Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

1. Дофонематический (доязыковой) этап.

От рождения до шести  месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

  1. Фонематический (языковой) этап.
  • Начальный этап.

От шести месяцев  до двух лет.

Дифференцируются контрастные  фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой  речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная  сторона речи искажена.

  • От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции  ребенка на неречевые и речевые  звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического  восприятия еще не стабильны. Замечет  различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

  • К возрасту четырех лет.  

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной  речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

  • К пяти годам.

Завершается процесс  спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок  не только слышит, но и правильно  произносит все звуки родного  языка.

  • Заключительный этап.

К шести – семи годам  наступает осознание звуковой стороны  слова.

Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской  речи, можно констатировать, что  к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.

    Благодаря  раннему развитию фонематического  слуха, ребёнок впервые учится  различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении.

   Осознание различительной  функции фонем начинается в  дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

  В возрасте 5-6 лет  у детей уже довольно высокий  уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки  родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

   От развития  фонематического восприятия зависит  формирование всей фонематической  системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

   Значимость этой  проблемы требует постоянной  корректировки методик формирования  фонематического восприятия у  детей.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Особенности  развития фонематического  восприятия у детей с ФФН.

 

    Формирование  звуковой стороны речи при  нормальном её развитии происходит  в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений  и позиций органов речи, нужных  для произношения) и усвоение  системы признаков звуков, необходимых  для их различения.

  Каждый язык располагает  своей фонематической системой, где определённые звуковые признаки  выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие  звуковые признаки остаются несущественными  (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

   Дифференциация  звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит  на основе выделения сигнальных  признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

  Затруднения в  выработке звуковых дифференцировок  у детей чаще всего проявляются   в замене при произношении  одного звука другим и смешении  звуков.

 Р.Е. Левина [30 ] на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и нарушения восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

       Исследователи  Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина [49] выделяют разные варианты дефектов звукопроизношения :

  1. недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях для ребёнка один и тот же звук может служить заменителем двух или трёх звуков.
  2. замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.
  3. смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребёнок употребляет звук верно, в других - этот же самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически. Причём неустойчивость усиливается в самостоятельной речи детей.

  Авторы видят в  этом свидетельство того, что  подобные отклонения в формировании  произношения связаны в значительной  степени с недостаточностью фонематического  восприятия. Выделяя признаки, позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия, они отмечают следующие особенности:

  1. дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;
  2. допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
  3. большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком;
  4. дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;
  5. узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

Подобные нарушения  у детей 5-6 лет позволяют отнести  их  к категории детей с фонетико - фонематическим недоразвитием (ФФН).

 С развитием логопедической  науки и практики, физиологии  и психологии 

речи стало ясно, что  в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука  может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

    Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребёнка в период формирования речи и ослабленное произвольное внимание.

   При первичном нарушении  фонематического восприятия предпосылки  к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

    Недостаточное различение  и затруднение в анализе только  нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития. 

    Недостаточное различение  большого количества звуков из  нескольких фонетических групп  при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

    При глубоком фонематическом  недоразвитии ребёнок не слышит  звуков в слове, не различает  отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из  состава слова и определить последовательность.

 Признаками нарушения фонематического  восприятия являются:

  • нарушение дифференциации звуков на слух
  • нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков)
  • нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков)
  • нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).

    У детей c фонетико-фонематическим  недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, то есть, чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два – четыре  звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. У детей с относительно сохранным звукопроизношением недоразвитие фонематического восприятия диагностируется только при обучении в школе.

В таких случаях только применение специализированных заданий  вскрывает сложную патологию.

  

     Современные  методики развивающего обучения  для детей с ФФН.

 

      Проблема обучения детей с ФФН рассматривается исследователями с разных позиций. Б.М. Гриншпун [12 ] предлагает строить работу по формированию восприятия звуков речи с учётом характера дефекта.  В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

    При этом  нужно учитывать следующие положения:

  1. Умение опознавать и различать звуки как осознанные.

     Это требует  от ребёнка перестройки отношения  к собственной речи,

     направленности  его внимания на внешнюю, звуковую  сторону, которая  

     ранее   им не осознавалась. Ребёнка нужно  специально обучать операциям

     осознанного  звукового анализа, не полагаясь  на то, что он спонтанно им

     овладевает.

  1. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки – фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.
  2. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. После того как  ребёнок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
  3. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребёнка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
  4. Проговаривание ребёнка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным. 

         В соответствии с программой для детей с ФФН, разработанной  Г.А. Каше [16], логопедическая работа включает развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется дифференциации звуков.

       Сложное  взаимодействие функций, участвующих  в формировании фонематических  представлений, требует расчленённого поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их восприятия.В первую очередь у детей уточняется артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.

      Фронтальные  занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени звуки. Дифференциации звуков на всех этапах уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически  близкими звуками (первый этап дифференциации ).  Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (второй этап дифференциации). На основании уточнённых произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. С самого начала обучения осуществляется опора на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.  Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на чёткие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

       В  системе обучения предусмотрено  определённое соответствие между  изучаемыми звуками и теми  или иными формами анализа.  В определённой последовательности  проводятся упражнения, подготавливающие  детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН