Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа
Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.
Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы
В 1959 году Научно-исследовательский
институт художественного воспитания
выпускает сборник статей «Рисование
с натуры», посвященный вопросам
методики обучения рисунку. В этом пособии
впервые рисование с натуры рассматривается
как самостоятельный вид
В 50—60-е годы методика преподавания
рисования обосновывается с научно-педагогической
точки зрения. В этом плане особого
внимания заслуживает книга А. В.
Даже в учебниках педагогики уделяется сравнительно мало внимания рисованию, в особенности в разделе дидактики, где этот предмет молчаливо обходится». И далее: «Дидактика раскрывает учебный процесс в целом, его сущность, пути и средства, необходимые для успешного обучения. По существу, дидактика является теорией образования и обучения или теорией умственного воспитания. Поэтому вся методика рисования должна основываться на дидактических принципах... Из всего этого видно, что дидактические принципы в обучении рисованию тесно переплетаются с методикой преподавания и организацией всей учебной и воспитательной работы».
Правильную оценку дает автор и теоретическим положениям теории «свободного воспитания», основанной на принципе биогенетизма: «Антинаучная теория биогенетиков привела в обучении рисованию:
1) к отрицанию в младших классах
школы какой-либо теории
2) к отрицанию возможности
3) такая постановка вопроса
В главе «Основные требования в обучении рисованию» Карлсон пишет: «Основной задачей преподавания рисования является обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, вооружение их умением и навыками в рисовании с натуры, по памяти, по представлению; развитие у учащихся зрительного восприятия, умения различать форму, окраску предметов и их положение в пространстве».
Рисование с натуры становится основным
видом учебной работы в школе,
что потребовало
В 1966 году вышло постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР о
преобразовании Академии педагогических
наук РСФСР в Академию педагогических
наук СССР. Были реорганизованы и научно-исследовательские
институты академии, в том числе
НИИ художественного
Также организуется Научно-исследовательский институт школ при Министерстве просвещения РСФСР со специальной лабораторией по изучению изобразительного искусства.
С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя изобразительного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ. Таких богатых возможностей для развития и научной разработки методов преподавания рисования в общеобразовательной школе история еще не знала.
В 1970 году переработаны и утверждены
новые учебные программы, где
сформулированы цели и задачи преподавания
изобразительного искусства, определено
содержание учебного материала. Расширение
задач эстетического
Много нового внесено и в общую
систему общеобразовательных
В настоящее время проводится большая
экспериментальная работа целыми коллективами
по усовершенствованию и изменению
всей системы преподавания изобразительного
искусства в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель данной работы — показать пути развития методов преподавания рисунка в русской и советской художественной школе.
Методика преподавания изобразительного искусства в свою очередь является искусством, искусством сложным, многогранным и очень ответственным. Преподавание требует от педагога творческого подхода к делу, вдохновения, интуиции.
Многие художники искренне убеждены, что для успешной педагогической работы никакой особой методической подготовки не нужно, главное — знать свой предмет. Если художник овладел вершинами своего искусства, то он и преподавать будет успешно. Однако жизнь и практика доказывают, что это не всегда так. Еще П. П. Чистяков писал: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть и учителем хорошим».
Поучительным примером для нас могут служить воспоминания замечательного пианиста А. Зилоти о своих занятиях с А. Рубинштейном: «Он придвинулся к инструменту —и заиграл. ...Играл он так, как, может быть, редко когда я в своей жизни играл. Учиться тут нечему было, и я как пианист перед ним совсем не существовал или существовал где-нибудь в третьей комнате в углу, в кучке мусора. Я помню, что впечатление у меня было такое: «Оставьте меня в покое, я брошу заниматься музыкой. Но, кроме сознания полной ничтожности, было и чувство какой-то обиды. Я невольно вспомнил уроки Н. Рубинштейна, который нам всегда так играл, чтобы мы все-таки не теряли из вида ближайшей точки к идеалу, то есть он соображался со способностями каждого данного ученика и играл настолько хорошо, чтобы этот ученик не терял надежды когда-нибудь достигнуть этой точки. Н. Г. Рубинштейн играл каждому ученику иначе, что чем лучше был ученик, тем он лучше играл, и наоборот.
