Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

 В соответствии с этими  этапами развития построена система  упражнений.

Обучение начинается с игр на угадывание неречевых звуков:

1. Восприятие слуховых  сигналов, сопровождающихся показом  картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.

2. Дифференцирование  по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые  — медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по  силе звучания: громкие звуки  (идет медведь), тихие (кошечка крадется).

Игры на воспитание речевого слуха имеют цель научить

различать качества человеческого  голоса: тембр, силу, интонацию, высоту.

   Игры на развитие  фонематического восприятия учат:

- различать слова, близкие по  звуковому составу; 

- различать звукоподражания и слоги;

- различать   звуковые фонемы,  узнавать отдельные  звуки в потоке звуков.

    Содержательные и методические  аспекты проблемы формирования 

фонематических процессов  у дошкольников с нарушениями  речи рассматриваются Горчаковой А.М. [8]. Автор выделяет  три этапа по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы:

Начальный этап - восприятие звуков.

Цель: формирование фонематического  восприятия и представлений.

Продвинутый этап коррекционной работы - восприятие и воспроизведение звуков.

Цель: формирование звукопроизносительной  стороны речи в единстве процессов  восприятия и воспроизведения.

Заключительный этап коррекции - восприятие, воспроизведение звуков, с последующим  закреплением их в письменной форме  речи, в процессе чтения и письма.

Цель: формирование звукобуквенных связей, предупреждение нарушений письменной речи.

Исследователь предлагает направления  коррекционно-логопедической работы:

  1. Различение неречевых звуков
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти
  • различение высоты, силы и тембра голоса
  • восприятие темпа и ритма речи.
  1. Различение речевых звуков
  • формирование фонематического восприятия:
  • различение слов, близких по звучанию
  • различение слогов
  • различение звуков
  • формирование фонематического анализа и синтеза
  • формирование фонематических представлений.

Каждое из направлений  реализуется в процессе поэтапной  работы.

Автор приводит примеры  заданий, используемых в каждом направлении  работы, указывает на условия их предъявления.

 

  Таким образом,  анализ представленных методик демонстрирует, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе показывают  важность развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

  Представленные коррекционные  методики содержат взаимодополняющие  методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

                               

 

 

 

     ГЛАВА 2.               ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

             ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У  ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

                                                                        С ФФН

                                      (экспериментальное исследование)  

                              

 Цель, задачи, принципы проведения  исследования.

 

   Основная цель нашего  исследования – определение состояния  фонематического восприятия у  детей старшей логопедической  группы с фонетико-фонематическим  недоразвитием.

  Задачи исследования:

  1. Разработать методику, позволяющую всесторонне оценить уровень развития фонематического восприятия у детей 5 лет с ФФН.
  2. Выявить особенности фонематического восприятия у детей с ФФН.
  3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов.
  4. На основе полученных результатов разработать направления коррекционной работы с детьми и разработать систему заданий для развития, обучения и коррекции фонематического восприятия у воспитанников старшей логопедической группы для детей с ФФН.

                    Принципы логопедического обследования.

  При  проведении  логопедического обследования детей  необходимо опираться на принципы  комплексной диагностики.

   1. Принцип  комплексного подхода.              

 Требует всестороннего тщательного  обследования и оценки особенностей развития ребёнка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную  деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.

   2. Принцип учёта ведущей деятельности.

 Требует предъявлять задания  в форме, отвечающей ведущей  деятельности ребёнка на этапе  развития: игровой.

  1. Принцип динамического изучения.

Принцип предполагает применение диагностических  методик с учётом возраста обследуемого и выявление его потенциальных возможностей.

  1. Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики.

  Качественный анализ речевой  деятельности ребёнка включает  в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребёнка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учёту количественных данных. Необходимо сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных.

    Перед обследованием  восприятия речевых звуков на  слух необходимо ознакомиться  с результатами исследования  физического слуха ребенка. Многочисленными  исследованиями установлено, что  даже незначительное снижение  остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха  является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей  с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут влиять на формирование звукопроизношения. Такие  недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе  проявлений недостатков фонематического  восприятия заключается в том, что  нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.

Поэтому необходимо отделять вторичные  проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области  артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематичного восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

                   

 

         Организация обследования фонематического  восприятия детей

                        старшей логопедической группы  с ФФН.  

 

Нами было проведено  обследование особенностей развития фонематического  восприятия у детей старшей логопедической группы с ФФН.  В эксперименте приняли участие  20 детей с  ФФН в возрасте 5 лет.  Среди  них 7 детей с заключением: ФФН. Функциональная сложная полиморфная дислалия (артикуляторно-фонематическая), 12 детей с заключением: ФФН. Функциональная сложная полиморфная дислалия (акустико- фонематическая), 1 ребенок с заключением: ФФН. Открытая ринолалия (послеоперационный этап).

 Для сопоставительного анализа  была организована контрольная группа из 20 детей в возрасте 5 лет с нормальным речевым и психофизическим развитием,  посещающих старшую группу массового детского сада. Обследование этой группы детей проводилось по той же методике, которая была разработана для выявления уровня фонематического восприятия у детей с ФФН.

     Методика  исследования была составлена  с использованием заданий авторов  методик  Филичевой Т.Б. и  Чиркиной Г.В.,  Большаковой С.Е.,  Ткаченко Т.А.  Нами была разработана  методика, позволяющая выявить особенности фонематического восприятия у детей пяти лет.

В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь в двух случаях:

  1. При непонимании смысла инструкции показывали образец выполнения.
  2. Повторяли задание, если дети его забывали.

     Результаты  выполнения заданий фиксировались  в протоколе, отмечалось оказание  помощи и характер возникших  затруднений.

 Методика обследования  состояла из 5 заданий.

Цель всех заданий: выявить  состояние фонематического восприятия у детей.

В качестве лингвистического материала нами были использованы таблицы слогов, слов. Задания предъявлялись в устной форме.

     Задание 1. «Поймай звук».

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].

Материал: ряд звуков

м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в,  д, м, р, л, м, н, п, м, б,  мь, м, бь, мь, мь, м. 

б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м».

Материал: ряд слогов

ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум,  уп,  мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м».

Материал: ряд слов

мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык,  мяч,  мат, мед, мех, мох.

Критерии оценки:

1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.

2. Правильное выделение  звука в ряду слогов – 1 балл.

3. Правильное выделение  звука в ряду слов – 1 балл.

4.Ошибки при выполнении  данного подпункта – 0 баллов.

Ошибкой считался пропуск  элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

      Задание 2. «Покажи картинку».

Материал: картинки с  изображением пары предметов (коса –  коза, ежата – мышата, бочка –  почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка).   Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка.

Критерии оценки:

1. Правильное выполнение  всего задания – 1балл.

2. Не более 3 ошибок  – 0,5 балла.

3. Более 3 ошибок –  0 баллов.

Ошибкой считался показ  картинки, не соответствующей названному слову.

       Задание 3. «Повтори, как я скажу».

Инструкция: Послушай. Повтори  так же.

аиу                па – ба                 та – да – та                    пух – мех – мох 

иоу                да – та                  га – ка – га                    кот – год – ход

уои                ва – вя                  ха – ка – ка                   дом – дам – дым

ауио              га – ка                   на – ма - ма                  бак – бык – бок

оуиа              ха – ка                  ма – мя – ма                  копка – кепка - папка

Критерии оценки:

1. Правильное повторение  всех рядов – 1 балл.

2. Частичное выполнение  задания – 0.5 балла.

3. Ошибки при повторении  всех рядов – 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение  последовательности и количества элементов  в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

       Задание 4. «Внимательные ушки».

 Цель: выявить состояние  фонематического восприятия.

Материал: 4 предметные картинки с  изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу  слово правильно.

Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

Правильное выполнение всех заданий  - 1 балл.

Ошибки при показе  одной –  двух  картинок – 0,5 балла.

Ошибки при показе более двух картинок – 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

      Задание  5.  «Найди ошибку».

Инструкция: Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

1. У Марины болит суп, а  в тарелке вкусный зуб.

    У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.

2. На лугу пасутся козы, выросли  на клумбе розы.

    На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.

3.  На столе с салатом мышка,  в своей норке сидит миска. 

      На столе с салатом  миска, в своей норке сидит  мышка.

Критерии оценки:

Правильное определение всех текстов  с ошибками – 1 балл.

Правильное определение 1-2 текстов  с ошибками – 0,5 балла.

Другие  варианты – 0 баллов.

 

                        Результаты обследования и их обсуждение.

 

Проводя количественный анализ результатов исследования, за выполнение каждого задания начисляли  определённое количество баллов.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН