Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

     Педагоги, занимающиеся исправлениями недостатков произношения звуков, считали основными причинами нарушения звукопроизношения недостаточное упражнение и дурное воспитание, а также органические нарушения. Например, такой точки зрения придерживался А. Куссмауль [24].  Но в начале 20 века была оценена роль фонематического восприятия в овладении речью.

      А.Н.  Гвоздев [6] в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их  точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении  ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

     Н.Х. Швачкин [54], изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия,  и   основные этапы (периоды) его формирования.

      Р.Е.  Левина [30 ] на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Исследователь отметила вторичное влияние приближенных упрощенных артикуляций и формирующихся под их влиянием  аморфных кинестезий на процесс формирования фонематического восприятия, затруднение операции сличения собственных речевых высказываний с нормативными образцами, предъявляемыми взрослыми.

     Данные, полученные  в ходе исследований Гвоздева  А.И., Швачкина Н.Х., Левиной Р.Е.  используются в настоящее время  для проведения дифференциальной  диагностики и построения программ  по развитию фонематических процессов у детей с ФФН.

    М.Е. Хватцев [51], рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения:

  1. Недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, в сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; он отмечает особенно резко выступающую плохую смысловую дифференциацию в восприятии парных (оппозиционных) согласных звуков.

  1. Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений.

  1. Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной.

     Значение  фонематического восприятия для  формирования речи было признано  всеми специалистами,  и была  поставлена задача его развития.

    Так, М. Зееман [15 ] среди принципов лечебных  упражнений для устранения нарушений звукопроизношения выделил принцип применения слухового контроля. Он подчеркивал, что обучение новым звукам или исправление неправильных звуков основано, главным образом, на тренировке фонематического слуха, т.к. ребенок обычно не осознает свое неправильное произношение. М. Зееман призывал стремиться к тому, чтобы ребенок правильно слышал вновь образованные звуки и затем научился сам отличать правильное произношение от неправильного. Целью систематических слуховых упражнений автор видел совершенствование функции коркового окончания слухового анализатора, чтобы ребенок научился хорошо улавливать и точно различать отдельные звуки.

     Г.В. Чиркина [52] отметила, что одно исправление дефекта произношения без целенаправленной работы над слуховым восприятием недостаточно, т.к. не восполняет пробелов в фонематическом развитии детей. Но это не снимет важности коррекции произношения, а, напротив, делает ее особенно необходимой, т.к. ребенок правильнее различает те звуки, которые произносит.   

     О.А. Токарева [46 ] предложила процесс коррекции при функциональных дислалиях начинать с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произношением и произношением логопеда  с помощью зеркала. Для преодоления этих затруднений автор предложила проводить специальные тренировочные упражнения в воспитании фонематического слуха, в узнавании данного звука среди близких ему звуков и в установлении прочной связи между речеслуховыми и речедвигательными кинестезиями.

        Г. А. Каше  [16] разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.  

         Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева [48] не только выделили недоразвитие  фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Созданные впоследствии программы для детей с ФФН, а также методики по развитию фонематического восприятия опираются на указанные Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой этапы работы.

      Б.М. Гриншпун [12 ] обобщил имеющийся материал о роли фонематического восприятия в формировании произносительной стороны речи. Он пришел к выводу, что в логопедии, как педагогической отрасли знаний, важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. В соответствии с предложенными критериями он выделил  формы дислалии: акустико – фонематическую, артикуляторно – фонематическую, артикуляторно – фонетическую. Б.М. Гриншпун предложил проводить работу над формированием восприятия звуков речи с учетом характера дефекта и разработал положения, с учетом которых строится логопедическая работа по развитию фонематического восприятия в настоящее время.

     Таким образом,  исследования, проводимые  с первой  половины 20 века, заложили фундамент для дальнейшего изучения особенностей формирования фонематических процессов и создания методик по их развитию в настоящее время.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Современные  подходы к изучению и коррекции  нарушений        

                      фонематического восприятия у детей с ФФН.

 

                    Развитие фонематического восприятия  в онтогенезе.

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический  слух».

   Фонематический  слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.  Он вырабатывается в процессе речевого развития у ребенка, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина [13 ], невозможна генерация речи. Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.

    Традиционно  в логопедии термином «фонематический  слух» обозначают фонематические  процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.   

     Фонематическое  восприятие осуществляет операции  различения и узнавания фонем,  составляющих звуковую оболочку  слова. Качественное многообразие  звуков можно свести к небольшому числу их общих типов – фонем (греч. – phone – звук речи), которые участвуют в смысловой дифференциации слов. 

     Система  фонем есть совокупность фонем  данного языка как различительных  единиц, противопоставленных друг  другу. Процесс развития фонематического восприятия длительный и сложный, т.к. при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. 0н слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые  последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребёнка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребёнок становится более внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.

   Основой для  развития фонематического восприятия  является нормальное развитие  слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.   Швачкин Н.Х. [54 ] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь.  На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм.  На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни  вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость  начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал  до-фонемным. Речь является просодической. В этот период речи звук сопровождает артикуляцию и следует движениям речедвигательного аппарата. Под воздействием  изменения семантики  происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребёнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной. Фонематическое становление  речи ребёнка существенно зависит от психологических  особенностей фонем:

  1. Обобщённость фонемы

  Фонема возникает  в связи со становлением слова.  Будучи смыслоразличителем слова, фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом. Одновременно с этим фонема является обобщением фонетических представлений, сходных по своей смыслоразличительной функции.                   2. Различительная функция фонемы.                                

  Фонема-звук, различающий  значения слов. Психологическая  особенность различения значений  с особой чёткостью обнаруживается  в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения; она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.                                                                                                                                    3. Константность фонемы.

 Благодаря ей, мы  разное «к» в словах   «кот»,  «кат» воспринимаем как одинаковое  «к».              

4. Произвольность или  преднамеренность фонемы.

 Фонема-звук, произвольно  или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до-фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию. Иная природа звуков фонемной речи. С момента возникновения фонемы ребёнок начинает произвольно произносить звуки речи. Здесь оказывается, что он не в состоянии произнести все звуки, которые он непроизвольно произносил в до-фонемный период. Ребёнок, овладевая фонематической системой языка, поглощён наблюдениями за звуками своей речи и очень чувствителен к звуковой недостаточности своей и чужой речи. Впоследствии, с развитием автоматизации, фонема получает непроизвольный характер. Но это иная непроизвольность, чем непроизвольность до-фонемной речи. Эта непроизвольность является продуктом  обобщения артикуляции фонемы, и в любой момент, когда это необходимо, фонема может вновь обнаружить свою произвольную природу.

      Н.Х.  Швачкин  [54 ] составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:

  • А в отличие от других гласных
  • противопоставление по ряду И-У,  Э-О,  И-О, Э-У
  • противопоставление гласных  среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.

 На второй стадии  учится определять наличие или  отсутствие согласных в слове,  затем овладевает умением различать согласные:

-   различение сонорных–  шумных

  • различение твердых – мягких
  • различение сонорных между собой
  • различение губных и язычных
  • различение взрывных и щелевых
  • различение переднеязычных и заднеязычных
  • различение глухих и звонких согласных
  • различение шипящих и свистящих
  • различение плавных и йот.

    На основе  данных Р.Е. Левиной [30 ] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН