Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа
Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.
Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы
Большим недостатком преподавателей художественной школы Юон считал пренебрежительное отношение ко всему академическому и, в частности, к методическому наследию русской классической школы рисунка. Он считал большим упущением, что учащихся совсем не знакомят «с классическими канонами, трактующими о нормативах строения мужской и женской фигур». Советская художественная школа должна восстановить рисование с гипсов, и в этом отношении Юон подошел более правильно к проблемам учебного рисунка, чем Кардовский. Юон писал: «С давних пор существует непримиримый спор о пользе рисования с гипсов, о порядковых ступенях обучения рисунку с гипсов и с живой натуры.
Польза рисования с гипсов заключается прежде всего в том, что они, будучи белыми, отлично учат разбираться в самых тонких отношениях светотени без примеси в них сбивающих с толку цветовых влияний.
Другая положительная сторона рисования с гипсов в том, что они способствуют восприятию крупных, обобщенных форм, лишенных случайных ненужных мелочей».
Юон считал, что принципиальные методические
установки в преподавании рисования
должны быть едиными, обязательными
для всех. Для этого необходимо
вести научно-теоретические
Высшая художественная школа должна
быть методически увязана со средней
и низшей школой в деле постановки
преподавания, обеспечивая этим укрепление
ее идеологического и
Высшая школа должна иметь свою периодическую печать, свои журналы для популяризации принципов и методов подготовки всего художественного дела в СССР. С такой же целью желательно поддержание контакта столичных вузов с периферией и братскими республиками».
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
В 30-е годы среди художников и
искусствоведов вновь поднимается
интерес к научно-
В 1937 году была выпущена книга Н. Радлова «Рисование с натуры». Эта книга носит монографический характер, в ней впервые делается попытка рассмотреть рисование с новых позиций. Ее автор — ученик Д. Н. Кардовского, художник, хорошо разбирающийся во всех тонкостях рисования с натуры.
«Еще в годы перед началом первой мировой войны, когда футуристы и иные левые „ниспровергатели" полностью отрицали ценность опыта искусства прошлых эпох для современности и стремились разрушить художественную школу, Радлов в первых же статьях, появившихся в журнале „Аполлон", решительно выступил в защиту традиций классического искусства и прежде всего необходимости для художника-профессионала, стремящегося к созданию подлинно содержательных произведений большого искусства, основанной на глубоком изучении натуры строгой школы рисунка. Он доказывал настоятельную необходимость для творца-художника постоянно рисовать с натуры, подобно тому, как это делали старые мастера, — что сегодня, к сожалению, далеко не всегда соблюдается».
Однако, увлекшись научно-философскими рассуждениями, Радлов допустил целый ряд серьезных ошибок. Прежде всего на основе наблюдений над учениками Радлов делает неправильный вывод, что люди делятся на две категории — со способностью плоскостного и объемного видения. На базе этого ложного положения Радлов строит всю книгу, рассматривая рисунок с двух точек зрения — плоскостного и объемного рисования. Ложная предпосылка приводит его и к чисто формалистическим выводам
В 1938 году вышло «Пособие по рисованию» — труд коллектива преподавателей кафедры рисунка Московского архитектурного института под редакцией Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева и К. Н. Корнилова. В этом пособии правильно решались проблемы учебного рисунка. В основу метода обучения было положено рисование с натуры.
Во введении профессор В. Н. Яковлев писал: «Для овладения мастерством рисунка необходимо: во-первых, изучение всего богатства тех эпох, которые оставили нам чудесные образцы своего виртуозного мастерства, установили ряд непреложных законов, создали проверенные каноны, подтвержденные наблюдением над натурой и указаниями великих мастеров, и, во-вторых, радостное и пристальное изучение реального мира, всего того богатства живой, трепетной и чудесной жизни, свидетелями и участниками которой мы и являемся».
С принципиально новых позиций авторы этого учебника подходят и к учебному рисунку в целом, и к методике в частности. В главе «О принципах и методах обучения рисованию» они указывают, что здесь должно быть четкое разделение учебных и творческих задач. «К рисунку можно подходить со школьной этюдной стороны и со стороны творческой, т. е. собственно искусства. В области преподавания рисунка основной задачей является изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы ее воспринимаем. Это есть основная задача при изучении рисунка».В соответствии с этим должна быть определена система занятий и принципы усложнения учебных задач. «Вначале объектами для рисунка могут быть геометрические формы и простейшие предметы. По мере овладения рисунком постановки должны усложняться и задачи, ставящиеся перед рисующим, должны углубляться».
Обосновывая методическую последовательность усложнения учебных задач, авторы предлагают обучение рисунку начинать с анализа формы отдельных предметов, затем группы (натюрморт) и только после этого переходить к изучению такой сложной формы, как голова и фигура человека.
В основу изучения формы авторы положили объемно-конструктивный метод анализа. «Всякий видимый нами предмет, как бы он прост ни был, имеет свою конструкцию. Рисующий должен уметь видеть и понимать конструктивную сущность изображаемых им предметов. Рисование должно быть не копированием контура изображаемого предмета, а его конструированием, его построением.
Для примера возьмем всем известный простой по форме глиняный кувшин. Неопытный рисовальщик будет тщательно копировать контур кувшина. Такой прием ни к чему не приведет. Необходимо кувшин рассматривать как сочетания, как конструкцию двух форм: шара и цилиндра. Эти формы по определенным законам пересекаются между собой, и по этим формам, т е. цилиндру и шару, соответствующим образом размещаются свет и тень».
Тот же принцип сохраняется и
при рисовании головы и фигуры
человека. Голова имеет яйцевидную
форму, шея — цилиндрическую. «Человеческую
фигуру... необходимо рассматривать
как сложный комплекс форм: голова,
например, является яйцеобразной формой,
посаженной на цилиндрическую форму
шеи, которая в свою очередь вставлена
в бочкообразную форму торса;
к торсу прикреплены
105 а, б. Чемко. Методическая последовательность построения рисунка.
Это пособие представляет значительную
ценность потому, что оно носит
методический характер, что было в
то время новым и крайне необходимым.
В книге содержались
Особо следует отметить стремление
авторов пособия дать научно-теоретическое
обоснование методов
Это пособие не потеряло своего значения и сегодня. В этой книге даны важнейшие методические установки, правильно указаны цели и задачи учебного рисунка, хорошо обоснованы основные положения реалистического рисунка.
Много ценных мыслей о методике преподавание рисования было высказано замечательным художником-педагогом, действительным членом Академии художеств СССР В. Н. Яковлевым. Это был один из авторитетных специалистов академического рисунка, виртуозный рисовальщик и художник широкой эрудиции. Его взгляды на рисунок, на методику его преподавания представляют большой интерес.
В. Н. Яковлев считал, что успешной
работа может быть только в том
случае, когда она будет строиться
на научной основе и будет достигнута
ясность во всех вопросах. Прежде всего
необходимо упорядочить терминологию.
«Ни в одной области
Преклоняясь перед классическим искусством
и понимая его ценность, Яковлев
считал, что важная задача советской
художественной педагогики —внимательно
изучать опыт великих мастеров прошлого
и следовать их заветам. Мастера
прошлого справедливо полагали, что
искусство без науки немыслимо,
наука обогащает искусство и
движет его вперед. Отсюда делался
вывод—в искусстве нет
Яковлев утверждал, что правила и законы академического рисунка не являются выдумкой художников, а лежат в основе законов строения форм реальной действительности. Поэтому начинающий художник должен изучать их, рисуя с натуры. «Рисунок должен подчиняться тем же строгим законам, которым подчиняется строение натуры. Рисующий должен изощрять свой глаз упражнять свою руку, стремясь к постоянному совершенству»4.
От былых традиций высокого искусства почти ничего не сохранилось, «орды не в меру ученых формалистов заполонили все виды искусств», — говорил В. Н. Яковлев. Особенно досталось художественной школе. «Что же наблюдается до сих пор в наших художественных школах? Бесконечные споры о том, что давать учащимся, вреден ли гипс, в какой последовательности рисовать фигуры, какие материалы наиболее выгодны и т. д. Но мало кто говорит о том, как изучать основные законы рисунка, мало кто пытается учесть грандиозный опыт былых поколений.
Выдающиеся русские
В. Н. Яковлев отмечал, что для
развития советской школы рисунка
необходимо творческое отношение к
наследию прошлых эпох. «Для овладения
мастерством рисунка
По мнению Яковлева, художник-педагог должен иметь глубокие знания в области рисунка, живописи и композиции, а также быть сведущим в методике. Вести разговор о методике рисунка в отрыве от самого процесса рисования он считал невозможным.
Кроме того, преподаватель должен быть широко и разносторонне образованным человеком, он не может замыкаться в узком кругу своего предмета. Педагог, в особенности высшего учебного заведения, должен знать не только изобразительное искусство, но и музыку, литературу, театр.
Касаясь частных вопросов методики преподавания рисунка, В. Н. Яковлев считал, что закономерности построения изображения и строения натуры должны быть раскрыты ученику не только словами, но и графическим показом. Педагог должен наглядно показать, как происходит процесс анализа натуры и ведется процесс изображения. Некоторые методисты считают, что педагогу не следует вмешиваться в процесс построения изображения учеником, а поправлять рисунок ученика вообще недопустимо. Яковлев, наоборот, считал, что педагог обязан поправлять рисунок ученика. Он говорил, что преподаватели, которые избегают поправлять работы студентов, просто боятся, что у них не получится виртуозного рисунка.