Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа
Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.
Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы
Особое влияние на изменение школьной программы по рисованию оказали опыт и практика специальной художественной школы и изменение направления в художественном образовании вообще.
В материалах IV сессии Академии художеств СССР отмечалось: «В свое время в области детского художественного образования культивировалась своеобразная теория отрицания школы. Эта теория провозглашала „свободу" детского творчества, которое будто бы потеряет свои неповторимые качества, если учащимся прививать профессиональные навыки. Эта порочная теория была начисто опровергнута практикой работы Ленинградской школы. Неповторимость детского творчества не только не проиграла, а выиграла, так как вместо безграмотной мазни появились профессиональные грамотные работы учащихся. Детям вообще свойственна любовь к деталям, к добросовестной и правдивой штудировке натуры. У детей здоровое восприятие жизни, и они по своей природе реалисты. Казалось бы, все это должно было логически направлять процесс обучения рисунку и живописи. Однако детей искусственно калечили, прививая им стремление к поискам общей цельности изображения, которая под силу только профессионально подготовленному художнику.
Только после того, как Ленинградская средняя художественная школа нормально поставила процесс обучения на последовательно реалистическую основу, индивидуальные дарования детей зацвели в полную силу. Как свидетельствует представленный школой материал, здоровая основа обучения привела к полноценным результатам».
Среди специалистов по рисованию в
школе начинает утверждаться мысль
о необходимости усиления обучающего
характера занятий рисованием. Рисование
с натуры становится основным, ведущим
видом учебной работы в школе.
Однако методика преподавания рисования
с натуры еще не получила должной
научно-теоретической
В 1946 году при Академии педагогических
наук РСФСР создается Научно-
В 1948 году в Министерстве просвещения РСФСР состоялось совещание по вопросам преподавания рисования и черчения в общеобразовательной школе, на котором было отмечено неудовлетворительное состояние обучения по этим предметам. Был поднят вопрос о пересмотре программ по рисованию и черчению, для чего были созданы две комиссии. В результате работы комиссии по рисованию была разработана новая программа, которая и была введена в 1949/50 учебном году. Однако количество учебного времени на рисование осталось прежнее.
Конечно, изменение школьной программы не могло в корне изменить методику преподавания рисования в школе, так как в отдельных школах продолжала господствовать идея «свободного воспитания», не хватало и квалифицированных учителей рисования. На IV сессии Академии художеств СССР Г. Б. Смирнов докладывал: «В начальной общеобразовательной школе рисование преподают те же учителя, которые ведут и все другие предметы. Они полностью лишены всякого руководства и всякого контроля, никаких книг для них нет, а Министерство просвещения имеет одного методиста по рисованию на всю РСФСР. В общеобразовательной школе оценки по рисованию не учитываются при переходе из класса в класс. Рисование заканчивается в шестом классе, т. е. как раз там, где по-настоящему надо ему учить».
В 1951 году вышла в свет книга Е. С. Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе». Это было первое методическое руководство, которое ориентировало учителей на методы реалистического искусства, на изучение наследия прошлого. Огромная армия учителей общеобразовательных школ получила, наконец, пособие, дававшее четкие установки. Отстаивая методы реалистического искусства, автор правильно указывал, что в основу обучения изобразительному искусству должно быть положено рисование с натуры: «Изображение окружающей жизни, различных явлений и предметов должно быть основано на работе с натуры.
Во все периоды расцвета реализма в искусстве натура служила основой обучения художников, основой их творческого метода. П. Чистяков, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, К. Коровин Н. Касаткин и другие считали работу с натуры основой обучения. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе».
Автор пособия справедливо выступал
и против теории «свободного воспитания»,
отвергающей руководящую и
Такой „метод" обучения не должен
иметь применения в нашей школе,
как метод, снижающий роль учителя
и создающий анархию в
Большое значение Кондахчан придавал
изобразительной грамоте, принципу
научности. «Чтобы овладевать основой
рисования, учащиеся в школе должны
усвоить основные правила перспективного
изображения и научиться
Выход в свет книги Е. С. Кондахчана был встречен основной массой учителей и специалистов с одобрением, хотя были и критические замечания. Действительно, книга не лишена недостатков, но принципиальные установки Кондахчана вполне правильны. Это — ориентация учителя рисования на реалистическое искусство, на изучение наследия прошлого, в частности педагогического наследия П. П. Чистякова, на которого Кондахчан часто ссылается.
Научной разработкой методов
Интересны с методической точки зрения статьи В. И. Кириенко: Исследование основных способностей к рисованию. — В кн.: Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948; Наблюдение над использованием горизонтали и вертикали.— В сб.: Психология рисунка и живописи. М., 1954; Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.
