Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

                                                 Содержание:

    Введение.......................................................................................................................3                                                                                                        

 

    1. Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме обучения  детей с ФФН                                                  

 

    1.  Исторические аспекты  изучения и коррекции нарушений                                  фонематического восприятия...........................................................................6                                                              

1.2 Современные подходы   к  изучению и  коррекции  нарушений  

      фонематического  восприятия.........................................................................10                                                              

1.2.1 Развитие фонематического восприятия  в онтогенезе...............................10                              

1.2.2 Особенности развития фонематического  восприятия у детей  с ФФН...14                            

1.2.3 Современные методики  развивающего  обучения для детей с ФФН.....16

 

  1. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей 

    5-6 лет   с ФФН (экспериментальное исследование)

                                           

    1. Цель, задачи, принципы проведения  исследования...................................25
    2. Организация обследования фонематического восприятия детей

старшей логопедической группы с ФФН......................................................26                                                                                                               

2.3 Результаты обследования  и их обсуждение.................................................29                                                                           

 

  1. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию 

    фонематического   восприятия у детей с ФФН           

                                                        

3.1 Принципы коррекционной  работы................................................................33

3.2 Направления коррекционной  работы............................................................35

3.3 Система упражнений  по развитию фонематического восприятия у

      детей  с ФФН....................................................................................................36

 

    Заключение.............................................................................................................53

 

   Библиография..........................................................................................................56                                                                                                          

 

    Приложение............................................................................................................59

   Конспекты занятий.................................................................................................59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

                                           

 

 

    Развитие фонематического  восприятия является одной из  важнейших задач, стоящих перед  логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: «Он может произносить звук, но он не хочет правильно говорить!». Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой  и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.  Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.  Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа  по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

         Актуальность проведения нашего  исследования обусловлена возрастающим  количеством детей, имеющим нарушение  фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

 Дети, у которых  нарушения произношения (смешение  и замена фонем) сочетаются   с недостаточностью фонематического  восприятия, составляют 20 – 25% от  общего числа детей, зачисляемых  на логопедические занятия [26 ,с.96].

Формирование фонематического  восприятия является сложным процессом.  Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые  активно участвуют в коррекционно - воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что  время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий. В  дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому мы планируем использовать игровые приёмы для наиболее эффективного  построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

     В настоящее  время нам представляется особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия  на всех этапах всех видов логопедических занятий.

   Объект исследования – организация системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игровых приемов.

   Предмет исследования –особенности фонематического восприятия у детей с ФФН. 

   Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых  приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах  логопедических занятий у данной категории детей.

 Гипотеза:

  Нарушение фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФН.

  Речевое развитие  данной категории детей будет  успешным, если коррекционно-логопедическая  работа будет строиться с учетом фонематического недоразвития.

  Преодоление несформированности  фонематического восприятия у  дошкольников с ФФН может быть  достигнуто, если:

- будет разработана   система игровых приемов работы  по развитию фонематического  восприятия, построенная с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН;

- будут предложены пути использования системы  игровых приемов по развитию фонематического восприятия у данной категории детей во всех формах и во всех этапах коррекционно-логопедических занятий.

     Для реализации  поставленной  цели необходимо  решить  ряд задач:

  1. рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
  2. познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
  3. провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
  4. на основе полученных данных создать систему  игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

 Новизной нашей работы является  создание   системы игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН,  применяемой на всех этапах  фронтальных  и индивидуальных логопедических  занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.            ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 

                     К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ  С ФФН 

 

 

 

               Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений          

                               фонематического  восприятия.       

             

Логопедия, как часть  психологической и педагогической науки (дефектологии), изучающая структуру  речевых нарушений и  методы их преодоления, опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания и представления о правильной речи и ее формирования у детей. Ретроспективный аспект изучения этих вопросов позволяет увидеть, с одной стороны, как исторически последовательно формировались представления о особенностях речевого развития детей, накапливались и систематизировались сведения о нарушениях речи и приемах их устранения.

В работах энциклопедистов-просветителей  Западной Европы и России 17 - 19 веков отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения.

    Так, Я.А.  Коменский [19] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом педагог обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходите крайне неравномерно. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о необходимости обучения детей с первого — второго года их жизни. И. Г. Песталоцци [31] прослеживал определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик ребенка — это первое проявление его способности к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие никакой связи с членораздельной речью. Лишь много месяцев спустя эти звуки постепенно начинают походить на гласные и согласные, приближенные к звучанию некоторых слогов и слов, которые часто слышит ребенок. Этот период И.Г. Песталоцци считал подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Он придавал большое значение в развитии детской речи развитому слуховому восприятию и окружающей речевой среде. Первым до слуха ребенка доходит его собственный голос и голос его матери, который он слышит как следствие своего голоса. Ребенок постепенно учится устанавливать связь звуков с их причиной. Это служит подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Педагог настоятельно рекомендовал развивать у ребенка слуховое восприятие, речевой слух в тесной связи с развитием его речи. Знакомство ребенка со звуками должно быть завершено еще до того, как у него разовьется способность их произносить. К. Д. Ушинский [47]  считал, что работа по усвоению ребенком родного языка должна начинаться как можно раньше из-за своей первостепенной важности для всего развития человека. Причиной недостатков детской речи педагог называл слабое развитие внимания у ребенка.

     Таким образом, можно отметить, что все просветители уделяли особое внимание развитию речи у детей. В оценке сроков появления речи у детей есть разногласия, но все педагоги сходятся во мнении, что для её своевременного появления и развития необходимо проводить специальную работу. Одной из важнейших предпосылок для развития речи они считали развитие слухового внимания и речевого слуха. Также каждый из исследователей предлагал свой путь формирования полноценной речи детей. Всех их объединяют особые требования к речи окружающих ребёнка людей с момента его рождения.  

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН