Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе 1920-1970 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Обучение рисованию оказывает двоякое воздействие на развитие всего мозга человека в целом и на творческие способности в частности. Первый фактор — это осознанные мелкие движения кистью, то, что называется «мелкой моторикой». В современной детской психологии и педагогике механизму влияния мелкой моторики на растущий мозг посвящены десятки работ.

Содержание

Введение
Глава I.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА(1917-1931)
§1. Перестройка содержания, форм и методов преподавания
§2.Период становления советской педагогики
§3. Методы преподавания
§4.Высшие государтсвенные художественно-технические мастерские.Тяжелое время.
§5.Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания.
Роль Д. Н. Кардовского
§6. Теория «свободного воспитания»
Глава II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ( 1932-1945 )
§7. Новый период истории развития методики преподавания рисования
§8. Школа юных дарований
§9. Вопросы обучения и воспитания
§10. Научно-теоретические вопросы учебного рисунка
§11.Деятельность художественных учебные заведений во время войны 1941-1945 годов
§12.Центральный Дом художественного воспитания детей
Глава III.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА В 1947-1980 ГОДАХ
§13. Реформа художественного образования
§14. Научно- методическая работа в учебных заведениях
§15.Задачи школьного рисунка
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотодика изо печать.docx

— 1.05 Мб (Скачать документ)

 

 

В 1959 году Научно-исследовательский  институт художественного воспитания выпускает сборник статей «Рисование с натуры», посвященный вопросам методики обучения рисунку. В этом пособии  впервые рисование с натуры рассматривается  как самостоятельный вид занятий  изобразительным искусством в школе. Указывая на цели и задачи сборника, А. П. Фомичев писал в предисловии: «Авторов статей данного сборника объединяло стремление найти такие пути и средства, которые облегчали бы учащимся сознательное усвоение формы предметов и проекционных отношений частей в процессе трехмерного изображения предмета в рисунке. В своих статьях авторы на разном материале решают в сущности одну задачу — помочь учителю подвести учащихся к пониманию правил объемно-пространственного изображения».

В 50—60-е годы методика преподавания рисования обосновывается с научно-педагогической точки зрения. В этом плане особого  внимания заслуживает книга А. В. Карлсон — «Дидактика и методика на уроках рисования» (Л., 1959). Во введении автор пишет: «Сущность уроков рисования, педагогическое их значение недостаточно еще раскрыто в педагогике, и до сих пор не изжиты взгляды на этот предмет как на чисто художественный, требующий от учащихся особой одаренности, или как технический, преследующий преимущественно производственные цели.

Даже в учебниках педагогики уделяется сравнительно мало внимания рисованию, в особенности в разделе  дидактики, где этот предмет молчаливо  обходится». И далее: «Дидактика раскрывает учебный процесс в целом, его  сущность, пути и средства, необходимые  для успешного обучения. По существу, дидактика является теорией образования  и обучения или теорией умственного  воспитания. Поэтому вся методика рисования должна основываться на дидактических  принципах... Из всего этого видно, что дидактические принципы в  обучении рисованию тесно переплетаются  с методикой преподавания и организацией всей учебной и воспитательной работы».

Правильную оценку дает автор и  теоретическим положениям теории «свободного  воспитания», основанной на принципе биогенетизма: «Антинаучная теория биогенетиков привела  в обучении рисованию:

1) к отрицанию в младших классах  школы какой-либо теории обучения  и поставила перед учителем  условие полного невмешательства  в детское творчество, в предположении,  что ребенок сам изживает одну  стадию за другой, должен и  может самостоятельно развиваться;

2) к отрицанию возможности обучать  детей до 13-летнего возраста рисованию  с натуры, считая наилучшей формой  работы „творческое рисование"  на „свободные темы", „иллюстративное  рисование", рисование по представлению  и самостоятельные декоративные  работы;

3) такая постановка вопроса привела  к освобождению учителя от  руководства процессом рисования  и тем самым к безграмотному  рисованию, к снижению квалификации  учителей, так как подобные уроки  способен вести любой учитель,  даже совершенно несведущий в  рисовании, а тем более в  методике рисования».

В главе «Основные требования в  обучении рисованию» Карлсон пишет: «Основной задачей преподавания рисования является обучение учащихся элементарным основам реалистического  рисунка, вооружение их умением и  навыками в рисовании с натуры, по памяти, по представлению; развитие у учащихся зрительного восприятия, умения различать форму, окраску  предметов и их положение в  пространстве».

Рисование с натуры становится основным видом учебной работы в школе, что потребовало квалифицированных  учителей рисования. В этом плане, помимо педагогических учебных заведений  — художественно-графических отделений  педучилищ и художественно-графических  факультетов пединститутов, — многое сделали и опытные методисты. Так, Г. И. Орловский в своей книге «О художественном образовании учителя рисования» писал: «Малограмотный учитель не сможет не только заложить основы художественных вкусов и взглядов, но едва ли сумеет привить ученикам и такие качества, как наблюдательность, зрительная память, глазомер; едва ли он сумеет научить своих учеников изобразительной грамоте... Но одной художественной подготовки учителю недостаточно. Ему нужно, кроме того, умение излагать учебный материал, умение передавать этот материал продуманно, увлекательно, доступно, экономно. Отсюда, кроме художественной образованности, учителю рисования нужна образованность педагогическая, знание педагогической теории, использование опыта лучших передовых учителей — мастеров своего дела». И далее: «Под руководством учителя дети впервые на школьной скамье начинают рисовать не в игровом плане, а в системе обучения; под его руководством они приобретают знания, умения и навыки, чтобы правильно рисовать вначале простые плоские, а затем и более сложные объемные предметы».

В 1966 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о  преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР. Были реорганизованы и научно-исследовательские  институты академии, в том числе  НИИ художественного воспитания, который становится научно-методическим центром по рисованию в стране.

Также организуется Научно-исследовательский институт школ при Министерстве просвещения РСФСР со специальной лабораторией по изучению изобразительного искусства.

С 1959 года создается сеть художественно-графических  факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в  Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя  изобразительного искусства также  работают над созданием учебных  пособий для школ. Таких богатых  возможностей для развития и научной  разработки методов преподавания рисования  в общеобразовательной школе  история еще не знала.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где  сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих  художников прошлого и выдающихся советских  художников привело к тому, что  вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство».

Много нового внесено и в общую  систему общеобразовательных школ; начальная школа перешла с  четырехлетнего образования на трехлетнее; введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе  и по изобразительному искусству.

В настоящее время проводится большая  экспериментальная работа целыми коллективами по усовершенствованию и изменению  всей системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной  школе, и в частности обучения рисунку. Эти коллективы ищут наиболее приемлемое решение проблемы. Здесь  следует упомянуть коллектив  учителей рисования, который ведет  экспериментальную работу в школах под руководством известного художника, лауреата Государственной премии СССР Б. М. Неменского, коллектив работников Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР под руководством кандидата педагогических наук Б. П. Юсова; коллектив сотрудников Научно-исследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР который возглавляет доктор педагогических наук, профессор В. С. Кузин.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель данной работы —  показать пути развития методов преподавания рисунка в русской и советской  художественной школе.

Методика преподавания изобразительного искусства в свою очередь является искусством, искусством сложным, многогранным и очень ответственным. Преподавание требует от педагога творческого  подхода к делу, вдохновения, интуиции.

Многие художники искренне убеждены, что для успешной педагогической работы никакой особой методической подготовки не нужно, главное — знать свой предмет. Если художник овладел вершинами своего искусства, то он и преподавать будет успешно. Однако жизнь и практика доказывают, что это не всегда так. Еще П. П. Чистяков писал: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть и учителем хорошим».

Поучительным примером для нас  могут служить воспоминания замечательного пианиста А. Зилоти о своих занятиях с А. Рубинштейном: «Он придвинулся к инструменту —и заиграл. ...Играл он так, как, может быть, редко когда я в своей жизни играл. Учиться тут нечему было, и я как пианист перед ним совсем не существовал или существовал где-нибудь в третьей комнате в углу, в кучке мусора. Я помню, что впечатление у меня было такое: «Оставьте меня в покое, я брошу заниматься музыкой. Но, кроме сознания полной ничтожности, было и чувство какой-то обиды. Я невольно вспомнил уроки Н. Рубинштейна, который нам всегда так играл, чтобы мы все-таки не теряли из вида ближайшей точки к идеалу, то есть он соображался со способностями каждого данного ученика и играл настолько хорошо, чтобы этот ученик не терял надежды когда-нибудь достигнуть этой точки. Н. Г. Рубинштейн играл каждому ученику иначе, что чем лучше был ученик, тем он лучше играл, и наоборот.

После этого урока последовали  еще такие же уроки, от которых  у меня до сих пор еще осталось впечатление какого-то тяжелого кошмара. Я чувствовал, что А. Рубинштейну было в высшей степени безразлично, как и что я играю. Конечно, ни о каком удовольствии ни ему, ни мне и речи быть не могло. Он собственно, ничего мне не дал, только играл эти вещи архигениально, хорошо, и если он не убил во мне желание учиться то это только благодаря моему счастливому характеру, давшему мне возможность смотреть на эти уроки как на временное несчастье. Помню, что и на Н.М.Зверева это произвело такое же впечатление, так как он после каждого урока как-то странно со мной разговаривал, точно извинялся, что заставил меня учиться у такого педагога».

Помимо знания своего предмета, помимо опыта творческой работы для успешной педагогической деятельности необходимо еще знание основных дидактических  принципов, правил и законов обучения и воспитания. Педагогический, процесс требует также многолетней педагогической практики, а для этого преподавателю приходится затрачивать многие годы, а иногда и десятилетия. Кроме того, не всякий может это выдержать, и мы знаем, что большинство хороших художников бросает педагогическую деятельность, по сути дела, и не приближаясь к ней. Педагог без специальной подготовки часто бесплодно тратит свои силы, мучает себя и своих учеников. Еще Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью, стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов».

Поскольку преподаватели художественных учебных заведений не имеют специальной  педагогической подготовки, для них  опыт тех, кто его уже приобрел, должен не только вызывать интерес, но и быть очень полезен.

За период шестидесятилетнего существования  советской школы рисунка накопился  большой практический опыт работы, имеется много ценных достижений и в области методики преподавания. Однако этот опыт еще мало изучается  и систематизируется. Настало время  заняться и этой работой. Необходимость  такой работы диктуется также  возросшей потребностью в опытных  художниках-педагогах.

 

Список литературы

 

1.Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1969.

2.Зайцев А. Д. Работа Института имени И. Е. Репина с 1917 по 1947 г. I и II сессии Академии художеств СССР. М., 1949.

3.Беккер И., Бродский И., Исаков С. Академия художеств. М. —Л., 1940.

4.Дейнека А. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.

5.Пособие по рисованию. М. — Л., 1938.

6.Крупская Н. К. Об искусстве и литературе. Л. — М., 1963.

7..Революция — искусство — дети. Материалы и документы. 1924-1929/Сост. Н. П. Старосельцева. М. 1966.

8.Программа для I и II ступени единой трудовой школы. М 1921.

9.Педагогический словарь. М., 1960, т. I.

10.А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

11.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

12.Бродский И. За социалистический реализм. Л., 1938.

13.Искусство, 1941, № 3. Рецензия В. В. Журавлева; Первая и вторая сессии Академии художеств СССР.

14.Гориевич Б. В. Рисование с натуры в школе. М. — Л., 1940.

15.Учебный рисунок/Под ред. А. М. Соловьева. М., 1953, с.

16.Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961, с. 67.

17.Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

18.Рисунок в высшей художественной школе. М., 1957.

19.Барщ А. Рисунок в средней художественной школе.

20.Гоцук Ф., Розенталь Е. Учебное пособие по рисованию для самодеятельных художников. М., 1951;

21.Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке. М., 1954;

22. Храпковский М. Письмо к начинающему художнику. М., 1956; Школа изобразительного искусства. Вып. I-Х. М., 1960-1963;

23.Михайлова О. В. Заметки о рисовании человека. М, 1960;

24.Анисимов Н., Кузнецов Н. Черчение и рисование. М., 1962. 24.Ростовцев Н. Н. Рисование с натуры. Л., 1962.

25.Осипов Д. М. Самостоятельное обучение основам изобразительного искусства. М., 1962;

26.Смирнов Г. Б., Соловьев А. М. Начинающему художнику. Л., 1962;

27.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников. I курс/Под ред. Г. Б. Смирнова. М.,

28.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1977; II курс/Под ред. А. А. Унковского. М., 1977;

29.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников III курс/Под ред. Г. Г. Смирнова. М., 1979;

30.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников IV курс/Под ред. Н. С. Боголюбова. М., 1980;

31.Учебно-методическое пособие для студентов-заочников V курс/Под ред. Р. Г. Горелова. М., 1980.

32.Программы педагогических институтов. Рисунок. М., 1971.

33.Кондахчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М., 1951.

34.Орловский Г. И. О художественном образовании учителя рисования. Л., 1961

35.3илоти А. Мои воспоминания о ф. Листе.—Наука и жизнь, 1970, № 11

36.Коменский Я. А. Великая дидактика. М., 1939, т. I.

Электронная библиотека он-лайн http://www.koob.ru/

 


Информация о работе Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе 1920-1970 годов