Все эти работы помогли методистам
рисования правильно подходить
к решению проблем методики преподавания
изобразительного искусства в
На основе исследования психологии восприятия предмета и рисунка известный советский психолог Н. Н. Волков дал научно обоснованный ответ на эти вопросы. Он писал: «В младших классах надо меньше объяснять, но больше показывать факты перспективного изменения образа. Надо развивать у детей зрительное суждение, направленное на проекционные отношения. Объяснять теорию перспективы нельзя начать рано. Однако показывать можно начать очень рано. И нужно сразу начинать учить перспективному рисунку, правильному во всех отношениях. Совершенно неверно ставить вопрос так: когда надо начинать учить изображению перспективных сокращений? Вопрос может быть поставлен только так: каким образом надо учить изображению правильных перспективных сокращений? С каких предметов начинать? С какого их положения?
Проект программы, предложенной в 1948 г. Институтом художественного воспитания, говорит, что изображение прямоугольных предметов можно вводить только начиная с VI класса. Верно ли это? Если исходить из мысли, что мы не способны непосредственно увидеть проекционные отношения, придется согласиться с проектом программы. Но если исходить из правильного положения, что точные проекционные отношения содержатся во всяком зрительном образе и у взрослого и у ребенка, придется еще подумать, на чем надо развивать уменье видеть проекционные отношения: на изображении прямоугольных предметов, где проекционные отношения очень четки и всякая ошибка в них тотчас же станет заметной в рисунке, или на изображении круглых предметов, где четкость перспективных отношений легко может быть завуалирована неопределенной округлостью предмета, подменена приблизительным изображением? Методисты, составляющие программу, очень ошибаются, думая, что круглые предметы изображаются в IV и V классах лучше, чем прямоугольные. Даже беглый взгляд на соответствующие рисунки говорит в выраженном в них одинаковом неуменье точно видеть перспективные сокращения. Только в одних рисунках это неуменье очень заметно. В других — менее заметно. Мне кажется, в изображении прямоугольных предметов... легче развить его зрительное суждение, направленное на проекционные отношения. Поэтому чем раньше вводить прямоугольные предметы в обучение рисунку, тем лучше»14.
В целях упорядочения методической
работы в школах и ликвидации многообразия
методов преподавания возникает
идея создания специальных учебников
по рисованию. Подобных учебников по
рисованию для средних
Чтобы приучить детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения и не заставлять их отвлеченно рисовать прямые, кривые и т. д. линии, в учебниках предлагалось изображать прямую с натуры, будет ли это проволочный стержень или натянутый шнур (рис. 120, 121). Затем рекомендовалось переходить к рисованию с натуры проволочных фигур. Рисуя с натуры такие модели, учащиеся легко добивались сходства (соответствия между натурой и изображением), и это доставляло им радость и облегчало работу. Раньше им на уроках рисования с натуры предлагалось сразу нарисовать флажок, часы-ходики, портфель—это им было не под силу, у многих детей оставалось чувство неудовлетворенности от своей работы. Теперь же постепенно их подводили к рисованию объемных предметов. После проволочных моделей они рисовали с натуры фигуры, вырезанные из картона, затем условно плоские предметы (детскую лопатку, ракетку для настольного тенниса и т. д.) (рис. 122). Затем учащиеся приступали к рисованию объемных предметов окружающей действительности (рис. 123,124).
120. Таблица из пособия «Рисование. I класс»
121. Таблица из пособия «Рисование. II класс»
122. Таблица из пособия «Рисование. I класс»
123. Таблица из пособия «Рисование. I класс»
124. Таблица из пособия «Рисование. II класс»
Практика работы с учебниками показала,
что такие учебники крайне нужны,
так как они значительно
В 1961 году вышли в свет учебники для третьего и четвертого классов (автор — Н. Н. Ростовцев). Основное внимание в них уделялось рисованию с натуры, методике построения изображения (рис. 125), а также последовательности усложнения учебных заданий (рис. 126).
125. Таблица из пособия «Рисование. III класс»
126. Таблица из пособия «Рисование. IV класс»
Учащиеся общеобразовательных
школ должны овладеть основами реалистического
рисунка элементарной изобразительной
грамотой не только для успешных занятий
изобразительным искусством, но и
для использования навыков
Такая перестройка школы потребовала изменения форм и методов обучения рисованию. В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, где было значительно увеличено количество часов на рисование с натуры. Занятия рисованием были продлены до VII класса.
В 1960 году эта программа была утверждена и вступила в действие. С этого времени большое внимание стало уделяться методике преподавания рисования с натуры. Школьные методисты и ученые начинают заниматься главным образом вопросами обучения, раскрытием общеобразовательного значения занятий изобразительным искусством, установлением связи рисования с вопросами политехнизации.
Программа по рисованию 1959 года
Виды занятий |
Количество часов в каждом классе | |||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII | ||
Рисование с натуры |
14
|
15
|
16
|
18
|
20
|
20
|
|
20
|
Декоративное рисование |
14
|
13
|
10
|
7
|
7
|
6
|
|
5
|
Рисование на темы |
8
|
8
|
6
|
6
|
4
|
4
|
|
4
|
Беседы об искусстве |
— |
— |
4 |
5 |
5 |
6 |
|
8 |
Итого |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |