Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

      Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный  треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед  просит детей определить, какое время  года изображено на картинке, назвать  признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный  ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Эту игру можно предложить в начале фронтального занятия, предложив  детям внимательно послушать  песенки весны и повторить их так же. Тот, кто повторит правильно, садится на место. Таким образом, все дети примут участие в игре.

        Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового  восприятия, дифференциация ритмических  рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет  ребенку, что капельки поют свои песни  по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий  ритм. Потом он просит ребенка послушать  ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального  занятия. Когда дети усвоят правила  игры, можно предложить в организационном  моменте фронтального занятия для  деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.

 

     Дифференциация по силе звучания:

 

     Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном  инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Эту игру можно предложить во время  динамической паузы на фронтальном  или индивидуальном занятии.

     Игра «Иди-беги».

 Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе  звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в  бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна  ребёнок  выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

Эту игру можно предложить во время  динамической паузы на фронтальном  или индивидуальном занятии.

     Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового  внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок  прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, логопед объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия  на тему «Слова - действия»

 

  1. Развитие речевого слуха.

 

Дифференциация голосов  по тембру:

 

      Игра «Угадай, чей голос?» 

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: ребёнок  поворачивается спиной к остальным  детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот  должен определить, кто его позвал.

Эту игру можно предложить  в основной части фронтального занятия  по развитию речевого слуха.

      Игра  «Лягушки».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке  скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Эту  игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику,  предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.

      Игра «Улиточка».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

  • Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я.

 Водящий отгадывает.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

        Игра «Угадай, кто я».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук).

Водящий угадывает, кто  произносил.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия  по развитию речевого слуха.

 

   Дифференциация  по силе голоса:

 

      Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок)

Описание игры: логопед  показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял  свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его  голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко».  Логопед произносит за ширмой слово  «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

        Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького

Описание игры: логопед  объясняет детям, что к ним  в гости пришли два гнома Большой  Бум и Маленький Бум. Большой  Бум всегда поет свою любимую песенку  громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький  гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального  занятия.

       Игра «Ветер или ветерок?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).

Описание игры: логопед  показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем  предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.

Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном  занятии  «Звук [у ]и буква “ У”»  или в основной части идущего после него индивидуального занятия.

 

    Дифференциация  голоса по интонации:

 

        Игра «Хорошо»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.

Описание игры: логопед  показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит,

когда  удивляется, и  показать соответствующую картинку.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.

      Игра «Узнай по интонации»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый –  «ух», веселый – «ах», грустный –  «ох»), ширма.

Описание игры: логопед  предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального  занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).

       Игра «Кто сказал?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.

Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.

Описание игры: логопед  просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного  человека. Затем показывает, как  каждый из них произносит по-разному  слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального  занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).

 

    Дифференциация по высоте:

 

      Игра «Угадай, кто сказал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей  предварительно знакомят со сказкой. Логопед  произносит фразы из текста, меняя  высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется  нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке. 

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».

      Игра «Малыши»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний  по высоте голоса.

Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

Описание игры: логопед  показывает картинки, читает рифмовку.

         Наш малыш кричит с утра.

         Уа – уа – уа –

         Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что  мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или  индивидуального занятия.

      Игра «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний  по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины  и мальчика.

Описание игры: логопед  показывает картинки и объясняет  ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина  вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед  показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Логопед предлагает внимательно  послушать и определить, кто вздохнул.

Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия  после изучения  темы «Звук [о ], буква “О”».

       Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.

Оборудование: две игрушки  – большой и маленький медведи, ширма.

Описание игры: логопед  говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем  читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.

(произносит звук низким  голосом)

Пыхтит, как пышка, и  маленький мишка: ы-ы-ы.

(произносит звук высоким  голосом)

Логопед убирает игрушки  за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы]и буква “ы” » или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

 

       Развитие  речевого внимания:

 

       Игра  «Будь внимателен»

 Цель: развитие речевого  внимания.

 Логопед выполняет  действия с предметами, сопровождая  их речью. Иногда действия логопеда  и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Это задание можно  предложить в основной части индивидуального  занятия на тему «Слова-действия».

      Игра  «Слушай и выполняй» 

Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости  от уровня развития ребенка от  2 до 4-5  инструкций).

Это задание можно  предложить во время динамической паузы  на  индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».

      Игра  «Кто внимательнее?»

Цель: развитие устойчивого  речевого внимания.

Ход: логопед называет действия, которые должны выполнить  дети. Одновременно логопед выполняет  те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН