Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном  или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

       Игра «Ригу-рагу»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют  его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.

Эту игру можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

 

                         Основной этап работы.

  Цель: развитие фонематического восприятия.

 

       Дифференциация слов, близких по звучанию:

 

      Игра «Игрушка ошибается» 

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слов, близких  по звучанию.

Оборудование: любимая  игрушка ребёнка.

Описание игры: логопед  объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что  он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального  занятия по развитию фонематического  восприятия.

      Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.

Описание игры: логопед  просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Такое задание можно  предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия, например, при изучении темы «Слова-действия».

       Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед  называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные  картинки в заданной последовательности.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или  индивидуального занятия. Например,  при изучении темы «Знакомство с  предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.

        Игра «Слушай, смотри»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слов, близких  по звучанию.

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед  ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка».

Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка  – решетка.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [м×]». Потом можно провести психогимнастику, попросив изобразить сердитого медведя Михаила Потаповича; показать, как испугалась Машенька, увидев  Мишутку; как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

        Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слов, близких  по звучанию.

Описание игры: логопед  предлагает детям «превратить руки в  слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.

Побеждает ребенок, чей  слон был самым внимательным.

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном занятии.

       Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слов, близких  по звучанию.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно  слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя.

Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь,  мать, мяч...

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном  или индивидуальном занятии.

 

          Дифференциация слогов:

 

      Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: логопед  предлагает ребенку: «Я буду произносить  звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет.

Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).

     Игра «Бабочка»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слогов, близких  по звуковому составу.

Описание игры: логопед  предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед

произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии.

      Игра «Медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: две игрушки  медведица и медвежонок.

Описание игры: логопед  показывает медвежонка и говорит, что  он потерялся. Медвежонок еще маленький  и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.

Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и  индивидуальных логопедических  занятий.

       Игра  «Малыш»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слогов, близких  по звуковому составу.

Оборудование: кукла-мальчик

Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а  дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».

Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и  индивидуальных логопедических  занятий.

      Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Описание игры: логопед  показывает игрушку и говорит, что  этот медвежонок приехал к нам  из сказочной страны и не умеет  разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по –бо, пу – бу, па –па- па, ба- ба –ба.

Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и  индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.

        Игра «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического  восприятия, дифференциация слогов с  оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед  произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и  спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

Эту игру можно использовать в основной части фронтального или  индивидуального занятия, меняя  ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

       Игра «Телефон»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед  говорит на ухо ребенку слог, ребенок  повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно  ли повторил логопед.

Глухие и звонкие  согласные в этой игре не дифференцируются.

Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

      Игра «Веселый мяч»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает  мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

Эту игру можно использовать во время динамической паузы, меняя  ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

 

    Дифференциация фонем:

 

Различение изолированных  звуков, связанных с конкретными  образами.

 

      Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие фонематического  восприятия.

Оборудование: ширма, игрушки (большой  и маленький медведи).

Ход: логопед говорит  ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица  и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед  за ширмой произносит звуки «и», «ы».)

Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального  занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу.

       Игра «Успокой Таню»

Цель: развитие фонематического  восприятия.

Оборудование: мяч, ширма, кукла.

Описание игры: логопед  показывает ребенку куклу и читает отрывок стихотворения:

Наша Таня громко плачет: А-А-А!

Уронила в речку мячик.

Логопед предлагает успокоить  Таню, когда она заплачет: поднять  над головой мяч, когда услышит  звук «а». логопед четко произносит звуки за ширмой: «а», «о», «а», «у», «а», «а», «о», «и», «а». 

Эту игру можно провести в основной части индивидуального  занятия после изучения темы «Звуки «а», «у», «и», «э», «о», «ы». Лесная школа». Можно предложить эту игру во время  динамической паузы, предложив бросить  мяч логопеду, услышав звук «а», затем  логопед возвращает мяч ребенку и продолжает называть звуки.

 

        Игра «Охотники»

Цель: развитие фонематического  восприятия.

Описание игры: логопед  предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть  звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или  индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она  на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.   

      Игра «Песни леса»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.

Описание игры:  логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном  или индивидуальном занятии. Можно, в зависимости от темы занятия, менять выделяемый звук, его  окружение.

 

    Игры со звуковыми символами. 

 

 Для этих игр  необходимо изготовить звуковые  символы на карточках из картона  размером примерно 10*10 см. Символы  рисуются красным фломастером.  Звук «а» обозначается большим  полым кругом, звук «у» – маленьким  полым кругом, звук «о» – полым овалом , звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым  звуком и его обозначением.

 

     Игра «Кто внимательный?».

Цель: развитие фонематического  восприятия, формирование фонематических представлений.

 Оборудование: один  символ звука или несколько.

Описание игры: логопед  называет гласные звуки. Ребёнок  должен поднять соответствующие  символы. На начальном этапе игра может проводиться с одним  символом, затем   с двумя и более.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или  индивидуального занятия. Набор  звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.

       Игра «Телевизор».

Цель: развитие фонематического  восприятия, формирование фонематических представлений.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН