Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Введение.......................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16
2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29
3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36
Заключение.............................................................................................................53
Библиография..........................................................................................................56
Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59
Введение......................
1. Глава 1. Теоретические
подходы к проблеме обучения
детей с ФФН
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического
восприятия....................
1.2.1 Развитие фонематического
1.2.2 Особенности развития
1.2.3 Современные методики развивающего
обучения для детей с ФФН.....
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
старшей логопедической группы с ФФН...........................
2.3 Результаты обследования
и их обсуждение...............
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной
работы........................
3.2 Направления коррекционной
работы........................
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей
с ФФН.........................
Заключение....................
Библиография..................
Приложение....................
Конспекты занятий.......................
Развитие фонематического
восприятия является одной из
важнейших задач, стоящих
Актуальность проведения
Дети, у которых
нарушения произношения (смешение
и замена фонем) сочетаются
с недостаточностью
Формирование фонематического
восприятия является сложным процессом.
Преодоление нарушений его
В настоящее время нам представляется особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий.
Объект исследования – организация системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игровых приемов.
Предмет исследования –особенности фонематического восприятия у детей с ФФН.
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Гипотеза:
Нарушение фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФН.
Речевое развитие
данной категории детей будет
успешным, если коррекционно-
Преодоление
- будет разработана
система игровых приемов
- будут предложены пути использования системы игровых приемов по развитию фонематического восприятия у данной категории детей во всех формах и во всех этапах коррекционно-логопедических занятий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Новизной нашей работы является создание системы игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН, применяемой на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ФФН
Логопедия, как часть
психологической и
В работах энциклопедистов-
Так, Я.А. Коменский [19] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом педагог обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходите крайне неравномерно. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о необходимости обучения детей с первого — второго года их жизни. И. Г. Песталоцци [31] прослеживал определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик ребенка — это первое проявление его способности к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие никакой связи с членораздельной речью. Лишь много месяцев спустя эти звуки постепенно начинают походить на гласные и согласные, приближенные к звучанию некоторых слогов и слов, которые часто слышит ребенок. Этот период И.Г. Песталоцци считал подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Он придавал большое значение в развитии детской речи развитому слуховому восприятию и окружающей речевой среде. Первым до слуха ребенка доходит его собственный голос и голос его матери, который он слышит как следствие своего голоса. Ребенок постепенно учится устанавливать связь звуков с их причиной. Это служит подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Педагог настоятельно рекомендовал развивать у ребенка слуховое восприятие, речевой слух в тесной связи с развитием его речи. Знакомство ребенка со звуками должно быть завершено еще до того, как у него разовьется способность их произносить. К. Д. Ушинский [47] считал, что работа по усвоению ребенком родного языка должна начинаться как можно раньше из-за своей первостепенной важности для всего развития человека. Причиной недостатков детской речи педагог называл слабое развитие внимания у ребенка.
Таким образом, можно отметить, что все просветители уделяли особое внимание развитию речи у детей. В оценке сроков появления речи у детей есть разногласия, но все педагоги сходятся во мнении, что для её своевременного появления и развития необходимо проводить специальную работу. Одной из важнейших предпосылок для развития речи они считали развитие слухового внимания и речевого слуха. Также каждый из исследователей предлагал свой путь формирования полноценной речи детей. Всех их объединяют особые требования к речи окружающих ребёнка людей с момента его рождения.