После этого урока последовали еще такие же уроки, от которых у меня до сих пор еще осталось впечатление какого-то тяжелого кошмара. Я чувствовал, что А. Рубинштейну было в высшей степени безразлично, как и что я играю. Конечно, ни о каком удовольствии ни ему, ни мне и речи быть не могло. Он собственно, ничего мне не дал, только играл эти вещи архигениально, хорошо, и если он не убил во мне желание учиться то это только благодаря моему счастливому характеру, давшему мне возможность смотреть на эти уроки как на временное несчастье. Помню, что и на Н.М.Зверева это произвело такое же впечатление, так как он после каждого урока как-то странно со мной разговаривал, точно извинялся, что заставил меня учиться у такого педагога».
Помимо знания своего предмета, помимо опыта творческой работы для успешной педагогической деятельности необходимо еще знание основных дидактических принципов, правил и законов обучения и воспитания. Педагогический, процесс требует также многолетней педагогической практики, а для этого преподавателю приходится затрачивать многие годы, а иногда и десятилетия. Кроме того, не всякий может это выдержать, и мы знаем, что большинство хороших художников бросает педагогическую деятельность, по сути дела, и не приближаясь к ней. Педагог без специальной подготовки часто бесплодно тратит свои силы, мучает себя и своих учеников. Еще Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью, стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов».
Поскольку преподаватели художественных учебных заведений не имеют специальной педагогической подготовки, для них опыт тех, кто его уже приобрел, должен не только вызывать интерес, но и быть очень полезен.
За период шестидесятилетнего существования
советской школы рисунка
Список литературы
1.Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1969.
2.Зайцев А. Д. Работа Института имени И. Е. Репина с 1917 по 1947 г. I и II сессии Академии художеств СССР. М., 1949.
3.Беккер И., Бродский И., Исаков С. Академия художеств. М. —Л., 1940.
4.Дейнека А. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.
5.Пособие по рисованию. М. — Л., 1938.
6.Крупская Н. К. Об искусстве и литературе. Л. — М., 1963.
7..Революция — искусство — дети. Материалы и документы. 1924-1929/Сост. Н. П. Старосельцева. М. 1966.
8.Программа для I и II ступени единой трудовой школы. М 1921.
9.Педагогический словарь. М., 1960, т. I.
10.А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
11.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
12.Бродский И. За социалистический реализм. Л., 1938.
13.Искусство, 1941, № 3. Рецензия В. В. Журавлева; Первая и вторая сессии Академии художеств СССР.
14.Гориевич Б. В. Рисование с натуры в школе. М. — Л., 1940.
15.Учебный рисунок/Под ред. А. М. Соловьева. М., 1953, с.
16.Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961, с. 67.
17.Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.
18.Рисунок в высшей художественной школе. М., 1957.
19.Барщ А. Рисунок в средней художественной школе.
20.Гоцук Ф., Розенталь Е. Учебное пособие по рисованию для самодеятельных художников. М., 1951;
21.Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке. М., 1954;
22. Храпковский М. Письмо к начинающему художнику. М., 1956; Школа изобразительного искусства. Вып. I-Х. М., 1960-1963;
23.Михайлова О. В. Заметки о рисовании человека. М, 1960;
24.Анисимов Н., Кузнецов Н. Черчение и рисование. М., 1962. 24.Ростовцев Н. Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
25.Осипов Д. М. Самостоятельное обучение основам изобразительного искусства. М., 1962;
26.Смирнов Г. Б., Соловьев А. М. Начинающему художнику. Л., 1962;
27.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников. I курс/Под ред. Г. Б. Смирнова. М.,
28.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1977; II курс/Под ред. А. А. Унковского. М., 1977;
29.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников III курс/Под ред. Г. Г. Смирнова. М., 1979;
30.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников IV курс/Под ред. Н. С. Боголюбова. М., 1980;
31.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников V курс/Под ред. Р. Г. Горелова. М., 1980.
32.Программы педагогических институтов. Рисунок. М., 1971.
33.Кондахчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М., 1951.
34.Орловский Г. И. О художественном образовании учителя рисования. Л., 1961
35.3илоти А. Мои воспоминания о ф. Листе.—Наука и жизнь, 1970, № 11
36.Коменский Я. А. Великая дидактика. М., 1939, т. I.
Электронная библиотека он-лайн http://www.koob.ru/