных  постановках, на старших курсах —  обнаженная фигура, двойная модель и портрет. Особенно обращалось внимание на длительные постановки с проработкой  деталей в рисунке».

С новых точек зрения началось изучение наследия прошлого. Советские ученые, искусствоведы, художники пересматривают наследие русской академической  школы рисунка, отмечают то положительное, что было в методах обучения рисунку  в старых, дореволюционных художественных школах. Стало очевидным, что создать  стройную систему преподавания рисунка  можно, лишь троясь на прогрессивный  опыт русской и зарубежной школ рисунка.

Восстановление основных положений  академической системы явилось  закономерным историческим этапом в  развитии советской школы рисунка. Укрепление школы, восстановление традиций реалистического искусства и  академической системы проходило  в ожесточенной борьбе со сторонниками формалистического искусства. Об этом убедительно говорят материалы  первых четырех сессий Академии художеств  СССР.

После организации Академии художеств  СССР и ее первых четырех сессий среди художников-педагогов и  искусствоведов значительно возрос интерес к вопросам художественного образования и воспитания. Работа школы проходила в основном по двум направлениям: изучение опыта дореволюционной художественной школы и поиски наиболее эффективных методов преподавания в советской школе.

Результатом этой работы явилось издание  целого ряда статей, книг брошюр, посвященных  учебному рисунку: Дмитриева Н. А. Возникновение художественной школы в Москве. —Искусство, 1947, №5; Юон К. Ф. О художественном образовании и воспитании. —Искусство, 1947, №4; Корнилов П. Арзамасская школа живописи. М. — Л., 1947; Юон К. Ф. Культура рисунка.—Искусство, 1947, июль—август; Журавлев В. В. Учебный рисунок. М., 1947; Светлов В. И. Вузы искусств должны серьезно пересмотреть свою работу.—Вестник высшей школы, 1948, № 3; Журавлев В. В. Учебный рисунок. —Искусство, 1949, № 4; Барышников А. П. Перспектива. М. —Л., 1949; Лясковская О. А. П. П. Чистяков. М, 1950; Серый Г. Педагогические взгляды П. П. Чистякова.—Искусство, 1950, №3; Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, М., 1951; Фомичева З. И. А. Г. Венецианов-педагог. М., 1952; Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953; Молева Н., Белютин Э. П. П. Чистяков—теоретик и педагог. М., 1953; Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956; А. Дюрер. Дневники, письма, трактаты. М. —Л., 1957; Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М., 1958; Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1958; Юон К. Ф. Об искусстве. М., 1959. Двухтомный сборник статей, выступлений и докладов, высказываний по вопросам живописи, рисунка, педагогики, театра и декоративного искусства; Н. П. Крымов — художник и педагог. М., 1960; Бродский И. А Репин-педагог. М., 1960; Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960; Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., 1962; Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.

В 1950 году Академия художеств СССР созывает специальную сессию (четвертую) для подведения итогов перестройки художественного образования. Центральная тема этой сессии — учебный рисунок.

На сессии отмечалось, что низкий уровень учебного рисунка в прошлом  объяснялся не частными недостатками, а неправильной принципиальной установкой, уводившей школу с пути реалистического  искусства. «Отрыв от традиций русской  реалистической школы, ориентация на упадочное  буржуазное западное искусство и  забвение заветов лучших педагогов  нашей старой школы – все это  являлось результатом формалистических установок». Проанализировав результаты работы по рисунку в высших и средних  художественных учебных заведениях за 1948—1950 учебные годы, Академия отметила, что в постановке методики преподавания рисования наступил решительный  перелом. «Рисунки студентов стали  серьезнее, они несут в себе элементы анализа натуры, стремление к законченности  и к проработке деталей»,— докладывал на сессии директор Московского художественного института имени В. И. Сурикова профессор Ф. А. Модоров. «Особенно важно отметить, что студенты поняли значение рисунка не как „импрессионного", передающего лишь „впечатление" от модели, а серьезного, основанного на внимательной работе с натуры».

В эти годы было обращено серьезное  внимание на разработку методики преподавания рисования. Многие художники-педагоги вузов страны работают над разрешением  сугубо методических задач. Так, коллективом  преподавателей МГХИ имени В. И. Сурикова была написана книга «Рисунок в высшей художественной школе» (М., 1957), а труд педагогов ЛГХИ имени И. Е. Репина был обобщен в пособии «Рисунок. Учебные постановки» (М., 1960). Здесь следует упомянуть и учебное пособие «Рисунок» (М., 1957), авторами которого были художники-педагоги нескольких высших и средних художественных учебных заведений.

 

§14. Научно-методическая работа в учебных заведениях

 

Наиболее плодотворно велась научно-методическая работа в тех учебных заведениях, где художники-педагоги, наряду с общими проблемами рисунка, серьезное внимание уделяли частным вопросам методики преподавания. Здесь имеются в виду не просто поиски новых, более эффективных методов обучения рисунку (в этом плане можно найти выдающегося педагога почти в каждом учебном заведении, как в высшем, так и в среднем), а поиски научно-исследовательского характера. В связи с этим необходимо выделить широко известных Руководителей кафедр рисунка —А. М. Соловьева и А. А. Дейнеку.

Ученик Д. Н. Кардовского А. М. Соловьев (1886—1966) был вдохновителем и энтузиастом в области методики преподавания рисования. Он выступал с убедительными речами и докладами, призывая всех, и в особенности молодежь, заняться изучением вопросов методики преподавания рисования.

Информация о работе Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе 1920-1970 годов